«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 В то время, когда Нектарий находился у прота, преставил­ся Филофей, который был уже глубоким стариком, и отошел к Желанному Господу. Дивный же Дионисий Иагирис, не в силах выносить братоненавистничества того брата, захотел жить вместе с Нектарием. Он пригласил его еще и потому, что они оба были чадами одного и того же духовного отца и старца. И подвизались они вместе в течение долгого вре­мени, как мы уже говорили ранее. Найдя небольшой монас­тырь, который был освящен в честь Небесных Сил бесплотных или Кофу, они получили разрешение от прота Святой Горы Даниила поселиться там. Подвижники стали жить в этом монастыре, угождая Богу, добывая хлеб рукоделием и по силе помогая всем нуждающимся. А тот братоненавист­ник, оставшись нераскаянным, как сумасшедший скитал­ся по Святой Горе, а потом вышел в мир. Там он проводил жизнь распущенную и невоздержную и закончил ее тем, что изверг свою душу на дороге, не имея ни дома, ни крыши над головой, и даже без последней молитвы, которую читают над всеми христианами.

 Видите, братья, каким злом является ненависть и преслушание? Ненависть и зависть ослепляют око душевное, то есть ум того, кто одержим ими. Преслушание отлучает человека от рабов и друзей Божиих, лишает его их помощи и защиты, и как слепого ввергает в глубину погибельную. Возненави­дим преслушание и ненависть всеми силами, если кто из нас не хочет разлучаться от славы Божией. Полюбим послуша­ние и любовь к братьям нашим, чтобы через них смогли мы насладиться Царствием Божиим. Об этом все.

 Блаженный Дионисий Иагарис, прожив достохвальную и преподобническую жизнь во всех добродетелях и особенно в смиренномудрии, в глубокой старости отошел к Желанному Богу. Божественный Нектарий с благоговением и почестями похоронил его останки. С той поры он пребывал в глубокой печали, ибо не имел более общения с присноблаженным Дионисием, и жалел, что сам не отошел к Желанному Хри­сту вместе с дивным Филофеем и блаженным Дионисием, и, находясь на земле, лишен возможности наслаждаться обще­нием с ними. Нектарий, по апостолу, «забывая заднее и простираясь вперед» (Флп.3:13), не считал совершенными собственные подвиги и добродетели, но старался добиться большего. Подвижник постоянно восходил от силы в силу, прибавляя желание к желанию и подвиги к подвигам. По­тому, видя его намерения, Бог не презрел преподобного, но желая дать ему больший венец на Небесах, попустил впасть во многие страшные телесные болезни, которые блаженный переносил с крайним великодушием и благодарением. Про­жив жизнь поистине преподобническую и достойную свя­тых, он сподобился мирной и богоугодной кончины, предав в руки Божий блаженную свою душу в 1500 году от Рожде­ства Христова в пятый день декабря месяца, и был сопри­числен на Небесах с любимым им преподобным отцом Филофеем и Дионисием. Ученики похоронили его со всяческим благоговением, а через четыре года были обретены его свя­тые мощи, от которых исходило неизреченное благоухание. В северной части храма в прекрасную гробницу с благогове­нием и почестями положили его всечестные мощи. Святой его лик был изображен на иконе, которую поместили над мощами. Многие, приходившие сюда с благоговением, ощу­щали духовное благоухание от святых мощей, и получали освящение души и тела, во славу Христа и Господа нашего и в доказательство богоугодной жизни преподобного Не­ктария, молитвами которого и мы да сподобимся Царствия Небесного. Аминь.

Мученичество святых новомучеников Гавриила и Кирмидола, совершивших свой подвиг в Египте в 1522 году

 Эти святые новомученики родились в Египте, родители их были христианами и дали им хорошее воспитание. Гав­риил и Кирмидол были замучены у себя на родине во време­на султана Сулеймана, сына Османа. Вот как это случилось.

 В те дни правителем Египта был некий эмир Хаер Мек. К нему пришли нечестивые и оклеветали святых мучеников, сообщив: "Здесь есть двое христианских юношей, мало то­го, что они иноверцы, так еще делают нам много плохого; поскольку дома их находятся рядом с мечетью, они швыря­ют в нее мусор, выливают грязную воду и другие нечистоты. Никто из нас не может сделать им замечания, потому что они секретари больших начальников. Они поступают подоб­ным образом каждый день и мы, не в силах перенести этот позор, пришли к тебе с жалобой, а ты делай, как тебе угодно". Эти скверные и нечестивые говорили так из зависти, потому что юноши были знатны родом, преуспели во многих делах и были достойными секретарями. Они были способными от природы, хорошо образованы, и воспитаны родителями в Добрых нравах, поэтому им и позавидовали, оклеветав пе­ред страшным правителем.

 Услышав жалобу, эмир сразу же послал воинов, которые арестовали юношей и привели к нему. Увидев, насколько юноши красивы и молоды, эмир начал льстить им кротки­ми словами и расспрашивать о вере. Юноши свободно и с большим дерзновением рассказали ему, что они христиане и веруют в Господа нашего Иисуса Христа. Обнаружив, что они не поддаются на уговоры сменить веру, эмир приказал воинам отвести их к судьям. Потащив их, как злодеев, жес­токо оскорбляя и бесчеловечно избивая, воины привели их к судьям. Те снова спросили их о вере, и они без страха, с весе­лыми лицами, твердо отвечали им то же самое, что и эмиру Агаряне, которые собрались на суд в великом множестве, ибо хотели узнать исход дела, услышав их речи, разгневались и все как один закричали, чтобы мученики отреклись от веры во Христа и приняли мусульманство. Но юноши с великим бесстрашием отвечали: "Мы приняли нашу христианскую веру от предков, и не отречемся от нее, но останемся с ней до конца. Вашу же веру мы презираем и гнушаемся ей, ибо она ложная и суетная". Услышав это, судьи разгневались и сказа­ли: "Если вы сделаете то, что вам прикажут, тогда избежите многих мук и спасете свою жизнь, вас же почтят великими почестями и славой. Если же не примите нашу веру, вас пре­дадут мучительной смерти". Во время этого судилища, ког­да судьи разговаривали, пришла мать святого Кирмидола, чтобы увидеть и утешить своего сына, который подвергался такой опасности, но как только агаряне увидели ее, они на­бросились на нее, подобно диким зверям, жестоко избили, порвали одежды и выгнали из судилища.

