«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 Некий монах по имени Никодим пришел за советом к свя­тому, и Максим сказал ему: "Брат Никодим, скоро я умру". Он открыл ему день своего успения и назвал поименно тех, кто будет присутствовать на погребении. Именно в предска­занный день преподобный Максим и преставился, ему бы­ло девяносто пять лет. Случилось это тринадцатого января. Погребли его в могиле, которую он сам же ископал рядом с каливой, при погребении присутствовали только те, кого он назвал, ибо он не хотел, чтобы о его предсказании стало из­вестно множеству народа. Преподобный наказал, чтобы его останки не переносили в другое место, и никто не брал бы от них какую-либо часть, но оставил в целости. Так он посту­пил для того, чтобы не быть прославляемым людьми.

 Когда все отцы Святой Горы узнали о кончине препо­добного, они сильно опечалились и много плакали, так как осиротели и лишились богомудрого учителя монашеского жития и светлейшего светильника. Всегда рассказывая об его подвигах и божественных дарованиях, они каждый год с почестями благоговейно совершают службу в память свя­того. Так прославили и прославляют на земле преподоб­ного Максима люди, а на Небесах, прияв его чистейшую и святую душу, Святая Троица вселила его в скинии святых и прославила неизреченным и непостижимым светом бо­жества. Он предстоит ныне Христу, Которого возжелал от юности своей, и радуется вместе с Ангелами и святыми, и непрестанно молится о нас.

 Непрекращающиеся у его могилы чудеса показали, что благодать Святаго Духа неразлучно пребывает с божест­венными его мощами. Некий монах Дионисий, прозываемый Кондостефанос, сильно мучился от головных болей. Он пришел к гробнице преподобного, и с верой и слезами просил Бога и святого дать ему здоровье. Немного задремав, он, когда проснулся, почувствовал, что здоров. Прославив Бога и святого, монах взял земли с могилы, которая оказалась как миро дивное, наполнив неизреченным благоуханием все вокруг.

 "Да и я сам, - говорит автор жития, - который видел свя­того, парящего в воздухе, когда сильно заболел и приблизил­ся к смерти, со слезами призвал святого. Он явился ко мне во сне, исцелил меня, и я поправился, прославляя и благодаря Бога и святого за то, что уже был мертв, но воскрес".

 Некий иеромонах святой жизни по имени Нифон вместе с другим подвижником пришли на могилу к святому и, раско­пав, взяли часть из его святых мощей. При этом разлилось такое благоухание, что они не смогли его вынести. Вытерев губкой, смоченной в воде, взятую ими частичку мощей, они с верой помазали себя этой губкой, после чего снова поло­жили мощи на место, исполнив заповедь преподобного, ве­левшего оставить его мощи целыми. Они снова засыпали могилу землей, как и было прежде, и прославили Бога, так прославляющего святых Его. В великой радости они каж­дый день посещали могилу святого Максима и обоняли ис­ходившее благоухание. Точно так же поступали и все те, кто подвизались рядом с местом его погребения, наслаждаясь благоуханием во славу Христа, Бога нашего, Которому по­добает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 (Написано Феофаном Перифеориу, бывшим игуменом Ватопедского монастыря)

Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Нифона Афонского, просиявшего в XIV веке

 Сей преподобный отец наш был родом из Аргирокастро, из селения Лукови. Отец его был священником, человеком весьма благочестивым и боявшимся Бога. Когда преподоб­ному исполнилось десять лет, его дядя забрал его с собой в монастырь святого Николая, где был екклисиархом. Эту оби­тель построил приснопамятный царь Константин Мономах на месте, которое до сих пор называется Междуречье.

