Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день месяца

   Действие злых духов весьма очевидно для тех, которые со вниманием наблюдают происшествия в мире. Но отчего происходит эта ярость, с которою они стремятся погубить нас? Не имея возможности учинить нападение на Бога, они нападают на Него в Его творениях, особенно в человеке, созданном по Его образу и подобию. Какое адское удовольствие находят они, чтобы осквернить сей образ и отнять у Творца то творение, к которому Он являет свою беспредельную любовь! Кто не знает также, что злой дух, неспособный делать добро, чувствует неизъяснимое удовольствие, когда может приобрести себе соучастников своих преступлений, разделяющих с ним его наказание? И можно ли сатане быть равнодушным, когда мы живем в надежде блаженства, которого он лишился; когда Господь благодатью своею равняет нас с Ангелами; когда сын Божий восприял образ человека, чтобы сделать нас наследниками Богу? (Еф.2,12). Он приходит в бешенство, когда помыслит, что верные последователи Иисуса Христа, восседая на величественных престолах, будут купно с Ангелами судить его в конце веков. Сия зависть жжет его сильнее, нежели адский пламень. Он возмущает небо и землю, чтобы вовлечь нас в свои сети. Он обращает на нас всю ярость своего гнева и делается опасным для нас наиболее тогда, когда нападает не открытою силою, но коварными прельщениями и разными хитростями своего изобретательного ума. 

   Для чего напоминать нам печальную повесть наших несчастий? Адам и Ева впадают в сети демона и делаются его рабами со своим потомством. С самого зачатия мы подлежим его власти. Исшедши из рук Творца, мы впадаем в руки Его врага преисподнего и на челе нашем налагается печать отвержения (Еф.2, 3). Отсель начинаются все бедствия настоящего нашего положения: невежество, развращение сердца, преобладание плоти. Кто может исчислить все наши немощи? Какое горькое наше состояние! Смертельный яд течет в наших жилах и мы носим смерть с собою в недре своем. Первородный грех заразил все наше существо, затмил разум и сделал его малоспособным к пониманию предметов духовных, развратил свободную волю, помрачил в нас образ Божий, породил страдания, болезни и, наконец, самую смерть. Люди века сего, мало размышляющие и много мечтающие о себе, почитают себя вправе презирать сие учение о первородном грехе, принятое во всех веках за истину. Оставим их; пусть они предаются своим умствованиям, а мы послушаем мудрого Тертуллиана: "Когда Адам, единственный властелин всего света, был покорен змием-победителем, тогда весь свет вступил под его власть и законы. Возгордившись сим бедственным успехом, он искажает дела рук Божиих и внушает людям превратные понятия о звездах, о стихиях, о планетах, о животных, и обращает их к идолопоклонству". 

   Он затмил познание истинного Бога по всей земле и, на место Его, расположил людей поклоняться себе. По сей причине Сын Божий нарицает его князем сего мира, а Павел Апостол - богом века сего. Вся природа осквернена им и вся тварь воздыхает об обновлении жизни (Рим.8,21,22). Особенно человек был глубоко унижен. Когда человек сделался рабом демона, тогда милосердие Божие обещало ему Искупителя; но человек должен был оставаться рабом в течение многих веков, дабы он понял всю жестокость своего злобного властелина и познал важность и цену своего искупления. 

   Наконец Мессия, которого всегда предсказывали Пророки, которого ожидали народы, является подобно тому избавителю, который сходит во мрак темницы, чтобы оттуда освободить несчастного узника. Премудрость Божия скрывала от демонов таинство Воплощения. Они приходят в пустыню искушать Иисуса Христа и удаляются от него с трепетом, имея подозрение, что искушаемый ими, столь дивный человек, есть Сын Божий, пришедший в мир разрушить их власть демонскую. Они, по его повелению, принуждены были оставлять тела одержимых недугами (Лк.8, 30). Тогда обратились они к Иудеям и побудили их предать смерти Сына Божия. Сатана вселяется в сердце Иуды, Христова ученика, отступника; воспламеняет яростью своею книжников и фарисеев и народ Иерусалимский. Уверившись в божественности Спасителя, он, несмотря на торжество свое, содрогается и трепещет и то побуждает Пилата осудить Его, то отклоняет его от сего намерения Наконец, Христос на кресте. Земля содрогается; ночь покрывает вселенную; Христос умирает; Божественный Дух Его нисходит ко вратам тех мест, где души праведных содержались в заключении. Иисус Христос расторгает узы их, разрушает власть демона и торжествует, сияя Божеством перед небом, землею и адом. 

