«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 - Есть и другое, подобное этому, но является признаком прелести.

 - Признаки прелести одни, а благодати другие. Лукавый дух прелести, когда приступает к человеку, смущает его ум и озлобляет его, ожесточает и помрачает сердце, вызывает тру­сость, страх, гордость, заставляет дрожать всем телом, перед глазами возникает свет, не сияющий и чистый, но красный. Ум приходит в исступление и становится подобным бесу, уста произносят постыдные и хульные слова, и тот, кто видит этого духа прелести, исполняется гневом, совершенно не зная ни смирения, ни истинного плача, ни слез. Такой человек всегда хвастает своими подвигами, прославляет себя безудержно и без страха Божия. В конце концов, он сходит с ума и приходит в совершенную погибель, от которой твоими молитвами да избавит нас Господь. Признаки же благодати следующие. Когда приходит к человеку благодать Святаго Духа, она сосредоточивает его ум, он становится внимательным, смиряется, благодать приносит ему воспоминание о смерти, грехах, будущем Суде, вечных муках и легко приво­дит душу в умиление, плач и скорбь. День и ночь глаза тако­го человека наполнены слезами, и чем больше приближает­ся к человеку благодать, тем он становится более кротким душой. Святыми Страстями Господа нашего Иисуса Христа и безграничным Его человеколюбием благодать доставляет человеку утешение. Благодать - виновница высоких истин­ных созерцаний: о непостижимой силе Божией, о том, как Бог единым словом привел все из небытия в бытие, о безгра­ничной силе, удерживающей и управляющей всем и о всем имеющей попечение, о непостижимой тайне Пресвятой Тро­ицы и неисповедимом море Божественного Существа, и дру­гом. Когда ум человека будет восхищен Божественным све­том и просвещен Божественным знанием, тогда сердце его делается в высшей степени спокойным и кротким и источает плоды Святаго Духа: радость, мир, долготерпение, благость, сострадание, любовь, смирение. Душа же наслаждается не­изреченным веселием.

 Выслушав это, святой Григорий пришел в изумление и удивлялся всему, что говорил ему Максим, и более уже не на­зывал его человеком, но земным ангелом. Он долго просил его: "Перестань, пожалуйста, отныне сжигать свою келью, и останься в одном месте, как говорит премудрый Исаак, что­бы принести больший плод и оказать пользу многим другим, как опытнейший в добродетели, потому что ты достиг ста­рости, да и смерть часто приходит не вовремя. Передай свои талант и дар, который получил, и Божественное семя твоего учения народу Божию, прежде чем постигнет тебя кончина, тогда ты получишь на Небесах большую награду за то, что доставил пользу другим. Ведь и Господь, Который дал апостолам благодать Святаго Духа, не заповедал им проводить жизнь в горах, но послал к людям, чтобы и те прикоснулись к их благодати и из грешников, через их святость, тоже ста­ли святыми. Поэтому Он и сказал своим апостолам: «Так да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5: 16), а не "пред гора­ми". Итак, пусть да светит и твой свет перед людьми, «чтобы они видели» твои «добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф. 5: 16). Перестань притворяться юродивым, ибо это служит соблазном для тех, кто знает о твоих под­вигах. Послушай моего совета и сделай как я, лучший друг твой и брат, говорю тебе, поскольку, как говорит Священное Писание, брат, получающий помощь от брата, неприступнее крепкого города (Притч. 18: 20)".

 Об этих советах божественного Григория узнали и другие великие старцы, которые тоже присоединились к просьбам и сумели убедить преподобного Максима осесть на одном месте. И вот, божественный Максим нашел пещеру, которая находилась на расстоянии трех миль от пещеры Исайи, сде­лал в ней перегородку шириной и длиной в одну оргию из веток и травы, по своему обыкновению, совершенно не ис­пользуя при этом ни камней, ни дерева, ни досок, ни гвоз­дей, так что вышло что-то вроде кельи. Сжигать кельи он отныне перестал, и прожил в этой пещере почти до конца жизни в обычном своем нестяжании и сверхъестественном подвиге, подобно бесплотным. Затем, рядом с кельей, препо­добный выкопал себе могилу и постоянно плакал возле нее и воспевал ексапостиларии (тропари) на исход души: "Небо звездами украсивый, яко Бог", которые сам же и составил.

