«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11, 29—30). Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей и держись пути правого (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 69)
Похвала
Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцов... (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 243).
Хвалебные мысли свои старайся уловлять и поставляй их в числе тех же падений, или и горше, потому что они суть виною других падений (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 274).
...Ты думаешь о себе, что ты живешь хорошо и лучше других, и не понимала, что это грех, того ради и попустилось тебе испытать наказание в хульных помыслах. Знай же вперед, что помысл о себе высокого мнения есть тяжкий грех пред Богом, а люди, им одержимые, не только не каются в них, но и за грех не считают. Берегись же вперед сего злого корения! (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 254).
Намерение ваше благое... вы не хотите, чтобы о сем знали другие по многим причинам, дабы не скорбели на вас, не препятствовали, а другие чтобы не хвалили: все сии предосторожности хороши. Но остерегайтесь душевного льстеца, дабы он не предстал к вам с умственным велехвалением вас и ублажением за доброе сие расположение. Представляйте себе, что без помощи Божией мы ничего сделать не можем, то нечем и гордиться. Когда же возомним о себе нечто и припишем себе благие дела, тогда и помощь Божия отымется, и мы познаем свою скудость в добре и немощь во исполнении оного (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 182-183).
...Какое наше бедное устроение! Когда хвалят нас, мы услаждаемся, а при укоризнах упадаем духом, а надобно бы быть равнодушнее. Похвала нас не вредит, а когда усладимся ею, то лишаемся воздаяния... (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 315).
Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни — кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит тебя, жди от него и укоризну (преп. Иларион, 25).
...Истинный монах не корит и не хвалит (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 94).
«Вот и вы, батюшка, никогда нас не хвалите», — сказала одна из шамординских сестер. «Да что ж вас хвалить, — ответил старец, — когда вы сами себя хвалите» (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 94).
«А о тебе разве все судят праведно? — <говорил старец одной духовной дочери>. — Хвалят иногда, не зная хорошо твоего внутреннего состояния. ...Пусть хвалят, ты на это не смотри, не отвечай и не спорь, а только сама сознавай в себе, стоишь ли ты похвалы, или нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие, ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы все-таки есть в тебе, да и те, которым ты будешь противоречить, не поверят тебе, поэтому, когда хвалят, не говори ничего, опусти глаза и молчи» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 11).
Сказать (хвалящей): не хвали, а то после рассоримся. Лествичник велит опасаться таких людей. Лучше принять злословившего человека (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 73).
Если будут тебя хвалить, должно молчать — ничего не говорить, как написано у аввы Варсануфия (преп. Амвро сий, 1,ч. 2, с. 73).
Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет (прей. Амвросий, 1, ч. 2, с. 47).