Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день месяца

   Сатана всегда старается обольщать нас надеждою чувственных наслаждений, роскошною жизнью, но стыд, угрызение совести, мучения ада — вот мзда, которою он награждает своих последователей! Напротив, Иисус Христос призывает к себе людей, решивших побеждать зло, подвизаться подвигами добродетели и приобрести себе венец бессмертия на небе. Со Христом победа несомнительна и награда за нее — блаженство вечное. Несмотря, однако ж, на то, весьма многие идут служить под знамена сатаны. Они следуют за ним, как слепцы, ни мало не размышляя, и, подобно бессмысленным животным, позволяют ему вести себя в ту пропасть, где вечно будут его жертвою. 

   5. 

   Жизнь есть поприще борьбы. Горе тому, кто не выйдет из нее победителем! Вечная смерть, — вот| участь его! Но кто сохранит мужество и предаст себя в волю Божию, к тому не коснется никакое зло. Водимый Божию благодатью, он восторжествует, и наградой ему будет царство небесное. Боящийся Бога сильнее, нежели все демоны! - говорит один писатель. Чтобы поддержать своих верных сынов на сем поприще непрестанной борьбы, чтобы безопасно провести их по сему пути, наполненному безжалостными губителями, Господь посылает своих Ангелов, верных хранителей. Он определяет к каждому из нас одного из них, небесных воинов своих, который делается нашим Ангелом-хранителем, нашим защитником. Таково всеобщее верование Христиан, И наши Священные книги, слово небесного Учителя, не оставляют в том никакого сомнения. (Мф.18, 10; Деян.12,15). А какое убедительное свидетельство представляют нам об Ангелах-хранителях святые Отцы, учители Церкви (Дион. Ареоп. о небесн. Иер., Васил. В. против Евном. кн. II, Григор. Богосл. Таин. песн. сл. 6, Феодор. кратк. излож. Бож. догм. гл. 7). 

   С первых веков Христианства и до наших времен все духовные писатели и мужи святой жизни единогласно возвещали нам о сей утешительной истине. Не только каждый человек имеет своего Ангела-хранителя, но каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство (Дан.10, 12, Пс. 33, 8. Пс. 90, 10-11). 

   Несчастны те люди, которые ничего не хотят видеть между небом и землею, кроме того, что телесные глаза их осязают! Напротив, как счастлив Христианин в сердечной простоте своей веры! В какой гармонии чувствования его с небесною истиною! 

   Вера говорит нам, что Церковь на земле и Церковь на небе составляют одно благодатное общество, только здесь она воинствует, а там увенчивается славою. Ангелы и блаженные небожители суть друзья и братья людей на земле. Любовь, существующая в Боге, проникает во все сердца верных сынов Его, соединяет их единою мыслию и единым чувством. Действие сей любви тем сильнее в Ангелах, что они более приближены к Богу и видят в Нем вечную любовь и ту благость, которая желает нашего спасения. Любовь есть их жизнь и их блаженство. Как не иметь им чувствований братской любви к нам? Они любят нас столько, сколько любить могут, потому что видят в нас дары Божественной благодати, которых исполнены сами. И действительно, человек есть существо, по словам псалмопевца, умаленное малым чем от Ангела. (Пс.8,5, 6). Мы должны быть молодым воинством небесных воинств. Ангелы любят нас, как соучастников их славы и их славословий Всевышнему. По сей-то причине они принимают такое живое участие в нашем спасении, которое им так же дорого, как собственное свое постоянство в святости? Они радуются нашему спасению, по слову Иисуса Христа (Мф.18,10). Когда мы находимся на пути к небу, они всемерно стараются удержать нас на оном и побуждают нас продолжать его с бодростью и постоянством. Если же мы уклоняемся на путь нечестия, то любовь их каких не вымышляет средств, чтобы обратить нас к Господу! Сыны блудные, ничто так не радует сердца нашего Отца небесного, как наше возвращение в Его объятия. Какая же должна быть трогательная заботливость Ангелов Его об овце заблудшей? 