 Увидев это, блаженный Гавриил встал посреди них и про­изнес: "О неправедные и беззаконные судьи! Ничто нас не отлучит от любви и веры Христовой - ни богатство, ни сла­ва, ни любовь к родителям, ни муки, ни даже страшная и мучительная смерть. Вот наша выя, и что хотите, то и де­лайте с нами". Подобным же образом отвечал и Кирмидол: "И я согласен с моим товарищем, и готов умереть за Христа моего". Тогда один из предстоявших агарян, разгневавшись на мученика за эти слова, ударил его мечом в грудь и опро­кинул на землю. Другой арап, устремившись на него с ярос­тью, ударил со всей силой в грудь ногами, от чего юноша сде­лался полумертвым. Третий, взяв в руки огромный камень, ударил мученика по голове, расколов ее на две части. Но да­же и этим не насытились бесчеловечные. Один из них под­бежал и вырвал пальцами глаза юноши. Так приснопамят­ный Кирмидол сподобился блаженной кончины и получил от Венцеподателя Христа мученический венец. Блаженного же Гавриила швырнул на землю один из воинов и, ударив мечом, отсек правое плечо, а затем и честную его главу. Так и присноблаженный Гавриил приял мученический венец.

 После того как мучеников так жестоко и бесчеловечно умертвили, к их ногам привязали веревки и тела, по прика­зу судей, протащили до места, называемого Химет Илгуман, то есть до воинских палаток. Разложив большой костер, тела мучеников бросили туда. Прошло два дня, но тела не сгорали. Тогда беззаконные разожгли еще больший костер, подбросили дров, подлили масла и снова положили в костер мощи святых мучеников. После того как погас огонь и остыл пепел, агарянские рабы собрали то, что осталось от костей святых мучеников, и продали христианам. Святую главу му­ченика Гавриила сначала тайно взял один из воинов и про­дал некоему христианину Илии, золотых дел мастеру, сыну Муфры. Взяв главу, Илия отдал ее Иоакиму, блаженнейшему патриарху Александрийскому. Каждый, кто покупал части­цу святых мощей мучеников, отдавал их Патриарху. Собрав с благоговением все частицы мощей, он помазал их благо­уханными ароматами и положил в раку, сохранив ее в своей келье. Спустя много дней Патриарх взял раку и со многими свечами, гимнами и песнопениями перенес ее и положил в храме иже во святых отца нашего Николая. Там мощи на­ходятся и до сего дня, совершая Божественной благодатью удивительные чудеса тем, кто приходит к ним с верой, бла­гоговением и лобызает их. Этим святым было примерно по двадцать лет, когда они претерпели мучения. Этот добрый подвиг во имя Христа они совершили в восемнадцатый день октября месяца. Ихже молитвами Бог да помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Иерофея

 Сей блаженный Иерофей, воссиявший в подвиге как другой Илия, родился в 1686 году от Рождества Христова в одном из селений Каламаты, в области Морей, от благо­честивых и богатых родителей Димоса и Асимины. Когда он был еще в утробе матери, она спросила одного доброде­тельного подвижника, обретавшегося тогда в их селении, которого все почитали за святого и пророка: "Кто у меня родится?". Он ответил: "Ступай домой, ты родишь доброго сына, угодного Богу".

 Когда мальчик вышел уже из младенческого возраста и ему исполнилось семь лет, родители отдали его учиться. Через короткое время, к удивлению окружающих, он изу­чил весь цикл общецерковных наук, так что читал и пони­мал любую книгу, которая ему попадалась в руки. Имея от начала старческий ум и твердую волю, он не предавался детским забавам, подобно прочим детям. Сердце его горело любовью к наукам, только о них он и помышлял денно и нощно, полагая, что с их помощью легко поймет Священное Писание. Он слышал, что святые отцы нашей Церкви, осо­бенно Василий Великий и Григорий Богослов, призывают юношей обучаться наукам.

 Находясь еще в Каламате, он в достаточной степени вы­учил древнегреческий и латинский языки, потому что и латинский не менее полезен для всякого знания, чем гре­ческий. В учебе ему очень помогали, наряду с ревностью и горячностью, острота ума, память, способность к рассужде­нию, то есть те природные дарования, которые в сочетании с прилежанием способствуют большему преуспеянию того, кто ими обладает.

 Преподобный преуспевал в учебе, но родители хотели его женить, желая видеть его счастливым в этой жизни. Мно­гие, когда женят своих детей, думают, что они будут счаст­ливы, имея жену, детей и прочие мирские блага, но не зна­ют суетные, что лучше побуждать их к девству, которое есть свобода и большее счастье, чем брак, который есть узы. Как говорит апостол, женатые «будут иметь скорби по плоти», то есть печали и несчастья (1Кор. 7: 28).