«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 К сему-то дивному Дионисию Иагарису и прилепился Ни­колай, горячо прося позволить ему остаться. Что же сделал дивный Дионисий, сострадательнейшая и человеколюбивая душа, неужели он отверг Николая за его невежество или с презрением отнесся к нему из-за его нищеты? Нет, но, сжа­лившись над ним, старец приклонился на его просьбу и, при­ведя к своему духовному отцу, старцу Филофею, представил Николая. Украшенный даром прозорливости и предвидения будущего по Промыслу Божию, сотворив молитву, Филофей радушно приветствовал юношу, назвав его по имени:

 - Ты, чадо Николай, сын Пахомия, хочешь жить с нами?

 - Откуда ты знаешь меня, честный отче?

 - Бог, Отец наш, Который послал тебя к нам, Он открыл мне о тебе.

 Услышав это, Николай пришел в умиление и с большим благоговением и готовностью пошел в послушание старцу.

 Вскоре старец облек его в монашеские одежды и с по­стрижением волос Николай отсек все мирские помышле­ния. Сняв с себя мирские одежды, он снял вместе с ними и «одежды кожаные» (Быт. 3: 21), полученные нами в результате преслушания, и стал монахом Нектарием. Но преподобный не остановился на этом, как поступают сегодня большин­ство монахов, которые думают, что монашество заключает­ся только в том, чтобы надеть схиму и черные одежды и не заботятся о добродетелях, которые должные творить мона­хи. Не задумываются они и о том, что, надевая ангельскую монашескую схиму, необходимо соблюдать каноны и стро­гость монашеской жизни, подражая жизни Ангелов. Но не так поступил божественный Нектарий. Приняв ангельскую схиму, он тотчас же всеми силами стал подвизаться в испол­нении монашеских дел, подражая ангельскому жительству, подчиняя плоть духу послушанием, отсечением воли, сми­рением, постом, непрестанной молитвой, бдением и всеми прочими добродетелями, подобающими монахам.

 Однако завистливый диавол не мог этого вынести; наблюдая, как Нектарий преуспевает в добродетелях, он стал воевать на него помыслами. Он постарался лишить его об­щения с таким добродетельным старцем, чтобы потом, как юного и лишенного помощи старца, ввергнуть в сети греха. Знал скверный, что пока юноша пребывает со старцем, он не сможет его уловить, потому что тот опирается на молитвы и отеческие наставления старца. Но бес все же не смог уловить Нектария этой мысленной бранью, потому что Бог хранил юношу. И что же тогда придумал всезлобный? Он разжег сердце собрата и послушника того же старца завистью, и настроил его против Нектария настолько, что уже в откры­тую кричал: "Либо прогоните Нектария, либо один из двух должен быть убит". Услышав это, старец вместе с Дионисием Иагарисом сильно испугались и стали убеждать его слова­ми из Священного Писания и творений святых отцов, чтобы он прекратил зависть и злобу против Нектария. Иногда они успокаивали страсть гнева мирными и кроткими словами, иногда устрашали послушника неугасимым огнем мучения, которому подвергнуться завистливые и братоненавистники, но ничего не добились и попросили Нектария на некоторое время удалиться из их общины, надеясь, что это приведет в чувство завистливого брата. Благословив Нектария, стар­цы отослали его к тогдашнему проту Святой Горы Даниилу, у которого он должен был провести некоторое время, пока Господь все устроит. Так божественный Нектарий пришел к проту и был принят с радостью, ибо был добродетельным и имел опыт монашеской жизни. Прот очень полюбил его и продолжил учить правилам монашеского жития.

 В то время, когда Нектарий находился у прота, преставил­ся Филофей, который был уже глубоким стариком, и отошел к Желанному Господу. Дивный же Дионисий Иагирис, не в силах выносить братоненавистничества того брата, захотел жить вместе с Нектарием. Он пригласил его еще и потому, что они оба были чадами одного и того же духовного отца и старца. И подвизались они вместе в течение долгого вре­мени, как мы уже говорили ранее. Найдя небольшой монас­тырь, который был освящен в честь Небесных Сил бесплотных или Кофу, они получили разрешение от прота Святой Горы Даниила поселиться там. Подвижники стали жить в этом монастыре, угождая Богу, добывая хлеб рукоделием и по силе помогая всем нуждающимся. А тот братоненавист­ник, оставшись нераскаянным, как сумасшедший скитал­ся по Святой Горе, а потом вышел в мир. Там он проводил жизнь распущенную и невоздержную и закончил ее тем, что изверг свою душу на дороге, не имея ни дома, ни крыши над головой, и даже без последней молитвы, которую читают над всеми христианами.

 Видите, братья, каким злом является ненависть и преслушание? Ненависть и зависть ослепляют око душевное, то есть ум того, кто одержим ими. Преслушание отлучает человека от рабов и друзей Божиих, лишает его их помощи и защиты, и как слепого ввергает в глубину погибельную. Возненави­дим преслушание и ненависть всеми силами, если кто из нас не хочет разлучаться от славы Божией. Полюбим послуша­ние и любовь к братьям нашим, чтобы через них смогли мы насладиться Царствием Божиим. Об этом все.

