Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день месяца

   Но в этом бесчисленном множестве Ангелов удивительнее всего порядок, царствующий в небесных воинствах. Порядок есть красота совершенства, премудрость и истина Божия. Премудрость Божия, сотворившая все сущее и даровавшая бытие Ангелов, разделила их на девять чинов. В Священном Писании упоминаются: Ангелы, Архангелы, Силы, Господства, Начала, Власти, Престолы, Херувимы, Серафимы. (1 Кол.1,16; Еф.1,1; Петр.3,22). Сии лики подчинены один другому и в своем различии дивно соединены совершенным согласием. Свет льется от высших ликов на низшие. Сияние славы Христа, Ходатая всех, течет от избранного к избранному, на весь сонм блаженных; река жизни, текущая из недр Божества, как прилив и отлив, исполняет небожителей. Какое восхитительное зрелище представляет уму верующего сие чудесное разнообразие в совершеннейшем единстве и сие единство в бесчисленном множестве! Блаженны, Господи, Боже сил, обитающие в дому твоем и созерцающие столькие чудеса!

   Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют Ангелов на девять ликов, а сие девять ликов — на три чина. К первому чину относятся: Престолы, Херувимы и Серафимы; ко второму-Власти, Господства, Силы; к треть эму — Ангелы, Архангелы, Начала. 

   Первые суть Серафимы. Это название означает жар Божественной любви, которою они воспламеняются и которую сообщают другим ликам. Они тем более воспламеняются любовью, говорит святой Григорий Великий, что между ними и Богом нет ни одного Ангела, стоящего и отделяющего их от Бога; они непосредственно соединены с Ним. Пламя любви их тем сильнее, что они ближе других созерцают сияние Божества. (Слово о богослуж.). 

   Имя Херувимов означает полноту владения, обилие премудрости, по словам святых: Дионисия Ареопагита, Августина, Иеронима и Григория Великого. Сей лик Ангелов, говорит святой Григорий Великий, получил название Херувимов потому, что сии блаженные Духи озарены обильнейшими лучами света, созерцая непосредственно предвечный Источник света. Они знают все столько, сколько дано от Бога знать существам сотворенным; они знают это тем совершеннее и полнее, что совершенство естества более приближает их к Создателю. (См. Песноп. тайн. слов. 6). Два Херувима простирали крылья над ковчегом Ветхого Завета. Евреи, кроме ведения и премудрости, еще предписывали им сильное могущество. 

   Те, в которых Бог председает, говорит еще святой Григорий Великий, чтобы изрекать суд свой, названы Престолами. Они столько возвышены и столько одарены благодатью, что, можно сказать, Господь обитает в них, являя чрез них свое верховное Правосудие. (Там же). 

   После сих Духов, в блаженной обители небесной царствуют Власти. Сии цари, сияющие славою, восседая на огненных престолах, получают повеления от высших Духов и передают их Духам подчиненным. 

   Силы, по словам многих Святых Отцов, суть те Духи, через которых Господь совершает чудеса свои. Он даровал им свою силу и их повеление имеет действие всемогущества. 

   Господства повелевают врагами верховного величия Божия; повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека: ибо сии мятежные духи не могли освободиться от власти Творца своего. Бог подчинил их сим Ангелам, которые обуздывают их ярость и налагают цепи на их естественную силу. 

   Слово Ангел означает посланника; Ангелы суть служители, которых Царь царствующих посылает с своими повелениями в разные части вселенной. Архангелы суть начальники сих божественных посланников. Будучи участниками тайных советов Божиих, они получают повеления возвещать людям самые важные таинства; по сей-то причине, не простой Ангел был послан в Назарет к Деве Марии, но Архангел Гавриил; ибо надлежало, говорит святой Григорий Великий, чтобы первый из всех Ангелов возвестил первое из всех таинств. Здесь заметим, что название Ангела употребляется в смысле служебном и приличествует Духам небесным только тогда, когда они посылаются возвестить волю Божию. Ангелы обыкновенно представляются с двумя крыльями для означения быстроты, с которою они стремятся исполнить повеления Божий в разных частях вселенной. 

