A.L.Karchevsky

Это лицо должно быть заранее информировано как о целях и характере предлагаемого вмешательства, так и о его возможных последствиях и связанном с ним риске.

Это лицо имеет право в любое время отозвать данное ранее согласие.

В случаях, когда речь идет о проведении медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего лица, по закону не способного дать свое согласие, подобное вмешательство может быть осуществлено только с разрешения законного представителя такого лица, органа власти или учреждения, определенных законом».

Сходные формулировки содержаться в 32-й и 33-й статьях «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (с изменениями от 24 декабря 1993 года)»:

«Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина…

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения…

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия»».

Это есть пример очень грубого выборочного цитирования. Н.С. Гордиенко, цитируя Конвенцию о правах человека и биомедицине, не мог не знать, что существует Пояснительный доклад к Конвенции, который разъясняет и поясняет все пункты статей 5 и 6. Из Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан он вырвал только те фразы, которые выгодно иллюстрируют его точку зрения (читай точку зрения Свидетелей Иеговы).

Ниже будет приведен материал на тему права пациента отказаться от предложенного лечения.

***

Далее. Приведем пример цитирования Свидетелями Иеговы своих же брошюр. Вот отрывок из [19].

После встречи желающие крещенные возвещатели от 15 лет и старше могут получить новый бланк «Медицинское распоряжение», а христиане, имеющие детей младше 15 лет, могут получить для них бланк «Удостоверение личности». Эти документы не обязательно заполнять сегодня. Чтобы документ имел юридическую силу, каждому нужно внимательно ознакомиться с его текстом, внести в него точные данные, указать дату, а затем подписать его в присутствии двух любых свидетелей, которые своими подписями могут подтвердить факт осознанного и добровольного волеизъявления, отраженного в документе. Прежде чем подписывать документ, хорошо было бы убедиться, что он заполнен полностью. С юридической точки зрения, как текст документа, так и сам документ не носят для возвещателей обязательного характера. По закону каждый имеет право пользоваться или не пользоваться этими бланками и изменять текст по своему усмотрению. Бланки предоставляются с учетом известной позиции Свидетелей Иеговы в отношении переливания крови и являются помощью в реализации их права на получение качественной медицинской помощи, не связанной с переливанием крови, особенно в экстренных случаях (Деян. 15:28, 29; Пр. 22:3). Но решение каждый принимает самостоятельно. В брошюре «Как кровь может спасти твою жизнь» отмечалось, что «в конечном счете решаешь ты, больной или родитель. Почему? Потому что в данном случае затрагиваются твой (или твоего ребенка) организм, жизнь, этические нормы и, что особенно важно, - взаимоотношения с Богом».

В приведенном отрывке цитируется фраза из брошюры, контекст поясняет, что крещенный возвещатель имеет право подписывать или не подписывать бланк «Медицинского распоряжения». Текст неявно подталкивает этот документ подписать, ссылаясь на известную позицию Свидетелей Иеговы относительно переливания крови, хотя делается оговорка, что решение подписывать, должно быть принято самостоятельно.

Теперь обратимся к брошюре к главе «У тебя есть право выбирать». В начале данной главы безымянные авторы брошюры пытаются объяснить читателю, что у него есть право выбирать из нескольких предложенных методов лечения болезни один, тот, которому пациент отдает предпочтение. Сначала разбирается пример с хроническим тонзиллитом, потом переходят на рассмотрение примера, когда врачи могут предложить лечить конкретную болезнь с использованием гемотрансфузии и с использованием «бескровного» метода. В заключении говорится: