A.L.Karchevsky

На соборе решался вопрос о том, что некоторые требовали от христиан из язычников, чтобы они обрезывались и «соблюдали закон Моисеев» (Деяния 15:5). Апостол Петр остановился именно на вопросе соблюдения закон Моисея, который он назвал «игом, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деяния 15:10). В заключение дискуссии слово взял апостол Иаков и выразил общее решение в известной формулировке. В конце он добавил: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деяния 15:19-21). Поэтому вполне очевидно, что он, выражая мнение собора, имел в виду то, что народ слышал в синагогах, когда читался закон Моисеев, следовательно, народ знал о содержании закона.

Иаков и апостолы знали, что «от древних родов» в израильской земле вместе с Иудеями жили язычники, «пришельцы». Какие требования возлагал на этих людей Моисеев закон? От них не требовалось обрезываться, но требовалось воздерживаться от определенных занятий, эти требования изложены в книге Левит, 17 и 18. В законе оговаривалось, что не только израильтяне, но и «пришельцы» должны воздерживаться от жертв идолам (Левит 17:7-9) от потребления в пищу крови и удавлинины (Левит 17:10-16), от считавшихся безнравственными действий (Левит 18:6-26). В апостольские времена израильская земля находилась под управлением язычников, многие иудеи жили в других странах в рассеянии. Апостол Иаков и другие знали, что во многих городах по всей римской империи существовали иудейские сообщества, каждое из которых было обособленным мирком, где соблюдались еврейские обычаи и установления, что для язычников было вполне обычно посещать собрания иудеев в синагогах (смотрите, например, Деяния 13:42-48; 14:1; 17:1-5, 10-12, 17; 18:4). Ранние христиане, из евреев и из язычников, продолжали приходить на собрания в синагогах, Павел и другие христиане много проповедовали и учили в таких собраниях (смотрите, например, Деяния 18:1-4, 24-28).

Упоминание апостола Иакова о чтении закона Моисея в синагогах дает основание считать, что он имел в виду именно повеления из закона, возложенные на «пришельцев», живших среди иудеев с древних времен. Как видим, апостол Иаков не только упомянул те же самые вещи, о которых говорится в книге Левит, но и перечислил их в том же самом порядке: воздерживаться от жертв идолам, крови, удавленины и половой безнравственности. Рекомендация Апостольского собора верующим из язычников слушаться этих повелений объясняется очевидной причиной сложившихся на тот момент обстоятельств - тесное общение хритстиан из иудеев и из язычников на христианских встречах и необходимость поддерживать мир и гармонию в этих условиях.

Когда христианам из язычников велели «воздерживаться от крови», очевидно, что имелся в виду не всеобъемлющий запрет, а конкретное повеление не есть крови, что иудеи считали отвратительным.

Если же фразу «воздерживаться от крови» понимать в абсолютном смысле, в качестве всеохватывающего запрета, то мы должны были бы отказываться от всех анализов крови, от использования препаратов крови, от всякого хирургического лечения с использованием аппаратов искусственного кровообращения и «стоять в стороне» от крови во всех других отношениях. Библейский и исторический контекст не дает указаний на то, что речь шла о всеобъемлющем запрете, а показывает, что предписания касались конкретно «вкушения» крови, что само по себе согласно Марка 7:14-23, 1 Коринфянам 8:1-13 и 1 Коринфянам 10:1-33 грехом не является.

Примечательно, что среди запретов апостол Иаков не перечислил таких вещей как убийство или воровство. Такие действия и так считались у язычников греховными. Но среди язычников не осуждалось идолопоклонство, кровь животного и необескровленное мясо употреблялось в пищу, в некоторых случаях снисходительно относились к половой безнравственности. Повеления к христианам о «воздержании» в первую очередь сосредотачивались на обычаях, свойственных языческой жизни. Подобные обычаи с наибольшей долей вероятности могли быть оскорбительными для христиан из иудеев и могли привести к трениям и спорам87. Апостольское послание было особо обращено христианам из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии (территории, последовательно находившиеся к северу от Израиля). Был дан конкретный совет, относящийся к конкретным обстоятельствам, существовавшим в тот период времени.

***

К этому исследованию можно добавить следующее. ОСБ провело замену понятий «еда с кровью», «еда крови» на понятия «употребление крови», «принятие крови в организм» и так далее. Именно в этом смысле оно понимает слово «воздерживаться» - исключить какое-либо принятие всякой крови в свой организм, привлекая в обоснование своего понимания слова из Деяния 15:20,29. Однако нигде ОСБ не доказывает, что и апостолы в данные слова вкладывали тот же, что и ОСБ, смысл, говоря «воздерживайтесь». ОСБ просто провозгласило такое толкование и все. Гараздо более правдоподобным представляется то, что «воздерживайтесь» понималось в контексте всего того, что сказано в Ветхом Завете, и того понимания, которое привнес Новый Завет, и изложенное выше мнение по этому вопросу Р.Френца кажется гораздо более убедительным, чем измышления ОСБ.

На форуме дьякона Андрея Кураева была долгая дискуссия88 с обсуждением вышеизложенных мыслей. Мой оппонент привел цитаты из книги Грега Стаффорда89 («В защиту Свидетелей Иеговы», глава 8 «Кровь и Библия») [74]:

«Культура первого века и контекст постановления. При прочтении заповеди "воздерживаться... от крови" становится ясно, что кое-что здесь отсутствует: это глагол. Постановление не выносит однозначного суждения, говоря: "воздерживаться от ПИТЬЯ или ЕДЫ крови". Так что необходим глагол ДЕЙСТВИЯ, чтобы мысль стала завершенной.

Например, если бы кто-либо говорил: "воздерживайтесь от краски", то это могло быть понято в зависимости от контекста утверждения, - например, что имелось в виду ВДЫХАНИЕ ПАРОВ краски из-за их токсичного, и, возможно, смертельного эффекта. Или можно было иметь в виду "прикосновение" к краске, так как это могло бы испортить одежду!

Конечно, можно было бы выразить данное утверждение немного по-другому, не используя слово "воздерживаться" вообще. Однако это иллюстрирует необходимость глагола действия для завершенности мысли, и то, как этот глагол может быть понят в зависимости от контекста обсуждения.

В контексте апостольского постановления, которое, без сомнения, основывается на запрещении еды и питья крови в Ветхом Завете, становится ясно, что должны подразумеваться тот или иной или оба глагола сразу (обозначающих еду и питье), тем более, что они были двумя единственными известными методами употребления крови внутрь в древнем мире. Означает ли это, что и в наше время заповедь "воздерживаться... от крови" должна рассматриваться ТОЛЬКО в отношении "еды" или "питья"?

Если человек не считает, что постановление является уместным ТОЛЬКО для культуры и методов I века н.э., ТОГДА очень существенно, что, в то время как контекст указывает на еду/питье как на глаголы действия (ни один из которых фактически не заявлен в тексте), Свидетели Иеговы полагают, что постановление затрагивает методы использования крови, распространенные в древнем мире, а также и то, что Бог предназначал это постановление для этого, чтобы служить средством, с помощью которого христиане могли бы принимать решения относительно использования крови во всех будущих культурах и случаях.