Ответы на главнейшие возражения против веры истинной

Как! Изыскание истины не нужно? О плачевное безумие! А если, несмотря на твое не основанное ни на чем мнение, Бог предписал человеку поклонение ясно-определенное? Если между всеми религиями одна, только одна есть религия истинная, безусловная как всякая истина, отвергающая все что ни есть она?.. то подумай, какому же страшному жребию подвергаешься ты, не хотящий знать ее? Думаешь ли, что твое равнодушие извинится тебе на судилище Всемогущего и праведного Судии? И можешь ли без крайнего безумия пренебрегать такою ужасною будущностью?

Но размысли, пойми же все бедствие человека без религии Божественной! Посмотри не него, представленного слабому свету собственного разума, волнуемого сомнениями, омраченного неведением в отношении к самым важным вопросам, - о будущих судьбах его и обязанностях ему необходимых! откуда я? куда иду? какое мое окончательное назначение? как мне достигнуть его? что ожидает меня за гробом? чего требует от меня Бог? Что будет отвечать на эти высокие вопросы разум, предоставленный собственным силам? он будет представлять одни вероятности и догадки недостаточные, когда дело идет о спасении вечном, или увлечет к постыдным суевериям и жестокому изуверству, омрачающим и поныне последователей ложных верований.

И ты можешь думать, что Бог Всепремудрый и Всеблагий, Бог света и истины, предоставил собственному произволу Свое разумное творение - человека, и не открыл ему воли Своей?

Нет, нет! Он озарил его небесным светом, который, удовлетворяя его духовным потребностям, открывает ему до очевидности все, что он обязан знать о природе, правосудии, милосердии и намерениях Бога, Который есть источник и конец бытия его; свет этот указывает ему стезю добра и стезю зла, предлежащие свободному его выбору; из них первая ведет к нескончаемому блаженству, а другая к вечной муке; свет этот, среди ложных проблесков мудрований человеческих, сияет неизменным блеском истины, озаряет, животворит, совершенствует все, что проникнуто им!

И этот свет небесный есть Откровение, вера христианская, одна имеющая твердые доказательства, одна удовлетворяющая разуму, освещающая сердце, поставляющая нравственное совершенство в познании и люблении Бога, одна сообразная величию Божию и духовным потребностям Его творения.

Нельзя исчислить все доказательства в подтверждение истинности веры христианской!

Смотри, как она восходит до начала мира, в тех обетованиях, которые ее предвозвещают; в вере, уповании и любви св. Патриархов к обещанному Искупителю; в обрядах богослужения, прообразовавших Его пришествие!

Эти обетования, пророчества, прообразовательные обряды, - все эти свидетельства находятся в Св. Писании Ветхого Завета, хранимом благоговейно доселе народом враждебным христианству, - иудеями, рассеянными по всей вселенной, но не сливающимися с другими народами, чтоб оставаться несокрушимым памятником и свидетелем истины той веры, которую они отвергают!

Мог ли бы этот народ хранить в течение веков неизменными книги, которые изобличают его пороки и казни, если б он не был несомненно уверен в их достоверности?

Да и какое бы могло быть сомнение?.. Моисей, этот великий чудотворец, написавший Книгу Бытия по преданиям, верно переходившим, при долголетии Патриархов, от них к их отдаленнейшим потомкам, писал также современные ему события, при самых свидетелях тех чудных происшествий; следовательно, мог ли он писать то, чего не было?.. Но человеческих свидетельств еще недостаточно: размысли, как величественна простота речи Моисея и Пророков, какие высокие истины и обетования они открывают! не видишь ли тут несомненную печать Божественного вдохновения? И эти дивные книги не хранились таинственно, как у браминов, у магов, у жрецов египетских; нет, они читались всенародно; списки их были в руках у всех, передавались от поколения к поколению, составляли единственное чтение и изучение целого народа!.. Да и самые злейшие враги иудеев, - самаряне, никогда не сомневались в достоверности пятикнижия Моисеева, и чтили их как священные. Наконец, после пленения вавилонского, все книги Св. Писания были тщательно собраны и всенародно пересмотрены Эздрою и священниками и разделены со всею осторожностью на канонические или совершенно достоверного происхождения, и на апокрифы, коих источники не могли быть несомненно доказаны. - При этих условиях, возможно ли, скажи, малейшее сомнение в истине Св. Писания?

Итак, христианство есть действительно, одна религия, непрерывная от начала мира, развившаяся в трех последовательных видах:

1-е. В патриархальной религии, продолжавшейся от Адама до Моисея;