Conversations with MThA Professor Alexei Ilyich Osipov on the air of the Soyuz TV channel

– Алексей Ильич, хотелось бы спросить об одном конкретном чуде и узнать Ваше отношение к нему – оно произошло в 1968 году. Мы говорили об Антонии Великом только что, и это чудо произошло на египетской земле – так называемое «Зейтунское явление Божией Матери». Вы в то время уже преподавали в Московских Духовных школах, и, хотя понятно, что в 1968 году в Советском Союзе об этом, естественно, умалчивали, но тем не менее о нем писала практически вся мировая пресса. Как считают египтяне, Божия Матерь месяц или даже больше являлась на крыше храма. И там собирались тысячи и тысячи людей, в том числе и президент, который засвидетельствовал это лично и построил напротив этого храма собор, и просто тысячи людей. Как Вы можете прокомментировать это событие? Что это было?

– Меня интересует в этом случае точка зрения отца Серафима (Роуза), который в одной из своих работ пишет о все увеличивающемся потоке явлений, которые выходят за границы нашей обычной жизни – увеличивается, он говорит, и будет увеличиваться. И он объясняет это, я бы сказал, грозно. Он говорит: неслучайно всё поднебесное и воздушное пространство кем наполнено? Об этом пишет уже апостол Павел: «князи власти воздушныя». И сейчас, в силу нашего потрясающего омирщения, омирщения прежде всего нашего христианского сознания, эти власти воздушные, наиболее близкие к нам, являют нам все в большей и большей мере свое присутствие, как пишет об этом апостол Павел, «в образе ангела света» – помните, что сам сатана может явиться нам в образе ангела света. Это предупреждение мы должны иметь в виду, и поэтому в данном случае у меня лично есть очень большое сомнение, что это явление имеет какое-то  христианское значение. Потому что это не единственное «явление» Богородицы: в разные годы они были и в Югославии, и в Украине, и в Португалии. Все эти явления одного порядка. Поэтому, когда я прочитал, что говорит Божия Матерь, я ахнул: «Любите Моего Сына, приносите Ему цветы, приходите на эти встречи», и так далее. Никаких назиданий. Спрашивается: для чего все эти явления?

Поэтому самое большее, как можно отнестись к этому явлению: не хули и не принимай. Это самое большее. На самом деле, я боюсь, здесь первое надо, наверное, отбросить. Не принимай – оставь все эти вещи. Я не знаю, что это дало или дает кому-то. Вот сейчас мы все это прочтем, а дальше что? Что мне все это дает, что это дает всем верующим? Ничего. Свидетельство того, что она есть и есть Бог? Мы и так верим. Неверующие же, если даже мертвый воскреснет, в это не поверят, потому что не исполняют заповедей Божиих. Вот поэтому я к этому отношусь более чем сдержанно, ко всем этим «явлениям» чудесного, но лучше сказать – неестественного, порядка. Я в этом отношении очень солидарен с отцом Серафимом (Роузом): «не хули и не принимай».

– Сейчас мы зададим Алексею Ильичу те вопросы, которые мы получили накануне и во время эфира. Конечно, все они не прозвучат: это целый ворох страниц, и он постоянно растет – ответить на все просто невозможно. Но мы очень надеемся, что Алексей Ильич у нас в гостях сегодня первый раз, но не последний, и все вопросы, что прислали наши зрители, мы сбережем для следующей встречи с профессором. И такой вопрос, Алексей Ильич: почему святые, которые  достигли бесстрастия, не достигли бессмертия?

– Причина очень проста, она уже прозвучала несколько раз, когда  я приводил вам мысли Сисоя Великого, Макария Великого, Пимена Великого, которые в одно слово говорят, что они достойны только мук вечных, а не Царствия Божия. И говоря так, они действительно не лукавили, потому что видели всю поврежденность своей природы – не в смысле личной своей природы, а природы человеческой вообще, – ту глубокую поврежденность, исцеление которой требовалось уже не только очищением сердца, но тем же актом, который прошел Сам Господь Иисус Христос: «Смертию смерть поправ». И здесь требуется пройти через врата смерти, чтобы уже окончательно сбросить эту поврежденность, получить природу неповрежденную, бесстрастную, бессмертную и чистую. Вот это первая причина. Первая и главная.

Вторая причина, на которую тоже следует обратить внимание, о которой говорит, по-моему, Пимен Великий: «Многие говорят о бесстрастии, но достигают его редкие единицы». Так что даже то бесстрастие, о котором мы говорим, является уделом лишь немногих, очень немногих подвижников. Но и это бесстрастие нужно рассматривать не как достижение полной абсолютной святости, но так, как об этом хорошо мы читаем в Священном Писании: «Само небо не чисто пред Богом».

Именно по этим двум причинам и святые, достигавшие высокой святости, не достигали здесь бессмертия.

– В христианстве брак между родственниками не благословляется, а как же Адам и Ева? Ведь у них не должно быть брачных уз, как у близких родственников, ну и последующие поколения?

– Здесь просто есть одна ошибка. Дело в том, что мы забыли, наверное, а может быть, и не знали, что Церковь говорит не только о заповедях Божиих, которые касаются нашей души, нашего духа, но она является, если хотите, хранительницей нашей жизни. Она дает нам те нормы жизни, которые благоприятны и для нашей физической, органической, семейной и общественной жизни. И вот, исходя из этого, Церковь запретила недавно (потому что она возникла две тысячи лет назад) родственные браки. Почему? Сейчас наука прекрасно говорит об этом, а раньше говорил опыт. Именно близкие родственные связи приводили к рождению уродов, ненормальных и физически, и психически, с множеством заболеваний.

Поэтому речь идет не о том, что само по себе это грех, а грех это потому, что ведет к рождению больных людей, к страданиям; вот почему Церковь запретила то, что не было запрещено изначала.

– В перечень книг, которые не надо читать, профессор Осипов включил и «Розу мира» Даниила Андреева. Почему?

– Я помню эту книгу, мне подарила ее вдова его. А когда я сказал ей: вы знаете, здесь очень многие вещи вызывают недоумение, особенно когда они  касаются религиозной стороны, она мне ответила примерно так: «Вы знаете, он писал это не в прямом смысле слова, а в переносном, в символическом, в аллегорическом смысле». Поэтому все, что написано в этой книге, абсолютно несовместимо с христианским вероучением, я даже не скажу – с нравоучением, а с принципами духовной жизни. Поэтому как можно ориентироваться на подобного рода литературу?

– Что такое порча и как от нее избавиться?

– Вы знаете, мы все влияем друг на друга. Разговариваем, общаемся… все влияем. Причем влияем и психически, и духовно. Почему, скажу так громко, вожделенно для каждого православного христианина общение со святым? Это ведь не только потому, что он нас сейчас исцелит или скажет, в какой день и час я умру или что со мной произойдет. Нет. Есть непосредственное воздействие каждого из нас друг на друга, и святого, учитывая это его благодатное воздействие на нашу душу. Это понятно? Понятно.