«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...Когда заметишь, что какая-нибудь мысль долбит по­стоянно и сердце к ней прилепляется, вот тогда это ужас­ная опасность; скорее надо бороться, чтобы выбросить ее, молитвой Иисусовой прогоняй, а если все же не в силах, исповедуй старцу (преп. Никон, 6, с. 229).

...Враг рода человеческого не дремлет, ему хочется запнуть стопы человека, сбить его с дороги. Он борет человека всевозможными способами и средствами, он воз­буждает мысленную брань, то есть борьбу с грехом в мыслях человека, с целью ввергнуть человека в грех и делом. Тяжела эта борьба. Доводит она иногда человека до уныния и расслабления, даже до согласия на грех. И вот это согласие на грех уже погрешительно перед Богом. И в нем нужно каяться. Но если удержался чело­век, не впал в грех самым делом, то, значит, не запнулись стопы его, не споткнулся он. Но лишь человек выпустит веления закона Божия из памяти своей и из чувства серд­ца своего, грех прельщает его, и он падает, запинаются стопы его, он сбивается с дороги, греша уже не мысленно только, но и делом (преп. Никон, 6, с. 202).

Господь ждет: куда склонится наше сердце — сохра­нит верность Ему или предаст Его из-за временной сла­сти греха. Сказали святые отцы: «отсеки помысел — отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с гре­хом, а через грех и с бесами, мы предаем Господа, пре­даем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба про­тив него молитвою и исповедью — необходимы (преп. Никон, 20, с. 38).

Тщеславные помыслы необходимо объяснять, тем толь­ко и можно их победить (преп. Иларион, 49).

Твои слова «я и сама вижу, что действие вражие, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь ору­жия: самоукорение и смирение (преп. Лев, 181).

Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве про­тивопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитве еще не научилась, и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство? (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 4).

Многоразличные внушения вражий считай наравне с хульными помыслами и старайся презирать их, молясь псаломским словом: «Боже, в помощь мою вонми: Госпо­ди, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдят­ся хотящии (мыслящии) ми злая» (Пс.69, 2—3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возно­шение, то продолжай следующий стих, глаголя: «да воз­вратятся абие стыдящеся глаголющий ми: благоже, благоже» (Пс.69, 4). Также приличное и в приличное время произноси из 39-го псалма, начинающегося так: «терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс.39, 2) и прочее по избранию до конца. Иногда же против гордых помыслов молись, как молился некто из древних отцев, глаголя: «Господи, чужд есть всякого бла­га и исполнен есть всякого зла: помилуй мя единым мило­сердием Твоим». И повторяй это много раз, если возможно, с земным поклонением. Главное же, старайся удержать веру и упование спасения, что Господь хочет всем спасти­сь и в разум истины прийти. Враг же немощной только силится удалить человека от спасительного пути разными нелепыми внушениями, и устрашениями, и возможными ис­кушениями, чтобы как-нибудь поколебать человека и от­вратить от истинного пути, и хотя он иногда, как лев рыкая, ходит ища кого поглотить, но святой апостол Петр увещевает противиться ему твердою верою и упованием на Господа, что Он не оставит нас и силен упразднить и разрушить все козни вражии, как слышим часто в тропаре мучеников, которые, имуще крепость от Господа, мучите­лей низложиша и сокрушиша демонов немощные дерзости (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 6—7).

Когда за работою по послушанию стужают злые помыс­лы, оставь работу и положи 33 поклона, смиренно призывая милость и помощь Божию (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 12).

Спрашиваешь: как лучше, скорбеть ли о помыслах или не обращать на них внимания? И то и другое не твоей меры, т. е. не следует тебе бестолково скорбеть, и не можешь еще презирать помыслов, а следует тебе со сми­рением обращаться к Богу и молиться. Только во время молитвы должно стараться отвергать всякие помыслы и, не обращая на них внимания, продолжать молитву, если же стужение помыслов очень усилится, то опять должно просить против них Божией помощи (преп. Амвросий, ч. 3, с. 95—96).

Помыслы блудные

Ежели ж ты повинишься помыслам, влекущим тебя в мир и приносящим удовольствие от плотских наслаж­дений, то что безумнее этого? Будь уверена, что ни на малое время не получишь утешения, а томление и муче­ние совести всегдашнее обрящешь, когда же будешь про­тивиться, то помощью Божиею и убежит от тебя враг (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 136).

Когда же и случится ниспасть чрез сложение и пле­нение помыслов в помрачение мысленное и плениться, то, не закосневая, припадай ко Господу с покаянием, смире­нием и сокрушением сердца, а не предавайся отчаянию, еще горшему самой страсти. Ищи же вины, откуда пришло сие, что так пострадала? А вины суть: гордость, мнение о себе, уничижение и осуждение других, сластопитание, излиш­ний покой, сообращение с полом противным, и старайся удаляться, сколько можно, всего оного, а паче старайся сми­ряться, ибо, по слову святого Лествичника: где есть паде­ние, там предварила гордость (Степень 23). Не закосневай в откровении, и это приводит к смирению, обличив себя пред другим; помнишь, когда сокрывала, что постра­дала? (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 328).

...Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложении с ними возжигают сласть в теле (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 327).

От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться — не погибнешь. Толь­ко кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь и супружество — это его обычное дело. И в древние, и в нынешние времена блуд и мнимый покой мирской — суть самые первые орудия диавола против монахов. Но когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех (преп. Анатолий, 7, с. 154).