   С того дня, как великая жертва была принесена, как крест Искупителя водружен был на лобном месте, могущество преисподних сил исчезает и люди возрождаются в истине и святости. Одержимые сими злыми духами люди, число которых было весьма велико, приходили толпами и повергались к ногам учеников Иисуса Христа, которые едва только произносили имя Христово, бесы тотчас обращались в бегство (Деян.5,28). 

   Сии чудеса были весьма частыми явлениями в первые века Христианства. Язычники были свидетелями оных и обращались в Христианскую веру. Тертуллиан, в споре с правителями Карфагена, делал им вызов и предлагал, чтобы они приказали привести в свое присутствие какого-нибудь из сих несчастных, одержимых злым духом; он говорил им, что первый Христианин, какой встретится, если прикажет демону удалиться, демон тотчас исполнит его повеление, как покорный невольник. 

   Хотя в течение многих веков уже не было столько явлений беснования людей, одержимых злыми духами, хотя Спаситель для того и приходил, да разрушит дела диавола (Ин.3,8), однако этот исконный враг рода человеческого тем не менее возбуждал в течение веков многие гонения, ереси, расколы, непрестанно терзавшие Церковь. Бог попускает их, дабы показать славу Свою и славу Христа Своего. По попущению Божию дух злобы действовал в сердце сынов сопротивления, которые своею враждою и ненавистью против Бога и веры, кажется, хотели сравняться с самим демоном: таковы были Арий, Несторий, Евтихий и другие им подобные. Они с адскою злобою восставали против Христа и Его Церкви. Они поставили себя во главе тех, которые ведут брань против неба. Народы, в слепоте своей, поверили их учению; сатана торжествовал некоторое время; сердце праведных поражалось скорбью; но явился Господь и духом уст своих убивал его и усмирял бурю, а сатана с своими служителями и с своим воинством бежал во тьму кромешную. 

   Сатана всегда старается обольщать нас надеждою чувственных наслаждений, роскошною жизнью, но стыд, угрызение совести, мучения ада — вот мзда, которою он награждает своих последователей! Напротив, Иисус Христос призывает к себе людей, решивших побеждать зло, подвизаться подвигами добродетели и приобрести себе венец бессмертия на небе. Со Христом победа несомнительна и награда за нее — блаженство вечное. Несмотря, однако ж, на то, весьма многие идут служить под знамена сатаны. Они следуют за ним, как слепцы, ни мало не размышляя, и, подобно бессмысленным животным, позволяют ему вести себя в ту пропасть, где вечно будут его жертвою. 

   5. 

   Жизнь есть поприще борьбы. Горе тому, кто не выйдет из нее победителем! Вечная смерть, — вот| участь его! Но кто сохранит мужество и предаст себя в волю Божию, к тому не коснется никакое зло. Водимый Божию благодатью, он восторжествует, и наградой ему будет царство небесное. Боящийся Бога сильнее, нежели все демоны! - говорит один писатель. Чтобы поддержать своих верных сынов на сем поприще непрестанной борьбы, чтобы безопасно провести их по сему пути, наполненному безжалостными губителями, Господь посылает своих Ангелов, верных хранителей. Он определяет к каждому из нас одного из них, небесных воинов своих, который делается нашим Ангелом-хранителем, нашим защитником. Таково всеобщее верование Христиан, И наши Священные книги, слово небесного Учителя, не оставляют в том никакого сомнения. (Мф.18, 10; Деян.12,15). А какое убедительное свидетельство представляют нам об Ангелах-хранителях святые Отцы, учители Церкви (Дион. Ареоп. о небесн. Иер., Васил. В. против Евном. кн. II, Григор. Богосл. Таин. песн. сл. 6, Феодор. кратк. излож. Бож. догм. гл. 7). 

   С первых веков Христианства и до наших времен все духовные писатели и мужи святой жизни единогласно возвещали нам о сей утешительной истине. Не только каждый человек имеет своего Ангела-хранителя, но каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство (Дан.10, 12, Пс. 33, 8. Пс. 90, 10-11). 

   Несчастны те люди, которые ничего не хотят видеть между небом и землею, кроме того, что телесные глаза их осязают! Напротив, как счастлив Христианин в сердечной простоте своей веры! В какой гармонии чувствования его с небесною истиною! 