 Сначала дядя обучил его священной грамоте, а затем об­лек в монашескую схиму. Поскольку Нифон преуспел как в учении, так и в послушании монастырском, то был постав­лен во чтеца, а когда пришел в возраст и еще более преуспел духовно, его рукоположили во священника. Будучи весьма одаренным и прилежным, преподобный читал Священное Писание и жития святых, благодаря чему стал многоуче­ным. Любовь же к Богу уязвляла его в самое сердце, а жела­ние безмолвия так разгорелось в нем, что сжигало ум и по­мышление. Поэтому он оставил обитель святого Николая и пришел к одному добродетельному подвижнику на гору Геромерион, у которого научился строгому монашескому жи­тельству. Усладившись медом безмолвия, он более не смог находиться в миру, но, презрев родину, сродников, друзей и всякое имение, он с усердием устремляется на Святую Гору, а там, водительством Божиим, приходит в район Великой Лавры в кафизму (строение близ монастыря для одного монаха) святого Петра Афонского. Найдя там одного удивительной жизни подвижника по имени Феогност, он предал ему себя в полное послушание. Через три года, узнав, что Нифон - священник, и увидев его многочисленные и великие добродетели, старец уже более не захотел, чтобы Нифон был его послушником, но братом, равным ему. Преподобный же, в свою очередь, возражал и говорил: "Нельзя монаху безмолвствовать одному, если он вначале не смирит себя послушанием", и просил по-прежнему оста­вить его в послушниках. Но из-за своего необычайного смирения Феогност не соглашался и божественный Нифон, обогащенный даром слез, вынужден был удалиться оттуда. Он перешел в находившуюся рядом кафизму Василия Ве­ликого, где в крайнем безмолвии пребывал четырнадцать лет, вкушая все это время лишь немного сухого хлеба, да и то один раз в неделю.

 В это время в Великой Лавре случилась эпидемия чумы, от которой умерли многие из братии. Поскольку в обители осталось мало священников, игумен позвал святого, но тот из любви к безмолвию отказался, сказав ему: "Прости меня, отче, ибо я некнижен и невежествен". Тогда игумен попро­сил его служить хотя бы в кафизмах за пределами Лавры, и тот, по своему смиренномудрию, подчинился, проведя в этом послушании три года. Поскольку же в сердце препо­добного, продолжало гореть желание безмолвия, он ушел оттуда и пришел в Вулевтирии, где сейчас находится скит святой Анны. Вкушая лишь траву земную, он провел там в безмолвии много лет, не имея никакого крова над головой, даже каливы.

 Однако нашлись некоторые братья, которые не смогли взирать на такое высокое житие преподобного. Подвигнутые на зависть ненавистником добра - диаволом, они обвинили подвижника в прелести перед игуменом Лавры, якобы тот ест траву, потому что гнушается хлебом. Игумен вызвал Нифона в монастырь и спросил: "Брате мой и чадо, зачем ты подвизаешься такой суровой и высокой жизнью, от которой рождается возношение и прелесть, а не идешь средним и непрелестным путем, который легче и не таит в себе бездн прелести? Древние отцы питались травой в пустынях, пото­му что у них не было хлеба, а здесь есть и хлеб, и другая еда. Ты должен все это есть с воздержанием, и тогда прогонишь бесовское превозношение и прелесть". По своему крайнему смирению преподобный послушался игумена, и, покинув Вулевтирии, пришел в кафизму Преображения, где прожил много лет подряд, совершая там Божественную литургию. Узнав о нем, у кафизмы собралось множество братьев, ко­торые хотели стать его послушниками и иметь преподобно­го своим наставником и учителем монашеского жития. Но множество народа доставляло подвижнику сильное беспокойство, и он ушел оттуда к преподобному Максиму Кавсокаливиту, вместе с которым и безмолвствовал много лет. И такую они испытывали любовь друг к другу, что, казалось, была у них одна душа в двух телах. Святой Максим подарил свою каливу святому Нифону, а сам соорудил для себя дру­гую, рядом.