   Ангелы видят беспредельную благость Господа к грешным людям. Видя же, что Он дает другим, они знают и хорошо ценят то, чем сами одолжены Его благости. Они и самих себя почитают творением благодати, чудом Божия милосердия. Ибо не благость ли Божия извлекла их из ничтожества, озарила их светом и, наделив их ангельским естеством, в то же время даровала им свою благодать? Они, подобно нам всем, что имеют, обязаны благодати и милосердию Божию. Они сознают это; и посему, желая возблагодарить Господа за милосердие, им оказанное, сами всемерно стараются оказать его другим: ибо самый лучший способ приношения благодарности Богу состоит в том, чтобы подражать Ему: «будите убо милосерды, яко же и Отец ваш милосерден есть» (Лк.6,36}. Подражайте тому, от кого вы получаете добро, и поставляйте своим удовольствием благодарить его за то, что получили. Посему-то Ангелы небесные, опасаясь быть неблагодарными к Творцу своему, стараются благотворить Его тварям. Милосердие, являемое ими, увеличивает цену милосердия, им самим оказываемого. Какую же цель предполагает милосердие в своих действиях? Оно предполагает целью подавать помощь нуждающимся, укреплять немощных, воскрешать умерших, т.е. воскрешать тех грешников, которые обратились к покаянию. Но на небе нет нуждающихся: там все блага преизобилуют; нет немощных, нет скорбных; там обитель блаженства нескончаемого. Земля наполнена несчастиями всякого рода; это страна сетования и плача, это, можно сказать, родина всех бедствий. На ней только и видны одни страдания, слышны одни вопли. Не все ли мы — заключенные узники, которых посещать нужно, — слепые, которых руководить нужно, — заблудшие, которых наставлять нужно, — больные, которых врачевать нужно? Ах! какая богатая жатва для Духов блаженных, пламенеющих любовью! С каким стремлением и с какой радостью они нисходят с неба, имея с собой богатые дары Божий! Они приходят, чтобы напитать несчастного человека хлебом благодати, напоить его несколькими каплями от Источника небесных наслаждений, помочь ему расторгнуть узы греха и с торжеством привести его в дом Отца небесного. Какое удовольствие для них спасать души, которые Иисус Христос искупил своею кровно и которые вечно будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство! Будучи назначены посланниками к нам от Всевышнего Царя, они желают также быть и нашими посланниками к Всевышнему Царю. Они суть Ангелы Божии: Он посылает их; они суть и наши Ангелы, потому что и мы можем послать их. Они ожидают только наших молитв и наших добрых дел, чтобы представить их Богу, ибо знают, что молитвы и добрые дела наши будут благоприятнее Богу, если чрез их ходатайство будут представлены Ему: так говорит нам Священное Писание; так исполняется слово Иисуса Христа: «отселе узрите... Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих» (Ин.1,51). Они нисходят, чтобы принести благодать нам; они восходят, чтобы вознести наше благодарение и наши молитвы Богу. Можем ли мы иметь ходатаев более сильных и более усердных, истолкователей более верных и более преданных, друзей более сердобольных и сострадательных? Ах! кого же мы станем любить, если не будем любить сих Духов благодетельных? Кому мы вверим себя, если не возьмем их себе в наши советники и в наши покровители? Какое Сокровище святых мыслей, утешений, надежд благодати доставляет вера и сии святые истины! Истинный друг не дороже ли всех сокровищ? Но какого же друга можно сравнить с Ангелом-хранителем? Что может быть важнее его достоинства, нежнее его привязанности, щедрее в благотворении, дружелюбнее в обращении, мудрее в советах, благонадежнее в обещаниях, попечительнее в нуждах? 

