«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Устав

Относительно же форм и обрядов монастырских, — они потому уж хороши, что обуздывают нашу непокорную при­роду и заставляют отрекаться от нашей воли (преп. Амв­росий, 1, ч.2, с.12).

Батюшка <преподобный Амвросий> строго запрещал хождение по кельям, а также и прием к себе братий, без особенной и притом крайней нужды. На вопрос <иеромонаха>, что отвечать тем из братий, которые по легкомыслию своему будут смущаться таким моим поведением, старец сказал: «Отвечай таким, что отец Архимандрит не велел тебе ходить по кельям» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 2).

...После обеда требуется отдых, а после вечернего пра­вила святыми отцами запрещены излишние беседы, кольми паче не полезные или ведущие к общему смущению (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 85).

Готовить пищу в келье позволяется только старым да больным, которым груба трапезная пища. Если и ты боль­ная, и трапезной пищей трудно жить, то можно и тебе благословиться у м. Игуменьи когда что-нибудь сготовить себе. А если бываешь сыта трапезной пищей, то по прихоти варить себе отдельно не следует, это грешно. Господь да укрепит тебя в монастырской жизни и поможет тебе (преп. Иосиф, 11, с. 266).

Если у вас принято справлять именины, то не следует и тебе отставать от других. Живи так, чтобы ни в чем лучше сестер не показывать себя (преп. Иосиф, 11, с. 267).

Не вози никогда мяса в монастырь. Вот один так-то привез, а в мясе завелась трихнина, и он отравился (преп. Амвросий, 1, ч.2, с.65).

Когда бывает бдение, минут за восемь (до благове­ста) надо читать вечерние молитвы (преп. Амвросий, 1, ч- 2, с. 68).

Устройство женской больницы при женской обители, а мужской при мужской дело христианское и приличное, но кто измыслил брать или посылать из женских обителей инокинь, особенно юных, в общественные больницы, тому нельзя ожидать благого воздаяния от Господа, а скорее противного, потому что ни в древнеотеческом предании, ни в святых отеческих писаниях примеров этому не видим, а напротив, в писаниях преподобного Макария Египетского (в беседе 27 в гл. 15, по изд. Моск. Акад.) читаем пример разительный, сопротивляющийся новому учреждению. Он повествует, что «некто во время гонения предал на мучение тело свое, был повешен и строган, потом ввергнут в тем­ницу, и что ему по вере прислуживала одна инокиня, и он, сблизившись с нею, бывши еще в темнице, впал в блуд!».

Никак нельзя согла­ситься с тем мнением, что будто бы дело вполне христиан­ское и полезное посылать невест Христовых, особенно юных, из мирных обителей в общественные больницы для служения грешным телам, с получением явного и неизбеж­ного вреда для душ сих служительниц. Подтвердим свое мнение, кроме многих святых отцев, словами великого учителя монашества, святого Иоанна Лествичника, который в 3-й Степени, в главах 22 и 23, говорит следующее: «как невозможно единым оком смотреть на небо, другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто совершенно не устранился помыслом и телом всех своих родственников и не родствен­ников». Добрый и благоустроенный нрав великим трудом и под­вигом приобретается, но и со многим трудом приобре­тенное во мгновение потерять можно (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 126-127).

По смерти монаха нет душеприказчика и никакое за­вещание законом не приемлется, а все следует монастырю, и это относится к настоятелю, который должен исполнить то, что закон повелевает, а А. сумасброд распорядителем себя поставил! Надобно непременно подвергнуть его ответ­ственности, а иначе останется в монастыре зло неисцельное. Употреби все меры безотложно, приведи все в извест­ность, что у него находится, Бог Благой да вразумит тебя к охранению обители (преп. Моисей, 305).

Монастырь

...Обиталища сии <монастыри> не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святый, чрез богодухновенных отцов, уставил жительство сие для тех, кои позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 23).

...Родители твои, с болезнью сердца, пишут ко мне, что ты просила у них дозволения отпустить тебя в монастырь. Похвально твое чувство... Однако ж скоро не спеши, испы­тай своего сердца чувства, готово ли оно к призванию сему. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Надобно от­вергнуть свою волю и разум и покорить другим, могущим тебя вести спасенным путем, иначе ты не можешь научиться, по слову Господню, от Него, «яко Он кроток и смирен сердцем, и сим обрящешь покой душе твоей» (Мф. 11, 29). Он был «послушлив даже до смерти» (Флп.2, 8), и в нас чрез послушание является смирение, а без него все наши добродетели ничтожны. Когда же и решишься, то также избрание обиталища и наставляющего тебя не можешь са­ма избрать безошибочно, и о сем молись Богу: «скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 183, 184—185).