«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А многие и не знают, сколько это худо.

Сколько же именно?

Не часто ли случается, что иной клянется своим спасеньем? Очень не редко.

Что же это? Боится, чтобы, поступив худо, не терпеть за сие зла, и сам полагаете на среду пред Богом собственное свое спасенье, решаясь погибнуть, если каким ни есть образом со­лжет своему слову.

Так мне кажется.

Такое же сделай рассужденье, если когда клянешься и Богом.

Какое же? Желательно видеть.

Ты полагаешь на среду Бога своей веры.

Да, не иначе.

И для клянущегося в правду Бог соблюден; а если кля­немся ложно, то в отношении к нам Он утрачен. Справедливо говоришь.

Но скажи, что значит, по твоему мнению, не соблюсти для себя Бога?

Думаю, что это значит отречься от Бога.

Итак, ложная клятва, как давно уже это доказано, есть отреченье от Бога.

Как же избежать клятвы?

Приобретем такие нравы, которые бы внушали доверие. Великое дело сказал ты.

Благонравным менее нужды в клятве; что говорю: менее? Им вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы. Действительно так.

Скажи же, что приобретают те, которые много клянутся?

Осмеянье.

А к этому что еще присовокупить? Разве то, что им не верят, когда говорят и правду. Согласен на это.

Итак, послушайся меня, и, воспользовавшись врачевствами рассудка, особенно положи в себе преграды этому недугу. Многие же из известных мне одерживали верх над недугами и этого сильнейшими.

Каме разумеешь сильнейшие недуга?

Гнев, зависть, невоздержность и тому подобное.

Почему же они сильнее?

Потому что пожелание больше. А к чему пожелание стремительно, к тому и привязанность сильнее.

Совершенно основательно. Но если болезнь в тебе неудер­жима, что тогда делать?

По крайней мере остерегайся непрестанно, при всяком случае, умножать тяжкие клятвы.

Когда же, какие и при каких случаях дозволишь ты клятвы? Например: дозволишь ли, когда настоит нужда?

Пусть так.

Но присовокупи: какая именно нужда. Не та ли, чтобы иных избавить от опасности?

Тогда по крайней мере полезна клятва.

Или и себя избавить от обвинения в гнусном преступлении.

Да! Но клятва никогда не должна служить мне к приобретенью имущества, потому что сие представляется крайне гнусным и весьма легко может вовлечь в ложную клятву. Да и что, кроме корысти, чаще приводит к ложным клятвам? Как скоро касается дело до денег, весьма многие оказываются злонравными.

Кто не согласится с этим? И Софисты утверждали то же.

Важно ли же это для нас?

Ни мало. Но если станем подражать, и окажемся худшими; то сие будет нам стыдно.