«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В хульных помыслах тебе нет никакого греха, они не твои, а вражии, это доказывается тем, что ты не хочешь их, но и скорбишь, когда они на ум лезут. Враг же, когда видит, что ты смущаешься от его внушения, радуется сему и больше на тебя нападает... Что в них нет греха, то всяко­му известно, но они обличают наш грех гордости, который мы и не признаем за грех, а оный весьма близок к нам. Если мы что делаем хорошо, что бы то ни было, утешаемся этим и, по наущению врага, обольщаемся нечто иметь бла­го, и хотя по маковому зерну — прибавляется, возрастает, а нам надобно всегда помнить слово Господне: «и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лк. 17, 10), и вся наша жизнь должна проникнута быть смирением и покаянием. Смирение сокрушает все сети и козни вражии (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 774—775).

Хульные помыслы старайся не принимать и не веруй им, и Господь простит тебя. Когда помыслы находят, не принимай их и не отражай, а тем больше не заклинай их и не противоречь — это не твоей меры! А прибегай к Гос­поду с молитвою и смирением. Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего — и минует искушение (преп. Анатолий, 7, с. 98).

А когда хульные помыслы смущают тебя, ты и не борись с ними, а просто презирай, т. е. не обращай на них внимания: они не наши помыслы, а диавольские, а потому мы за них и не ответим. А мы, монахи, любим Бога, ибо ради Господа оставили мир. А хулы подмещет диавол, а не мы (преп. Анатолий, 7, с. 114).

А что помыслы скверные лезут — не смущайся. Они и к старухам лезут. Да те как знают, что Бог за раскаянные помыслы не наказывает, то и не боятся их (преп. Анатолий, 7, с. 130).

...Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Прези­райте их — и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения — не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а тем не менее замечает в себе две нити: и любит, и хулит. Очевидно, что есть еще какая-то сила злая, навевающая сомнения. Заметьте, ведь это — серафимский ум. Поэтому нисколько не удивительно, что он может возбудить, под­нять сомнения, да еще какие! Не обращайте на них вни­мания. Сколько было искренних верующих людей, которые сильно пострадали оттого, что принимали эти сомнения, рассматривали, рассуждали... Поэтому надо презирать эти сомнения, и хулы, и помыслы блудные, тогда они вам ни­сколько не повредят, особенно если будете их открывать старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе и старцу. Особенно блуд­ные помыслы засыпать, закрыть надо навесом... эту смер­дящую яму, а не копаться в ней (преп. Варсонофий, 5, с. 20-21, от 06.02.1908).

Ты испугалась помысла, который тебе шепнул, что ты будешь святая: что ж тут страшного, а даже очень хорошо. И мы тогда стали бы чествовать тебя. Но только знай, что настоящие святые, совершившие все добродетели, считали себя в глубине сердца худшими всех, хуже тварей, хуже бесов. А мы с тобой не начинали еще добрых дел. А пугаться его нечего. Это диавольское дело — хульный помысл. Ты не принимай только его, т. е. не медли в нем и не увлекайся им, а смущаться тут нечем, мы знаем, что ты еще не преподобная (преп. Анатолий, 7, с. 170).

От мыслей богохульных не смущайся, а старайся пре­зирать их. Бог за них не взыщет, они — от диавола (преп. Анатолий, 7, с. 172).

Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гор­дости и осуждения других. Поэтому того и другого осте­регайся, и хульные помыслы увянут. Так же презирай их, как лающих щенков, потому что они не твои, а враг хулит, и за них не будешь отвечать Богу (преп. Анатолий, 7, с. 202)

Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое само­мнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не беспокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражий. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника: «иди за мною, сатано! Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веце» (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 11—12).

...Необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина; он пишет в 56-м Слове: «когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостью Божиею будет приближаться к первой степени духовного разума, т. е. разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помысла­ми. И ты... да не станешь в стране сей без оружий, да не вскоре умрешь от подседающих и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружие слезы и частое пощение. И охраняйся не прочесть догматов еретических; сие бо есть во­оружающее на тя яко наимножайше дух хулы. Егда же насытишь чрево твое, да не возбезстудствуешь испытать что от божественных вещей и разумений, да не раскаешься. Во чреве наполнение разума тайн Божиих несть». Вни­мая сим словам сего великого отца, старайся иметь по­сильное воздержание в пище и в питии и сокрушенное и смиренное пред всеми сердце, чтобы прибрести спаси­тельный плач о прежних и настоящих согрешениях и чрез то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится по крайней мере смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 12).

...Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже дру­гих. Чувство это явно горделивое, от которого и рожда­ются, и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: «корень хулы есть гордость». Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святого, глаголющего, что самая исправ­ная жизнь человека-христианина подобна только купели, а заповеди Божий подобны неизмеримому морю, как глаго­лет псаломник Господу: «заповедь Твоя широка зело» (Пс.118, 96). Если сравнить великое море с малою кадочкою воды, то и нечем будет возноситься возносящемуся. Не вотще говорит и Апостол: «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его» (Ср.: Рим. 3, 23—24). Чтобы смирить себя, прими в помощь и слова преподобного Гри­гория Синаита, написанные в 115-й главе, и почаще повто­ряй их себе. Знай, что кроме смирения и слез невозможно избавиться от хулы (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 26-27).

А хульные помыслы известно за что борют: первое — за возношение, второе — за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыс­лы утихнут. Впрочем, во всяком случае, не смущайся — невольные хульные помыслы святые отцы не считают гре­хом, а их причины — грех (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 77).

Знай, что хулу, внушаемую врагом на кого-либо, впол­не повторить грешно, и вредно, и оскорбительно (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 82).