 Когда он так подвизался, демоны, собравшись, воздвига­ли на святого ежедневную брань, пытаясь изгнать его с того места. Но преподобный прогонял их умной молитвой, и они, подобно дыму, рассеивались. К тому же святого покрывала и хранила непобедимая и неодолимая сила Божия, являвшаяся в виде огня достойным такового видения, которая и попаляла его врагов. Насколько нам известно, преподобный Максим исцелил множество больных, изгонял бесов из одержимых и, отправляя исцеленных домой, заповедовал им, чтобы были всегда здоровыми, воздерживались от зло­памятства, несправедливости, клятвопреступления, пьян­ства, блуда, от мяса, по силе подавали милостыню, очища­ли себя покаянием от всякого греха и в большие праздники обязательно причащались Пречистых Тайн.

 Однажды преподобный побудил некоего монаха по имени Меркурий изгнать беса из одержимого, и тот в присутствии преподобного запретил лукавому духу именем Иисуса Хри­ста и чудесным образом исцелил бесноватого.

 В другой раз, встретив на дороге послушника одного стар­ца, которого жестоко мучил бес, преподобный велел ему пребывать в послушании своему старцу, воздерживаться от сыра, вина, всякой скверны, и тогда он, во имя Иисуса Хри­ста, исцелится. Тотчас же случилось чудо, и по слову препо­добного послушник тот обрел исцеление.

 Один раз пришли к преподобному для духовной беседы монахи из Лавры, а вместе с ними был один мирянин. Как только преподобный увидел его, еще издали, то не подпус­тил к себе, сказав, что это неверующий Акиндитат, хотя никто из его спутников не подозревал об этом. Святой много рассказал об этом человеке, называя его "опасным", "подоб­ным бесу", "причастником всякой ереси и слугой антихрис­та". Таких еретиков преподобный Максим при всех прогонял и предавал анафеме.

 Однажды некие монахи прибыли на Святую Гору, но, ког­да преподобный увидел их, то громко закричал: "Прогоните сначала от себя Массалиана (так звали одного из них), и тог­да уже приходите ко мне". Услышав такое, монахи испуга­лись и, прогнав того Массалиана, пришли к святому.

 Некий монах захотел отплыть на корабле по какому-то делу в Константинополь из Салоник, но преподобный не отпускал его, предсказывая гибель корабля, и действительно, через три дня корабль со всеми пассажирами утонул.

 Был случай, когда к Лаврской пристани причалил корабль и его пассажиры привели к преподобному беснова­того, одержимого бесом ненасытности. Ежедневно этот че­ловек съедал пищу, достаточную для пятерых мужей, и не насыщался. Бросившись к ногам преподобного, они вместе с одержимым просили святого избавить его от беса. Взяв су­харь, преподобный подал его страждущему со словами: "Во имя Господа нашего Иисуса Христа, ешь ровно столько, на­сыщайся и успокойся". Человек тот избавился от беса нена­сытности и с тех пор съедал не больше того сухаря, что дал ему преподобный. Отрекшись от мира и того, что в мире, он стал монахом. Руководимый святым, этот брат с помощью Божественной благодати преуспел в добродетели и стал ис­куснейшим монахом.

 Как-то раз преподобный бранил одного монаха по име­ни Варлаам за его непослушание своему духовному отцу, и сказал, что за грехи последует для него плохой конец, и он умрет от холода и стужи, что и случилось впоследствии, во исполнение пророчества преподобного Максима.

 Другому монаху по имени Афанасий преподобный пред­сказал смерть от измаильтян, и это тоже исполнилось. Сей блаженный настолько был богат благодатью Святаго Ду­ха, что, как вблизи, видел происходящее на далеком рас­стоянии, а будущее предсказывал так, словно это было на­стоящее.

 Предсказал преподобный и приход царей, сказав: "Придут ко мне цари ромеев, чтобы послушать пророчества и узнать будущее, а не для собственной пользы". Прошло немного времени, и к святому пришел Иоанн Кантакузин с Иоанном Палеологом, царствовавшие тогда, и он предска­зал, что с ними случится, и все беды, которые произойдут. Затем, желая научить их, многое сказал для пользы души и подобающее для царей. Когда цари уже собрались уходить, святой сказал Кантакузину: "Вот, игумен монастыря", а другому Иоанну: "Держи неудержимое и не прельщайся ибо царствование твое будет долгим, но непрочным, и принесет тебе много волнений". После этого преподобный отпустил их, сказав: "До свидания, ступайте в мире". Прошло немного времени, и святой послал в Константинополь Кантакузину сухарь, луковицу и чеснок, предсказывая, что он станет монахом и будет питаться такой пищей. Все это вско­ре и случилось. Принуждаемый Иоанном Палеологом он против своей воли стал монахом, и, когда ему дали для еды сухарь, он вспомнил о пророчестве преподобного и удивил­ся. Так же поразился и Иоанн Палеолог, вспомнив о проро­честве преподобного тогда, когда все стало складываться по его предсказанию.