   Все вышесказанное обязывает каждого Христианина с благоговением чтить своего Ангела-хранителя и приносить ему молитвы. Нужно ли еще представлять доказательства такой обязанности? Он имеет право на наше почитание, потому что он посланник Божий, потому что он свят, потому что он благотворитель наш. Мы должны приносить тройную жертву Ангелу-хранителю: жертву почитания, жертву благоговения и жертву сердечного доверия. Мы обязаны уважением к нему по причине его присутствия с нами, — благоговением, по причине благотворной его любви к нам, — доверием, по причине неусыпной стражи его над нами. Кто не понимает сей истины? Кто не видит также, что провождать жизнь в присутствии Ангела и не молиться ему или даже не мыслить о нем — означает не только неблагодарность испорченного сердца, но плачевное состояние погибшего человека? Такова, однако, жизнь большей части людей. Должно ли удивляться сему? Если самого Бога не познают и забывают, то будут ли думать об Его Ангелах? Но есть благочестивые Христиане, которые понимают свою обязанность и свою пользу. Они усердно приносят молитвы своему Ангелу-хранителю; они каждый день воссылают к нему свои прошения и обеты, с чувством достодолжного благоговения. 

   К вам я обращаюсь, благочестивые души! Вы будете читать сии размышления в присутствии вашего Ангела-хранителя: не ищите в них ни учености, ни красноречия. Представьте себе, что вы слышите голос вашего небесного друга, и, прибегнув под покров его полною верою, молите его, чтобы он говорил с вами во внутренности вашего сердца и услаждал его своею утешительною беседою. 

1-й день месяца

   Долго ли вера не будет озарять твоего ума и сердца? Тебе должно знать, что Ангел-хранитель находится с тобою, что он назначен тебе от Бога быть твоим защитником и путеводителем в жизни; а ты не думаешь о нем и не хочешь. В Священном Писании сказано, что Отец небесный заповедовал Ангелам своим: «сохранить тя во всех путех твоих» (Пс.90, 10,11). 

   Ты не сомневаешься в сей божественной истине; но ты мало углублялся в спасительный смысл ее, мало размышлял о ней. Непроницаемая завеса препятствует тебе видеть его телесными очами. Но из того, что он невидим, не следует заключать, что нет его при тебе; не следует забывать о нем и вести жизнь беспечную, не помышляя об его присутствии. Когда два путешественника неожиданно встречаются на дороге, они приветствуют друг друга и, вступив в разговор, забывают свою усталость в приятной беседе. Ангел сопутствует тебе, ведет тебя путем жизни к небу; и ты до сего времени не обратил на него своего внимания. Когда ты бываешь вместе с своим отцом или с своим другом, ты с удовольствием разделяешь с ними беседу и бываешь очень доволен их сообществом. С самой купели крещения Ангел-хранитель дан тебе в собеседники, и, может быть, до сего времени ты не обратил к нему ни одного слова, не принес ни единой молитвы.

Подумай, Ангел твой не был ли доселе чуждым для тебя? Не время ли тебе открыть глаза свои и видеть своего верного путеводителя, посланного тебе Богом? Какой обильный источник чистой радости, истинного утешения может доставить тебе та мысль, что Ангел твой всегда присущ тебе! Сим неоцененным счастьем ты всегда обладал, только не умел пользоваться им, потому что не знал его; но теперь ты знаешь его: обратись к нему всем сердцем, представляй его непрестанно в уме своем, беседуй с ним таинственно в глубине своего сердца, беседуй, подобно тому, как ты обыкновенно беседуешь с своим искренним другом. 

   Но каким образом могу я, скажешь ты, представить себе сего небесного посланника, бесплотного Духа? Ты верь только, что он присущ тебе; верь, следуя слову Божию, и не увлекайся пытливым и пустым любопытством. Ангел-хранитель есть дух и, подобно душе твоей, не имеет телесного, видимого образа. Когда ты беседуешь с каким-нибудь другом во мраке ночи, ты наслаждаешься приятностью его беседы, несмотря на то, что ночная темнота препятствует тебе видеть черты лица его. Временная ночь не позволяет тебе видеть твоего Ангела; но ты увидишь его по воскресении, когда настанет великий день вечности. Тело твое служит средостением, отделяющим тебя от него; но когда рушится сия преграда, тебе откроются черты твоего небесного друга. В ожидании того часа, когда ты освободишься от уз плоти, обратись с твердою верою, обратись умом и сердцем к своему Ангелу и скажи: