Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день месяца

   Как мореходец, потерпевший крушение и волнами поглощаемый, я взываю к тебе, Носитель небесной силы, спаси меня. 

   Как путник, идущий во мраке ночи и вдруг усматривающий разверстую пропасть перед собою, из которой протянутая рука хватает и увлекает, я прибегаю к тебе, небесный Страж моей жизни, сохрани меня. 

   Как дитя, покоившееся сладким сном и во время сна исторгнутое из объятий отца и матери, и пробуждающееся в мрачной темнице, я обращаюсь к тебе, небесный Покров моей немощи, будь моим избавителем! 

   Как бедный сирота, брошенный без защиты среди ожесточенных злодеев, я прибегаю к тебе, Ангел-хранитель, яви мне свое милосердие, сохрани во мне плод искупления Иисуса Христа. Его кровь освятила душу мою; Он вверил ее твоему охранению. И я вверяю тебе ее, и я отдаю себя под покров твой. Ты мое упование, мое прибежище, мое спасение. 

6-й день

   Раскаяние есть доска после кораблекрушения, - говорит Ангел-хранитель души моей. Оно есть пристань для жизни Христианина; первый шаг на пути к небу. Истинное раскаяние есть дар Божия милосердия. Но чтобы получить его, не довольно взвесить и оценить в уме всю важность греха; должно привести на память все преступления, учиненные тобою. Я был свидетелем их, я напомню их тебе, они запечатлены в моей памяти. Только один грех был причиною падения Денницы, только один раз Адам и Ева вкусили запрещенный плод от дерева познания зла; а ты, напротив, обращал тысячу раз и очи и руки на все древа, к которым прикасаться тебе запрещено было. Пройди мысленно десять заповедей Божиих и правила Церкви: нет ни одной из заповедей и не одного из церковных правил, которых бы ты не нарушил, нет ни одного греха, которого бы не совершил. Приведи себе на память, сколько получил ты благодеяний от милосердия Божиего и какое употребление сделал из них. В день Суда потребуется от тебя отчет в этом. 

   Чтобы не быть осужденным в оный страшный день станем вместе рассматривать жизнь твою! Как ты провел детство, свое младенчество, свою юность? как употребил каждый день своей жизни? как пользовался телесными силами и душевными способностями? Бог даровал тебе все, чтобы ты все делал во славу Божию. Глаза твои обращены были на предметы суетные и часто опасные, слух твой внимал клевете и соблазнительным разговорам, язык твой произносил слова, обидные для ближнего и оскорбительные для Бога. Все твои чувства пресыщались удовольствиями предосудительными. Твоя память напоминала тебе то, что никогда не должно было занимать ума твоего. Употребил ли ты ум свой на то, чтобы познать Бога, Его совершенства, Его милости к тебе, твои обязанности и твою участь в вечности? Нет! ум твой, сей дар неоцененный, занимался пустыми признаками земными; сердце твое, долженствовавшее пламенеть любовью к Богу, было преисполнено низких и грубых вожделений. Подобно мне, твоему Ангелу, не должен ли ты был питать ум свой светом небесной истины и с чистою любовью возноситься к Богу и в недре Его почерпать себе силу благодатной жизни? Для чего погребаешь свою душу в плотских наслаждениях сего мира? Я представлял тебе благодать Божию, купленную кровью твоего Спасителя, Его беспредельную любовь к тебе; но ты пренебрегал мои внушения. Сколько раз ты противился действию святых вдохновений, сколько раз ты удерживал всякое движение благочестивых мыслей? Ты оскорбил Святого Духа, не слушал Его голоса для того только, чтобы следовать порочным своим наклонностям. Вместо того чтобы покориться твоему Отцу небесному, предаться Его святой и праведной воле, ты гордился буйною свободою и становился рабом страстей своих, угодником света и демона! Ты сделал, говоришь, несколько добрых дел, но каждая минута жизни должна быть ознаменована добры; делом; все твои дни должны быть посвящены добродетели. Рассмотри себя беспристрастно: самолюбие, гордость, чувственность наполняют все течение твоей жизни, помрачают все твои дела даже те самые, которые ты почитаешь добрыми. Какая Христианская добродетель твердо укоренилась в твоем сердце? В нем не видно даже тени добродетели. Ах! если бы ты ведал, кто послан тебе от Бога, кто таков тот, который взывает тебе, который умиляет тебя ввериться его руководству: с какою поспешностью, с какою горячностью прибег бы ты на призыв любви его! Итак! приди и познай, сколь благ Господь; приди к Источнику жизни, к Иисусу Христу, отдай Ему свое сердце, приди, я буду твоим руководителем, и ты сделаешься участником жизни вечной. 

