«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...Эту мысль отложи, что другим предоставлен покой, а тебе только нет. Какой покой? Хоть на небо занеси без смирения, не обрящешь покоя, и там страсти не дадут покоя. Веруй сему и старайся здесь их исторгать... (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 535).

...Мы ищем покоя, а оный нам не на пользу. Покой обретается в кресте и в предании себя воле Божией, и пока страстями боримы и плохо на них вооружаемся, то покоя нельзя обрести (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 392).

Ты пишешь, что в это время занималась книгами и прочее, «забыв, что есть люди», но не мни, чтобы эта твоя тишина была благонадежная, а предварившая настоящее волнение. Ведь и море во время тиши предвещает бурю и волнение, а твоя тишина и не могла быть прочна, сокры­тым бывшим внутрь тебя страстям и непобежденным (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 86).

Ты пишешь, что теперь во всем покойна, и опаса­ешься, будет ли от сего польза? Не надейся на сей твой покой, будет еще и брань к познанию твоих немощей и увидению страстей, впрочем, не убойся сего, Бог посылает по мере сил наших, как можем понести, чтобы и обуча­лись в брани и в смирение приходили, а истинный покой рождается от истинного смирения, до которого ты еще далека (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 229).

Т. У. помянула, что без внешнего покоя невозможно иметь внутреннего, это ошибочно; мы видим многих во вся­ком внешнем упокоении, но внутренно смущающихся; по­кой доставляет смирение (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 630).

...Куда бы вы ни заехали, хотя в дальние страны, но пока не смиритесь, не можете успокоиться... Вы думаете, что, переехавши в другое место, где вас не знают, будете уже и покойны, но, напротив, это будет так на две недели или на месяц, а там те же брани на вас восстанут, и вы только и будете с места на место переходить... (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 669-670).

...Упоминаешь о своем устроении и спокойствии, но оному советую не доверять и не обольщаться, а более взи­рать на мимошедшее время жизни и окаивать себя; да почему знать, может, и мнимое спокойствие не есть ли подсада вражия, дабы обеспечилась, что уже спасена?., (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 92).

...Вы скорбите за нахождение в волнениях мира сего и о том, что имеете дела свои не на собственный свой капитал, и когда бы свой был, то были бы покойны. Однако ж сего быть невозможно, чтобы на земле сей, исполненной греховных действий, можно быть совершенно покойным, по­кой сей доставить может, по учению Господню, только смире­ние и кротость, ибо Он учит так: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29), но как мы далеко еще от сего отстоим, а, напротив, мятемся в мятежных волнах мира сего, побеждаемся от страстей, а паче от главных: славолюбия, сластолюбия и сребролюбия, то и не можем иметь покоя, хоть и нельзя не иметь попечения человеку, живущему в мире, о доме, о детях и общественных обязанностях, но все сие входит в сердце наше со излишеством и <желанием> подражать миру в житейских положениях, отчего и метал­ся излишне, возвергайте ваше попечение на всесильный Промысл Божий, пекущийся о единой птичке и не попущающий погибнуть единому власу нашему без воли Его, то сие по мере вашей веры доставит вам более успокоения. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (преп. Лев, 157).

Поминание усопших

...О поминовении родных твоих на ектении, чтобы их именно поминали, — маменька твоя желает еще приба­вить вклад. Это напрасно, может быть, и будут при вас поминать, но после невозможно, ибо если всех на ектении поминать, то одна ектения продлится больше обедни, и сим наведут ропот слушающим; на ектении же больше поми­наются новопреставленные или значительные, строители оби­тели, и то не более, как одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сею Великою Жертвою, а когда случается память кого из род­ных, то можешь подать записку и помянуть на ектении (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 255).

Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша — об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных (преп. Антоний, 22, с. 408).

Поминовение

О поминовении на проскомидии справедливо вам го­ворит духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и рас­колах; по толкованию учителей церковных — через соеди­нение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, — не очищение, но <высшее> осуждение для них бывает. О грешниках же, но кающихся и полагающих на­чало, можно и молиться, и подавать на проскомидию, также поминать на молитве и обращении их можно, как и Церковь молит о соединении всех, однако ж, дабы с такою раз­борчивостью не подпасть бы вам фарисейскому мудрова­нию, подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мысли стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым), <окажите> любовь свою каждому делами при случающихся обстоятельствах. Это будет надежнее, а то и в том и в другом случае опасно, избежать фарисейского мудрования и о себе мнения (преп. Лев, 207).

Благоприятное ваше писаньице я, ничтожный, от Ев­докии во всякой исправности получил, и при оном десять ассигнаций для поминовения новопреставленной ин. Анны, которую я и просил отца Антония, где принадлежит, и по­минать — в чем просим быть уверены, и да утвердится <твоя> любовь, что поминовение, чинимое в церкви при священнослужении, полезнее, нежели чтение Псалтири... (преп. Лев, 198).