A.L.Karchevsky

***

Обычай пить кровь и есть необескровленное мясо сохраняется до сих пор, например, народы Севера употребляют эти продукты в пищу. Причем питье крови только что убитого животного (оленя, моржа, тюленя, кита) – это чуть ли не единственный способ восполнить отсутствие витаминов в организме коренного жителя Севера и уберечься от такой тяжелой болезни как цинга91 [53-56]. Однако подобный рацион питания нисколько не помешал активной миссионерской деятельности Российской Православной Церкви на северных территориях России и Америки.

На взгляд европейца, не живущего в экстремальных условиях Севера, такая пища выглядит, мягко говоря, непривлекательно. Современные стандарты обработки мяса подразумевают удаление крови после забоя скота, причем, необходимо заметить, что данные стандарты не столь строги, как рекомендации ортодоксальных иудеев по удалению крови из мяса. Однако, скорее всего, отказ рядового европейца вкушать кровь или продукты, приготовленные из нее, можно объяснить отсутствием привычки, сложившимся за многие века рационом питания, чем религиозными взглядами евреев. Тем не менее, в некоторых национальных кухнях можно встретить строганину, кровяную колбасу или бифштекс с кровью. Многие народы при охоте используют капканы и селки, нередко попавшая в них жертва – животное – погибает (в особенности зимой) до того, как охотник проверит капкан, то есть с охотничьего трофея кровь не слита, но мясо этого животного все равно употреблялось в пищу.

***

Как уже говорилось, в медицинских учениях ОСБ присутствуют докрины, которые некоторое время назад менялись с точностью до наоборот92. Изменения, обосновываются ОСБ ссылкой на следующие слова Библии: «Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4:18). К этим словам добавляются примеры из жизни Моисея, апостолов Петра и Павла, которые показывают, что они в некоторых ситуациях ошибались. Поэтому и ОСБ может быть оправдана в своих ошибках.

Прежде всего, необходимо сказать, что и Моисей, и Петр, и Павел могли ошибаться в повседневных житейских ситуациях. Никто из них не допустил ошибок в Писаниях, написанных ими по вдохновению Святого Духа, никто из них не ошибся, проповедуя учение изустно. ОСБ не сможет привести ни одного примера, где бы какой-нибудь вопрос, касающийся основ веры, апостолами решался бы в разное время по-разному, происходили бы перетолкования и изменения.

Сам стих Притчи 4:18 тоже не может оправдать метаний ОСБ. Если понимание чего-то все более и более улучшается, то, очевидно, что прежнее понимание, если оно действительно было истинным, должно содержаться в более глубоком и расширенном понимании существа вопроса. Не может быть никакой взаимоисключающей интепритации, например, прививки делать нельзя – прививки делать можно, пересадку органов делать нельзя – пересадку органов делать можно, и так далее. Если мы истинно видим перед собой стол, то наше более глубокое знание об этом столе может дополниться, например, тем, что стол сделан из дерева сосны, он выкрашен в коричневый цвет, на левой ножке – царапина, и так далее. Не может наше понимание в результате изучения данного стола «просветлеть» до такой степени, чтобы мы, в конце концов, сказали, что это не стол, а диван, и сделан он не из дерева, а из параллона и вовсе он не поцарапанный.

В свое время последователи Рассела заявляли:

«Если мы без сомнений последуем за человеком, это будет уже не мы; без сомнений одна человеческая идея может противоречить другой и та, которая была светом год, или два, или шесть лет назад, теперь будет считаться тьмой. Но с Богом такого простора для вариаций нет, нет и тени изменений, именно поэтому с ним - значит с истиной; любое познание или свет, исходящие от Бога должны быть такими же, как их автор. Новый взгляд на истину никогда не будет противоречить старой истине. "Новый свет" никогда не будет исключать "старого", но будет дополнять его"» [66].

Как говорится, комментарии здесь излишни, «от слов своих осудишься» (Матфея 12:37).

Если бы ОСБ могла знать, простчитать заранее все последствия, которые могут произойти после принятия тех или иных решений, то не было бы подобшых провозглашений и отмен доктрин. К этому можно добавить только следующий за стихом Притчи 4:18 стих «Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся» (Притчи 4:19).

***

Подведем итог всему выше сказанному в этом параграфе. Религиозная и практическая позиция Свидетелей Иеговы мне представляется несостоятельной, противоречащей Библии, истории и здравому смыслу.

Порсле всего того, что нам известно о позиции ОСБ, невозможно доверять следующей информации из журнала «Сторожевая Башня»: