«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мученик — это свидетель живой веры, знающий, что "верить во Христа значит иметь вечную жизнь. От этого знания происходит непреклонность в вере и постоянство, возникает исповедническая вера и готовность на всякую жертву за Христа"

Кто они, мученики?

Каждый безошибочно ответит — они святые. Хорошо, святые. Но в чем их святость? Может в безгрешности? Нет. Самый очевидный пример, мученик Вонифатий, пришедший на подвиг мученичества от грешной жизни; осознание греховности было так велико у святого Евстратия, что он в своей предсмертной молитве просил Господа помиловать "осквернившуюся страстьми жития сего душу его" . Может, в их уверенности в себе? Опять нет. Святая Феврония, исходя на подвиг мученичества, просила сестер молиться за нее ко Господу, чтобы "Он укрепил ее немощь и подал терпение" .

Так в чем же их святость? Если "Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин. 4, 16), то очевидно, что святым и мучеником человека делает Божественная любовь, осознание неизреченной любви Господа к роду человеческому и к каждому человеку в отдельности, чувство этой спасительной любви порождает желание и самому жить для Любящего. И это не на словах! "Кто любит всею душой и всем сердцем, тот с радостью жертвует собой для возлюбленного"

Два пути к мученичеству

Из житий новомучеников видно, что если одни из них, живя благочестиво, были неожиданно призваны на подвиг мученичества, то другие шли на него намеренно в осознании своей греховности (чаще всего отступники, желавшие исповеданием веры и мученическою кровью смыть позор отречения), так что "через смерть снова надеялись ожить те, которые при жизни считались мертвыми" .

Подвиг мученичества и созидание Церкви

В житиях новомучеников, написанных современниками, часто прослеживается линия поведения окружающих христиан. Мы видим, как христиане сами себя предают в тюрьмы или хитростью проникают в число заточенных, чтобы утешать и подкреплять мученика в его подвиге, мы видим, как христиане внимательно следят за ходом мученичества, молятся за страдальца, как они ревностно относятся к останкам святого, выкупая мощи, разрывая на части одежду, сохраняя землю с кровью мученика. Действительно, для них всех новое мученичество — это торжество порабощенного Православия над господствующим исламом, это пир веры, утверждение их сердец в уповании на Христа. Подвиг одного становится духовным достоянием всех, и каждый по мере возможностей подвизается ради добропобедного прохождения мучеником своего подвига. Так что "все мы (христиане) возрастаем до небес в Церкви, и каждый из нас возрастает через всех и все через каждого... И тогда, когда кажется, что член Церкви подвизается для себя, он в действительности подвизается для всех" .

Сущность подвига

Как мы говорили, телесные страдания составляют лишь часть подвига. Не менее существенная часть — это отказ от всех прелестей мира, богатства, славы, роскоши, плотской любви, которые в качестве соблазна предлагают исповеднику мучители (вернее, сатана). Отказаться от всех мирских благ и предпочесть им мученическую смерть, видя слезы матери, протянутые руки жены и детей — для этого нужна действительно твердая вера, непоколебимая надежда и всеобъемлющая любовь! Кроме этого, благодаря тому, что жития новомучеников составлены современниками, мы узнаем, что внутри самих мучеников происходит жестокая брань с сатанинскими помыслами, внушающими боязнь, сомнение, немирность, до такой степени, что некоторые из них не спят ночами, нуждаются в духовной поддержке (вспомним, что и Господу в Гефсиманский сад был послан ангел для укрепления). Если прибавить к этому и полное непонимание мучителей, насмешки и попытки внушить ложность избранного пути, то картина представилась бы в самых мрачных красках, не будь c мучениками укрепляющей и духовно веселящей благодати Божией. Исполненные благодати, мученики шли с улыбкой на устах и радостью в глазах на смерть, они и в заточении непрестанно славословили Господа, постились. А если появлялась возможность избавиться от мучений и смерти, то они ее категорически отвергали, лишь бы быть в этой благодати, в этом блаженстве, в Царствии Божием, внутри их сущем.