   Вся вселенная исполнена присутствием Божества и Бесчисленных Духов, служителей Божиих: это храм, который непрестанно оглашается согласным пением сих певцов небесных. Как они беседуют друг с другом, мы не можем сказать этого; но знаем, что они беседуют между собою и понимают одни других. Они понимают также язык душ наших, когда мы обращаем наши молитвы к ним. В состоянии несовершенства, в котором мы находимся теперь, должны ли мы удивляться тому, что перед нами открываются таинственные глубины, в которых наш слабый ум теряется? 

   Присоединим еще здесь одно важное замечание. Все Ангелы подчинены порядку совершенной Иерархии. Ангел, который поставлен на высшей степени, более совершен, нежели тот, который находится на низшей степени; хотя Ангел, который наиболее приближен к нам, и находится на последней степени, еще столько поразителен красотою, что мы не могли бы перенести восторга Радости и удивления, если бы он открылся нам. Представляя в уме сего последнего Ангела и восходя мысленно от одной степени к другой, от совершенства к большему совершенству, проходя все лики, превосходящие одни других большею святостью, обильнейшим сиянием света, мы, наконец, достигаем до Херувимов и Серафимов, светозарно сияющих волнами света и проливающих свет свой на весь град Божий. Превыше сих ликов царствует Владычица неба и земли, Матерь Божия; превыше мириад миров восседит Господь Бог наш в своей неприступной славе. Созерцаемые с сей высоты, что значат все люди вместе? — пылинки, пресмыкающиеся на пылинке. Однако, Господь осыпает их благотворениями безмерной любви своей; пресвятая Матерь Божия благословляет и любит их; Ангелы называют их своими братьями; а люди, упоенные безумием, оскорбляют великого Бога перед сонмом избранных Его! 

   4. 

   Мы видели, какие бедственные последствия имел грех для падших ангелов. Сии несчастные ангелы чрез свой грех не лишились естественных даров, которыми Творец наделил их при создании. Они лишились блаженства и святости, но сохранили разумение весьма великое и проницательное, хотя сии способности, оставшиеся у них, послужили им наказанием. По сей-то причине Царь Давид, как объясняет святой Августин, называет их сильными. Сам Спаситель, говоря о сатане, главе духов падших, называет его «князем мира сего» (Ин.12, 31), и Апостол Павел, объясняя слово Божественного Учителя, именует сатану князем власти воздушной (Еф.2, 2). Сей же Апостол различает между ними «Начала, Власти и Миродержителей тьмы века сего» (Кол.2, 15; Еф.6,12). Из сего можно заключить, что отпадшие Ангелы сохранили отличия, установленные в иерархическом порядке небесных воинств, и принуждены были покориться сатане, сильнейшему и злобнейшему всех их. Но какая эта покорность в жилище полного беспорядка, ненависти и злобы у сих духов, которых уста непрестанно изрыгают хулу и проклятия! Десница Божия низвергла их в адскую бездну; но они из преисподней могут распространяться по вселенной, терзаемые своими наказаниями и огнем палящим. Ненависть против Бога, желание мщения и отчаяние терзают их. Вот в чем заключается история брани добра и зла: это брань сатаны против Бога; ибо премудрость Божественная позволяет гордости их ополчаться против неба, небесных Ангелов и человека до того дня, в который врата адовы будут запечатаны на всю вечность. 

   Многие неверующие насмехаются над верованием в демонов; но можно ли сомневаться в истине учения, столь твердо доказанного? Что есть злые духи, которых мы называем демонами, это доказывается не только ясным свидетельством Священного Писания, но и единодушным согласием всех племен и народов. Тоже говорил Тертуллиан римским сенаторам: "Имя демонов не ново для вас. Ваши философы и стихотворцы доказали, что знали их, сих духов, отверженных Богом, которых все намерения стремятся к тому, как бы погубить человека".