   Твои внушения, Ангел-хранитель, проникают в очерствевшее мое сердце, и я, из глубокой бездны, изрытой грехами моими, взываю к тебе, избавь меня и приведи к Отцу небесному; я скажи ему: помилуй меня, Отец премилосердый, по великой Твоей милости и по множеству щедро Твоих, очисти меня. 

   Мои беззакония умножились без числа; но по молись обо мне, святой Хранитель моей жизни, вдохни мне живое чувство любви твоей и представь Господу слезы скорби моей: он не презрит слезной моей жертвы и по милосердию своему простит мне мои согрешения. 

7-й день

   Блажен человек, совершающий путь свой пред лицом Господа и под покровом своего Ангела. Жизнь его уподобляется прозрачному ручейку, текущему по зеленому и цветущему лугу; она чиста и спокойна, подобно жизни Духов небесных. Такой человек боится даже тени порока, дабы не оскорбить своего Ангела-хранителя. Видя перед собою мужа добродетельного и мудрого, кто не станет, уважать его? Какой сын не будет почтителен в присутствии отца своего?! Дерзнешь ли ты сделать перед Ангелом то, чего не смеешь сделать перед своим отцом? Ты будешь вести себя благоговейно, зная, что тебе присущ Ангел. Сколь дивно величие небесного Вестника! Он получил от Творца обильные дары благодати, украшен всеми духовными совершенствами, одеян лучезарною славою, как один из сановных служителей чертога Господня. На нём, как на приближенном к престолу Всевышнего, отражается свет лица Божия. Его голос сливается в одну гармонию с голосами всех Ангелов, воспевающих славу Создателя. Он созерцает великого Бога и Христа Его. Лучезарный свет одевает его, как ризою. Вся слава мира сего, все сияние звезд поднебесных бледнеет перед светлым лицом небесного Ангела. Ты, конечно, не видишь лица его; однако ж, он тем не менее велик, не менее славен, не менее достоин благоговейного твоего почитания. Но сколь он ни велик, сколь ни славен сам по себе, еще более велик и славен он тем, что избран посланником от Бога: ибо посланник представляет в лице своем лицо своего Государя; он получает те же почести, какие надлежит воздавать его государю. Обида, ему нанесенная, почитается обидою, нанесенною самому Государю его. Посланник, со своей стороны, старается снискать уважение своему Государю и поддержать его достоинство. Он дорожит почестями не в отношении к самому себе, но в отношении к тому, кого представляет. Итак, чти Господа Бога твоего в лице Его Ангела, Его представителя, которого Всевышний послал к тебе. Пославший его отмстит тебе за неуважение, которое ты осмелишься сделать Его посланному. Почитай своего Ангела, ибо если ты оскорбишь его, он сделается из твоего ходатая твоим обвинителем. Посланник обыкновенно бывает миротворцем; но если не внемлют его миролюбивому голосу, он объявляет войну и удаляется. Горе нам, если мы оскорбляем того, кто защищает нас, — оскорбляем служителя Божия, ходатая нашего пред Господом; горе нам, если мы принуждаем его удалиться от нас! Впадая в нечестие, мы возбуждаем в нем отвращение к себе, потому что делаемся врагами Божьими и ведем брань против неба. Несчастные! какое безумие овладело нами! какая слепота! какое преступление! 

   Есть такие существа на свете, которые стараются укусить ту руку, которая кормит их и осыпает благодеяниями. Одно воспоминание о них возбуждает негодование.

С кем же сравню тебя? Ты похож на того сумасшедшего, который в припадках своего бешенства поносит попечительного своего врача, старающегося исцелить его и возвратить ему рассудок. 

   Совершай путь свой осторожно, говорит один духовный писатель, не забывай, что с тобою присутствует твой Ангел. Убегай всего того, что огорчает его; делай все то, что радует его; будь воздержен, целомудрен и молись с горячим сердцем и со слезами: