Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день месяца

   2. 

   Любовь, свойственная Богу, побудила Его даровать бытие разумным существам, способным познавать и любить Его и участвовать в Его блаженстве. Первым плодом сей любви были Ангелы. Бог, наделив их богатыми дарованиями, вселил их в обителях небесных. Впрочем, хотя они были богаты совершенствами, но, как твари, не могли быть всесовершенными. Един Бог, Творец всего сущего, всесовершенен. Прельщенные величием своих ограниченных совершенств, некоторые из Ангелов предались кичению и гордости. Гордость, говорит Писание, была причиною падения многих Ангелов (2Тим.3, 2-6, Сир.10,15). 

   Денница первый возгордился против своего Творца, а за ним последовали многие другие Ангелы и оставили Бога. Но оставить Бога — значит лишиться жизни и предаться смерти. Ангелы первые оставили Господа, и Господь правосудный также оставил их, предоставив их самим себе. Что же произошло из этого? Верные Ангелы, укрепляемые благодатию и торжествуя своим смирением, отделились от них и отвергли их с ужасом; мятежники сделались из Ангелов света Ангелами тьмы. Облеченные недавно в сияние и славу, учинились предметом отвращения и ужаса для всего неба и даже для самих себя; те, которые воспевали Всевышнего, стали произносить своими устами хулу и проклятия. Гонимые дуновением правосудия Божия и терзаемые своею яростью, они, с быстротою молнии, ниспали в адскую бездну, подобно звездам, отторженным от небесного свода и падающим в беспредельное пространство вселенной. 

   Ангелы, оставшиеся верными Богу, сделались совершенно блаженными. Они озарены блистанием Божественной славы, и свет Святого Святых объемлет их, как океан многоводный. Приходя в восхищение и восторг от созерцания богатств вечной красоты, они теряются в безмерной любви и в упоении своего блаженства; славят и превозносят всемогущего Бога, который вливает в сердца их потоки наслаждений. Не налагая на них обязанности оставлять блаженную обитель небесную Господь разделяет с ними управление миров. Он употребляет их, как своих верных служителей, в действиях промысла. Он посылает их в мир воз. вещать людям свои веления исполнить Его волю. По сей-то причине мы называем их Ангелами, т.е. вестниками. Бог поставил их на высшей степени своих творений, дабы они были живыми образцами Его совершенств, достойными представителями Его величия. Божеская щедрота богато наделила сих небесных духов естественны, ми дарованиями; их ум и познания не имеют других пределов, кроме тех, которые положены сотворенным духом в беспредельных глубинах премудрости Божией. Ангелы одарены превосходнейшею силою и могуществом, посредством которых они могут, по соизволению Божиему, действовать на тела и на мир вещественный. Здесь можно было бы сделать множество вопросов, но ум наш скоро находит себе границы. Что можем понять мы, бедные твари, погруженные в мрачную темноту? И песчинка есть тайна для самого мудрого; а самих себя мы, со всеми нашими суетными науками, еще меньше знаем. 

   3. 

   Число падших Ангелов весьма велико; но, по словам апостола Павла и возлюбленного ученика Христова, множеству Слаженных Ангелов нет числа (Еф.6,12, Апок.12,4) . 

   Пророк Даниил видел в своем видении, что когда «поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ». (Дан.7,9,10). Другой тайнозритель новозаветный также видел окрест престола Божия и слышал глас Ангелов многих, «и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Апок.5,11). И не думайте, чтобы эти тайновидцы, говоря таким образом, думали исчислять их; они желали только дать нам понятие, что ум их терялся в сем бесчисленном сонме Ангелов. Сочтите песчинки морские или звезды небесные, и видимые и невидимые; вы не составите еще того числа, сколько существует Ангелов. 

   Но в этом бесчисленном множестве Ангелов удивительнее всего порядок, царствующий в небесных воинствах. Порядок есть красота совершенства, премудрость и истина Божия. Премудрость Божия, сотворившая все сущее и даровавшая бытие Ангелов, разделила их на девять чинов. В Священном Писании упоминаются: Ангелы, Архангелы, Силы, Господства, Начала, Власти, Престолы, Херувимы, Серафимы. (1 Кол.1,16; Еф.1,1; Петр.3,22). Сии лики подчинены один другому и в своем различии дивно соединены совершенным согласием. Свет льется от высших ликов на низшие. Сияние славы Христа, Ходатая всех, течет от избранного к избранному, на весь сонм блаженных; река жизни, текущая из недр Божества, как прилив и отлив, исполняет небожителей. Какое восхитительное зрелище представляет уму верующего сие чудесное разнообразие в совершеннейшем единстве и сие единство в бесчисленном множестве! Блаженны, Господи, Боже сил, обитающие в дому твоем и созерцающие столькие чудеса!

   Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют Ангелов на девять ликов, а сие девять ликов — на три чина. К первому чину относятся: Престолы, Херувимы и Серафимы; ко второму-Власти, Господства, Силы; к треть эму — Ангелы, Архангелы, Начала. 

   Первые суть Серафимы. Это название означает жар Божественной любви, которою они воспламеняются и которую сообщают другим ликам. Они тем более воспламеняются любовью, говорит святой Григорий Великий, что между ними и Богом нет ни одного Ангела, стоящего и отделяющего их от Бога; они непосредственно соединены с Ним. Пламя любви их тем сильнее, что они ближе других созерцают сияние Божества. (Слово о богослуж.). 

   Имя Херувимов означает полноту владения, обилие премудрости, по словам святых: Дионисия Ареопагита, Августина, Иеронима и Григория Великого. Сей лик Ангелов, говорит святой Григорий Великий, получил название Херувимов потому, что сии блаженные Духи озарены обильнейшими лучами света, созерцая непосредственно предвечный Источник света. Они знают все столько, сколько дано от Бога знать существам сотворенным; они знают это тем совершеннее и полнее, что совершенство естества более приближает их к Создателю. (См. Песноп. тайн. слов. 6). Два Херувима простирали крылья над ковчегом Ветхого Завета. Евреи, кроме ведения и премудрости, еще предписывали им сильное могущество. 

   Те, в которых Бог председает, говорит еще святой Григорий Великий, чтобы изрекать суд свой, названы Престолами. Они столько возвышены и столько одарены благодатью, что, можно сказать, Господь обитает в них, являя чрез них свое верховное Правосудие. (Там же). 

   После сих Духов, в блаженной обители небесной царствуют Власти. Сии цари, сияющие славою, восседая на огненных престолах, получают повеления от высших Духов и передают их Духам подчиненным. 

   Силы, по словам многих Святых Отцов, суть те Духи, через которых Господь совершает чудеса свои. Он даровал им свою силу и их повеление имеет действие всемогущества.