   Вера говорит нам, что Церковь на земле и Церковь на небе составляют одно благодатное общество, только здесь она воинствует, а там увенчивается славою. Ангелы и блаженные небожители суть друзья и братья людей на земле. Любовь, существующая в Боге, проникает во все сердца верных сынов Его, соединяет их единою мыслию и единым чувством. Действие сей любви тем сильнее в Ангелах, что они более приближены к Богу и видят в Нем вечную любовь и ту благость, которая желает нашего спасения. Любовь есть их жизнь и их блаженство. Как не иметь им чувствований братской любви к нам? Они любят нас столько, сколько любить могут, потому что видят в нас дары Божественной благодати, которых исполнены сами. И действительно, человек есть существо, по словам псалмопевца, умаленное малым чем от Ангела. (Пс.8,5, 6). Мы должны быть молодым воинством небесных воинств. Ангелы любят нас, как соучастников их славы и их славословий Всевышнему. По сей-то причине они принимают такое живое участие в нашем спасении, которое им так же дорого, как собственное свое постоянство в святости? Они радуются нашему спасению, по слову Иисуса Христа (Мф.18,10). Когда мы находимся на пути к небу, они всемерно стараются удержать нас на оном и побуждают нас продолжать его с бодростью и постоянством. Если же мы уклоняемся на путь нечестия, то любовь их каких не вымышляет средств, чтобы обратить нас к Господу! Сыны блудные, ничто так не радует сердца нашего Отца небесного, как наше возвращение в Его объятия. Какая же должна быть трогательная заботливость Ангелов Его об овце заблудшей? 

   Ангелы видят беспредельную благость Господа к грешным людям. Видя же, что Он дает другим, они знают и хорошо ценят то, чем сами одолжены Его благости. Они и самих себя почитают творением благодати, чудом Божия милосердия. Ибо не благость ли Божия извлекла их из ничтожества, озарила их светом и, наделив их ангельским естеством, в то же время даровала им свою благодать? Они, подобно нам всем, что имеют, обязаны благодати и милосердию Божию. Они сознают это; и посему, желая возблагодарить Господа за милосердие, им оказанное, сами всемерно стараются оказать его другим: ибо самый лучший способ приношения благодарности Богу состоит в том, чтобы подражать Ему: «будите убо милосерды, яко же и Отец ваш милосерден есть» (Лк.6,36}. Подражайте тому, от кого вы получаете добро, и поставляйте своим удовольствием благодарить его за то, что получили. Посему-то Ангелы небесные, опасаясь быть неблагодарными к Творцу своему, стараются благотворить Его тварям. Милосердие, являемое ими, увеличивает цену милосердия, им самим оказываемого. Какую же цель предполагает милосердие в своих действиях? Оно предполагает целью подавать помощь нуждающимся, укреплять немощных, воскрешать умерших, т.е. воскрешать тех грешников, которые обратились к покаянию. Но на небе нет нуждающихся: там все блага преизобилуют; нет немощных, нет скорбных; там обитель блаженства нескончаемого. Земля наполнена несчастиями всякого рода; это страна сетования и плача, это, можно сказать, родина всех бедствий. На ней только и видны одни страдания, слышны одни вопли. Не все ли мы — заключенные узники, которых посещать нужно, — слепые, которых руководить нужно, — заблудшие, которых наставлять нужно, — больные, которых врачевать нужно? Ах! какая богатая жатва для Духов блаженных, пламенеющих любовью! С каким стремлением и с какой радостью они нисходят с неба, имея с собой богатые дары Божий! Они приходят, чтобы напитать несчастного человека хлебом благодати, напоить его несколькими каплями от Источника небесных наслаждений, помочь ему расторгнуть узы греха и с торжеством привести его в дом Отца небесного. Какое удовольствие для них спасать души, которые Иисус Христос искупил своею кровно и которые вечно будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство! Будучи назначены посланниками к нам от Всевышнего Царя, они желают также быть и нашими посланниками к Всевышнему Царю. Они суть Ангелы Божии: Он посылает их; они суть и наши Ангелы, потому что и мы можем послать их. Они ожидают только наших молитв и наших добрых дел, чтобы представить их Богу, ибо знают, что молитвы и добрые дела наши будут благоприятнее Богу, если чрез их ходатайство будут представлены Ему: так говорит нам Священное Писание; так исполняется слово Иисуса Христа: «отселе узрите... Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих» (Ин.1,51). Они нисходят, чтобы принести благодать нам; они восходят, чтобы вознести наше благодарение и наши молитвы Богу. Можем ли мы иметь ходатаев более сильных и более усердных, истолкователей более верных и более преданных, друзей более сердобольных и сострадательных? Ах! кого же мы станем любить, если не будем любить сих Духов благодетельных? Кому мы вверим себя, если не возьмем их себе в наши советники и в наши покровители? Какое Сокровище святых мыслей, утешений, надежд благодати доставляет вера и сии святые истины! Истинный друг не дороже ли всех сокровищ? Но какого же друга можно сравнить с Ангелом-хранителем? Что может быть важнее его достоинства, нежнее его привязанности, щедрее в благотворении, дружелюбнее в обращении, мудрее в советах, благонадежнее в обещаниях, попечительнее в нуждах?