A.L.Karchevsky

2. Кровь свята, поскольку жизнь свята, кровь символ жизни, следовательно, кровь тоже свята, либо рассуждение еще проще - кровь свята, поскольку кровь есть нельзя.

Что можно возразить по первому пункту? Прежде всего, жизнь - это некий процесс, состояние субъекта, сама по себе жизнь не существует, она не может существоваить в отрыве от своего субъекта. Освящает или оскверняет процесс тот, кто в этом процессе участвует, освящает или оскверняет состояние тот, кто в нем пребывает, определяется это делами, поступками.

Например. Бог свят и дела Его святы: «Боже! свят путь Твой» (Пс 76:14) «Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих» (Пс. 144:13). Человек тоже способен делать дела святые, дела угодные Богу: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход 20:8), «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет.1:15). Дела могут быть и нейтральными: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». (1 Коринфянам 8:8). Дела могут осквернять человека и его жизнь: «Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Марка 7:20-23).

Одно и то же действие может быть как святым, так и греховным. Например,

* одно и тоже действие - жертвоприношение - Бог принял жертву Авеля и отвергнул жертву Каина (Бытие 4:4,5); также совершенно очевидно различие в зависимомти от того, кому приносится жертвоприношение - истинному Богу или идолу; в Левит 10 описано, что жертвоприношение должно было приноситься специальным образом, если иначе, то это было не угодно Богу;

* один и тот же процесс - молитва – Бог принял молитву мытаря и не принял молитву фарисея (Луки 18: 9-14);

* человек может верить, но вера в истинного Бога – дело святое (Иуд. 1:20), а вера в идолов – идолопоклонство - дело мерзкое (3Цар.14:15);

* один и тот же процесс – соитие мужчины и женщины – для зкаконных супругов вполне законное дело, для мужчины и женщины, не состоящих в законном браке, - это прелюбодейство и блуд.

То есть, сами по себе святым могут быть существа или предметы, но не процесс или дело, которые сами по себе, в отрыве от субъекта их производящего, существовать не могут и святыми быть тоже не могут. Жизнь сама по себе не существует, она присуща некоему существу. Человек живет, и может жить либо свято, либо скверно.

Повторим, святыми могут быть существа или предметы. Например, Бог свят (Пс. 21:4, Пс. 88:19, Пс. 98:9, Откр. 4:8), святые ангелы (Мар.8:38, Деян 11:13), святые люди (Луки 1:70, Деян. 3:21, Деян. 9:13, 1Петра 3:5), место святое (Исход 3:5, 1Коринф. 3:17), предметы святые (Исход 29:5-6,37, Исход 30:35, Левит 2:3,10).

Да, человек получил от Бога свою жизнь, человек не в праве своим хотением ее прервать, но освящает или оскверняет свою жизнь человек своими поступками и делами, следовательно, один лишь факт того, что жизнь дана нам Богом, еще не говорит о ее святости.

Что можно возразить по второму пункту? Слово «кровь» в Библии используется часто как символ жизни, как синоним этого слова. Например, словосочетание «пролитие крови» в Библии часто используется как синоним слова «убийство». Однако символ не обладает всеми свойствами того, что он символизирует. Например, государственный флаг это официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства, однако, никому в голову не придет отождествлять свойства понятий «флага», «суверенитета» и «государственой власти», смешивать их в кучу. Таким образом, если принять изначально, что жизнь свята, то это никак не обосновывает святость ее символа. В русском языке синонимом слова «жизнь» являются, например, слова «живот», «голова»: «не щадя живота своего», «сложил голову свою» и так далее82. Однако никто не объявляет святыней части тела живот и голову. Символ не равен тому, что он символизирует, следовательно, не равноправен ему.

Рассуждение, что кровь свята, потому что ее нельзя есть, вообще выглядят смехотворно. Бледную поганку тоже нельзя есть, однако она не свята.

***