 Поскольку многие приходили к святому Максиму из-за совершаемых им чудес и пророчеств, через некоторое вре­мя святой Нифон, будучи не в силах выносить это беспокойство, ушел оттуда в пещеру, что находилась напротив кафизмы святого Христофора, где и остался на безмолвие. Позже пришел с его родины некий монах по имени Марк, и просил взять его в послушники, чтобы научиться мона­шескому житию. Преподобный принял его, но велел постро­ить рядом с его каливой другую, для его брата. Изумившись от слов святого, Марк отвечал: "Отче, разве возможно, что­бы мой брат пришел сюда, он же мирянин и имеет семью?" Тогда с присущим ему великим смиренномудрием святой сказал: "Брат, я выжил из ума, поэтому и не знаю, что говорю Ты же поступай как хочешь". На праздник святого Афанасия преподобный послал Марка по какой-то необходимости Лавру, сказав: "Возвращаясь с праздника, приведи с собой и своего брата, посмотрим на него". Марк же, снова удивившись, отвечал ему теми же самыми словами. Однако, придя в Лавру, он обнаружил, что брат его сидит у дверей. Поняв прозорливость святого, он с радостью обнял брата, хотя и ис­пытывал угрызения совести оттого, что не поверил своему старцу. Позвав брата с собой, Марк привел его к святому и, припав к его ногам, просил прощения за свое неверие. Через некоторое время Марка разбил сильный паралич, он не мог ни ходить, ни пошевелить рукой или ногой. Он попросил святого сжалиться над ним и исцелить, но тот, желая чтобы Марк познал свой грех неверия и преслушания, сказал: "Ис­целить тебя, чадо, могут лишь святые чудотворцы и бессребреники, а меня, грешного и недостойного, Бог не слышит". Брат же Марка, из сострадания к нему, очень просил святого простить его. Нифон взял елея из лампадки и помазал тело больного, и - о чудо! - Марк тотчас же исцелился и встал с одра, на котором лежал. Тогда святой сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Но Марк снова впал в преслушание. Он просил благословения старца пойти ловить рыбу, но, не получив его, все равно спустился к берегу, чтобы якобы по­стирать одежду, а на самом деле стал ловить рыбу. И когда он занимался этим, вдруг из воды выпрыгнула огромная аку­ла с раскрытой пастью, чтобы проглотить его. Испуганный Марк призвал в молитвах старца и, чуть отпрянув назад, едва-едва смог избавиться от чудовища. Он тотчас же при­бежал к святому, держа в руках свой улов. Святой же, взгля­нув на него, сказал: "Не будь неверен, ослушник, ибо тот, кто преобразился в змия перед прародителями и научил их преслушанию, тот же самый и превратился в акулу за твое преслушание, которому научил тебя прежде, желая ввергнуть в погибельный ров и духовно, и телесно. Но Христос, пришедший в мир, чтобы мы имели жизнь, помог тебе сегодня, ожидая по безграничной Своей благости, твоего покаяния. Я же никогда не стану есть рыбу преслушания". Услышав это, Марк далеко отбросил рыбу и, припав к ногам святого, с го­рячими слезами просил прощения. По необычайному свое­му состраданию святой простил его. С тех пор Марк всегда пребывал в полном послушании своему наставнику, до тех пор, пока не окончилась его земная жизнь, и он не перешел в мир иной с благими надеждами на тысячекратную награ­ду за послушание. Преемником своего послушания, чтобы служить святому, Марк назвал своего племянника Гаври­ила, отца которого звали Досифей. Этот Досифей однажды попросил святого послать Гавриила по какой-то нужде в Ватопедский монастырь, и тот отправил его, назначив, однако, точный день его возвращения. Пришел назначенный день, а Гавриила не было. Досифей начал плакать, думая, что сын его попал в рабство, ибо он слышал, что те места подвер­гались пиратским нападениям агарян. Святой же, прозрев духовными очами, узнал о том, что случилось, и сказал: "Не плачь, старец Досифей, о своем сыне, потому что он на свободе". И действительно, Гавриил, с которым не случилось ничего дурного, пришел до захода солнца.

 Зная, что через шесть месяцев святой Максим заснет по­следним сном, святой сказал своим сподвижникам: "Пой­демте к святому Максиму, насладимся его обществом, ибо уже не увидим его в настоящей жизни". Когда они пришли к нему и дали последнее целование, святой Максим сказал: «Радуйтесь о Христе, возлюбленные братия. Сие есть наше последнее приветствие, потому что более мы не увидимся». И это было истинное пророчество святых.

 Прошло много лет, и на Святой Горе опять началась эпи­демия чумы. Эта болезнь поразила и Гавриила, которому угрожала смерть. Отец его безутешно плакал, а святой так утешал его: "Не плачь, брат, ибо сын твой сейчас не умрет, потому что так хочет Бог, ибо он послужил мне. Повернувшись на восток, святой стал тайно молиться о больном Всемилостивому Богу, и молитва эта длилась довольно долго, после чего произошло чудо и больной поднялся здоровым, прославляя Бога. Тогда, обратившись к Гавриилу, святой про­изнес: "Вот, брат наш, с помощью Божией, обрел здоровье а я во время Петрова поста умру".