 Блаженный Дионисий Иагарис, прожив достохвальную и преподобническую жизнь во всех добродетелях и особенно в смиренномудрии, в глубокой старости отошел к Желанному Богу. Божественный Нектарий с благоговением и почестями похоронил его останки. С той поры он пребывал в глубокой печали, ибо не имел более общения с присноблаженным Дионисием, и жалел, что сам не отошел к Желанному Хри­сту вместе с дивным Филофеем и блаженным Дионисием, и, находясь на земле, лишен возможности наслаждаться обще­нием с ними. Нектарий, по апостолу, «забывая заднее и простираясь вперед» (Флп.3:13), не считал совершенными собственные подвиги и добродетели, но старался добиться большего. Подвижник постоянно восходил от силы в силу, прибавляя желание к желанию и подвиги к подвигам. По­тому, видя его намерения, Бог не презрел преподобного, но желая дать ему больший венец на Небесах, попустил впасть во многие страшные телесные болезни, которые блаженный переносил с крайним великодушием и благодарением. Про­жив жизнь поистине преподобническую и достойную свя­тых, он сподобился мирной и богоугодной кончины, предав в руки Божий блаженную свою душу в 1500 году от Рожде­ства Христова в пятый день декабря месяца, и был сопри­числен на Небесах с любимым им преподобным отцом Филофеем и Дионисием. Ученики похоронили его со всяческим благоговением, а через четыре года были обретены его свя­тые мощи, от которых исходило неизреченное благоухание. В северной части храма в прекрасную гробницу с благогове­нием и почестями положили его всечестные мощи. Святой его лик был изображен на иконе, которую поместили над мощами. Многие, приходившие сюда с благоговением, ощу­щали духовное благоухание от святых мощей, и получали освящение души и тела, во славу Христа и Господа нашего и в доказательство богоугодной жизни преподобного Не­ктария, молитвами которого и мы да сподобимся Царствия Небесного. Аминь.

Мученичество святых новомучеников Гавриила и Кирмидола, совершивших свой подвиг в Египте в 1522 году

 Эти святые новомученики родились в Египте, родители их были христианами и дали им хорошее воспитание. Гав­риил и Кирмидол были замучены у себя на родине во време­на султана Сулеймана, сына Османа. Вот как это случилось.

 В те дни правителем Египта был некий эмир Хаер Мек. К нему пришли нечестивые и оклеветали святых мучеников, сообщив: "Здесь есть двое христианских юношей, мало то­го, что они иноверцы, так еще делают нам много плохого; поскольку дома их находятся рядом с мечетью, они швыря­ют в нее мусор, выливают грязную воду и другие нечистоты. Никто из нас не может сделать им замечания, потому что они секретари больших начальников. Они поступают подоб­ным образом каждый день и мы, не в силах перенести этот позор, пришли к тебе с жалобой, а ты делай, как тебе угодно". Эти скверные и нечестивые говорили так из зависти, потому что юноши были знатны родом, преуспели во многих делах и были достойными секретарями. Они были способными от природы, хорошо образованы, и воспитаны родителями в Добрых нравах, поэтому им и позавидовали, оклеветав пе­ред страшным правителем.

 Услышав жалобу, эмир сразу же послал воинов, которые арестовали юношей и привели к нему. Увидев, насколько юноши красивы и молоды, эмир начал льстить им кротки­ми словами и расспрашивать о вере. Юноши свободно и с большим дерзновением рассказали ему, что они христиане и веруют в Господа нашего Иисуса Христа. Обнаружив, что они не поддаются на уговоры сменить веру, эмир приказал воинам отвести их к судьям. Потащив их, как злодеев, жес­токо оскорбляя и бесчеловечно избивая, воины привели их к судьям. Те снова спросили их о вере, и они без страха, с весе­лыми лицами, твердо отвечали им то же самое, что и эмиру Агаряне, которые собрались на суд в великом множестве, ибо хотели узнать исход дела, услышав их речи, разгневались и все как один закричали, чтобы мученики отреклись от веры во Христа и приняли мусульманство. Но юноши с великим бесстрашием отвечали: "Мы приняли нашу христианскую веру от предков, и не отречемся от нее, но останемся с ней до конца. Вашу же веру мы презираем и гнушаемся ей, ибо она ложная и суетная". Услышав это, судьи разгневались и сказа­ли: "Если вы сделаете то, что вам прикажут, тогда избежите многих мук и спасете свою жизнь, вас же почтят великими почестями и славой. Если же не примите нашу веру, вас пре­дадут мучительной смерти". Во время этого судилища, ког­да судьи разговаривали, пришла мать святого Кирмидола, чтобы увидеть и утешить своего сына, который подвергался такой опасности, но как только агаряне увидели ее, они на­бросились на нее, подобно диким зверям, жестоко избили, порвали одежды и выгнали из судилища.