«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но Божественную благодать можно уподобить не только семени, но и огню. Тот огонь, который Господь пришел возжечь в мире, возгорелся ярким пламенем в сердце блаженного Марка, и в дальнейшем он ни о чем другом не помышлял, как только о смерти за Христа. Поэтому, подкрепляемый этим желанием, он вернулся на территорию Оттоманской империи и везде он, исповедуясь, открывал свою цель мученичества архиереям, Патриарху и духовникам. Однако все ему единогласно говорили, чтобы он оставил это и не рисковал, поскольку можно спастись и покаянием, ведь и апостол Петр, хоть и трижды отрекался с клятвами и зароками, но одним покаянием был принят Христом и получил свое изначальное апостольское достоинство. Огонь Божественной любви говорил более действенно и сильно в сердце блаженного Марка, который отвечал: "Беззаконие мое познах и греха моего не покрых", я должен обрести моей кровью Иисуса, от Которого меня не в силах отторгнуть и весь мир, а потому, прошу вас, не отговаривайте меня". Такие слова мы слышали из его уст и здесь, на Хиосе, поскольку он часто говорил их другим.

Поэтому прежде, чем отлучиться отсюда телесно, он одел на себя иерусалимский саван, чтобы живо представить себя мертвым, по слову апостола Павла: "Я всегда мертвость Господа Иисуса на теле моем ношу".

Итак, он принял конечное решение уехать оттуда с целью достичь Нового Эфеса, поскольку, как он утверждал, один великий учитель ему сказал, что там, где он отрекся, там и должен исповедать веру. Поскольку не было прямого пути, он прибыл сюда, на Хиос, где был узнан многими своими старыми друзьями и провел с ними несколько дней до тех пор, пока не пошел корабль в Кусандаси. Узнав его замысел, друзья пробовали ему помешать, но он был непреклонен в своем решении.

Добравшись до Кусандаси, Марк сразу же направился к своему первому духовному отцу. Тот, узнав его намерение, воспрепятствовал ему, но не в желании мученичества, а в том, что не следует ему осуществлять это желание в Кусандаси, ибо это вызовет пагубные последствия, поскольку агаряне были разгневаны на христиан из-за строительства новой церкви и из-за мученичества Георгия нового, которое произошло незадолго до этого, в апреле месяце, до такой степени, что они были готовы (лишь бы только нашелся хоть малый предлог) и церковь разрушить и много зла причинить христианам. Святой проявил послушание к словам духовника, но с большой горечью, что не может достичь цели по желанию своему. Но все же он вернулся на Хиос с твердым намерением принять там вожделенный конец.

На Хиосе блаженный проявил большую мудрость, чтобы, желая пострадать там, не причинить никакого зла кому-либо из христиан, и потому он не ходил в дома ни к кому из своих прежних друзей, не встречался явно ни с кем из своих знакомых, но остановился в одном тайном месте и в воскресенье утром пошел в одну отдаленную церковь, прослушал утреню и литургию и причастился Божественных Таин. на следующую ночь два брата священника, с которыми он был раньше близко знаком, позвали его тайно в свою келлию и там пробовали препятствовать ему идти путем мученичества, говоря:

— Брат, не скорби, что ты не достиг желаемого. Бог, ведущий глубину сердец, знает желание твое и вменит тебе его, как если бы ты и делом совершил мученичество. Ты уже сейчас мученик по произволению, так что, если хочешь, остановись на этом, ведь ты уже выполнил свой долг и в дальнейшем тебе ничего не нужно, как только соблюдать заповеди Божии. А если ты хочешь, то можешь поехать на Святую Гору (Афон) и там жить в безмолвии святой жизнью.

Это и подобное говорили ему те братья, но сей блаженный, чувствуя, что в его сердце еще ярче разгорается огонь Божественной любви, ответил:

— Да не будет сего, братия. Да не будет, чтобы я остановился на этом. Это мое несчастье, и будет предательством, если я остановлюсь на этом. Я умру, я умру за Христа моего. Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, хочу искупить его своей кровью. Если мне причинят и мучения перса Иакова, я все готов перенести ради любви к моему Спасителю.

Итак, они провели остаток ночи в душеполезных беседах, духовных песнях и рассказах о мучениках, затем отслужили повечерие. После повечерия он один прочитал последование ко причастию с сокрушением и слезами, и многими поклонами, от которых устав, он присел и, немного задремав, увидел в видении прекрасного юношу, который сказал ему: "Пришла обильно Божественная благодать", — и он сразу же проснулся. Все трое пошли в церковь, прочитали последование утрени, затем он причастился Пречистых Таин и, укрепившись Божественной силой и молитвами братьев, он попрощался с ними и тайно вышел из храма перед восходом солнца. Увидев по дороге одну открытую церковь, в которой совершалась литургия, он вошел внутрь и после отпуста, став напротив иконы Спасителя, он горячо молился, а по окончании произнес следующие пророческие слова: "Яко овча на заколение ведеся и яко агнец прямо стригущего его безгласен". Затем он вышел и, добравшись до отдаленного места, молился там до тех пор, пока не открылось здание суда, и святой поспешил туда. Подойдя к двери, он остановился, трижды перекрестился и затем вошел внутрь. Там он спросил судью, и был приведен к нему.

— Чего ты хочешь, чего ищешь?— спросил его судья.

— Я, — ответил Марк, — был христианином, мое имя Марк, я из Солуни, родился в Смирне от родителей христиан. Несколько лет назад я помрачился умом и отрекся, увы, от моей святой веры и принял вашу мерзкую веру. Затем меня миловала благодать Божия, и открылись очи моей души, и я познал прельщение, в какое попал. Так что я пришел сегодня сюда, чтобы исповедать, что я ошибся, оставив свет и последовав тьме.

И сказав это, он достал из-за пазухи крест и поцеловал его, говоря: