«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

На вопрос твой, какие исповедовать надо помыслы. Только те, которые борют душу, а о прочих много беспокоиться не надо, а то чрез это они будут более стужать (преп. Иларион, 49).

Пишешь, грустишь о разлуке со мною, и томительные помыслы находят, что скоро, может быть, лишишься ме­ня. — Грустить и загадывать вперед не надо, пользоваться будем настоящим и благодарить Бога (преп. Иларион, 47).

В помыслах самохваления — надо смотреть свои грехи и помнить, что без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем, наши одни только немощи и грехи. — Скорби от игуменьи неси без роптания и молись за ос­корбляющих тебя — не будет трудно (преп. Иларион, 41).

...Вы получили некоторое спокойствие по прибытии от нас, чему завидуя, злокозненный враг вооружился про­тив вас и смущает различными помыслами, представляя будто бы благословные причины, стараясь оными поколе­бать основание, на коем вы, при помощи Божией, желали созидать здание добродетели и благоугождать Господу. Вторая причина, что вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чем вы и сами себя сознаете), что, не находя деятельных пло­дов добра, которыми могли похвалиться, самое редкое же­лание добра служит ей (гордости) пищею. Эта причина доставляет удобный приступ врагу к сильному на вас на­падению попущением Божиим. Вот вам две главные при­чины вашего смущения и беспокойства... (преп. Лев, 124).

...Коликие бы ни восстали волны на твою душу, всег­да прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира, прежде подобает много потрястися и потерпети: ежели будешь иметь откровение, то оное много облегчит твою брань и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собою (преп. Лев, 161).

О. А. лихорадкою движимые помыслы ехать на ро­дину можно извинить, а согласиться на оные не должно. Если бы он на тот свет поглядывал чаще, то лучшие бы имел помыслы. В случае его неуспокоения надобно ото­зваться на старца, без коего благословения ничего не должно принимать и делать (преп. Моисей, 310).

Враг наш невидимый сам же вложит мысль грехов­ную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 123).

Господь тебя избавит от всех недолжных помыслов, только смиряйся (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 75).

Когда найдет день, что будто хорошо живешь — ве­село и покойно, а вдруг сделается беспокойство, и помыслы будут тебя смущать, тогда скажи себе: что ж ты теперь смущаешься? А помнишь, когда была покойна (преп. Амв­росий, 1, ч. 2, с. 75).

Против помыслов немощных молись Господу: «от тай­ных моих очисти мя» и прочее и будешь получать облег­чение... (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 61).

...Пишешь... что тебе приходило сильное желание уме­реть, и не боялась смерти, все это обольщение вражие (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 9—10).

Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: «Да воскреснет Бог» и поклон. — «Богородице Дево» три раза и за каждым разом поклон. — «Достойно есть» и поклон (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 98).

...Вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными и шуиими, то тоскою и страхом, то высокоумием и самонадеянностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик». Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа, как разграблен­ная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочного правила ни разу не выполнила, потому что, как только за него берешься, начинает тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что тут явное противоречие, которое прежде всего врачуется ис­кренним покаянием и чистосердечным исповеданием «кому следует» (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 3—4).

Вперед будь осторожна и осмотрительна при внуше­ниях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах, говорит Варсануфий Великий (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 125).