«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
...К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. Но Господь милостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через сорок, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник... (преп. Варсонофий, 5, с. 90, от 20.12.1908).
Веселись, если и не постилась! Веруй, что за все скорби воздает Многомилостивый. Если кто с первого часа, да празднует. Там же будет и до шестого часа трудивыйся, и до девятого, даже и в последний самый час пришедшие не лишатся мзды. Господь и первого милует, и оному дает, и намерение целует. Темже убо внидите вси в радость Господа! (преп. Анатолий, 7, с. 86).
Никогда столько не прилично пожелать кому мира, как в дни сии, ибо на то Христос и родился, чтоб принести мир на землю. Поэтому кто ропщет, не довольствуется своим положением, тот не чувствует праздника сего. И ты, если заметишь в себе сей недуг неверия, оставь его. И Господь наградит тебя (преп. Анатолий, 7, с. 256).
...Желаю тебе в мире и благодушии встретить сей светоносный праздник. А если Богу угодно, то и в добром здоровье. Но все-таки нам должно помнить, что истинная наша Пасха — там, во свете незаходимом, со тьмами тем Ангелов и святых и Источником Света — Сладчайшим Иисусом (преп. Анатолий, 7, с.47).
...Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении (преп. Антоний, 22, с. 122).
...Празднуй в разуме сей великий праздник... ибо празднование в разуме от празднования видимого, черствого отстоит, как небо от земли. Кто празднует в разуме, тот, даже если бы и желал согрешить, — не согрешит. А празднующий внешне хотя и немало охраняется блеском торжества от падений, но не причастен оным (преп. Анатолий, 7, с. 74).
Желаю тебе праздновать <Пасху> свято, мирно, благоговейно, сообществ и смехов удаляться. И тогда почувствуешь радость. А то никакой ни пользы, ни радости не будет (преп. Анатолий, 7, с. 90).
А теперь пока поздравляю тебя с праздником Воскресения Христова. И желаю тебе, Д., быть в числе тех дев мудрых, о которых пели мы ныне на утрени. Ибо блажен раб, егоже обрящет Господь бдяща... «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Ср.: Мф.25,13) (преп. Анатолий, 7, с. 99).
Желаю тебе праздновать оный <праздник> достойно, т. е. чисто, свято, мирно. А чтобы праздновать как должно, нужно сделать так: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася» (преп. Анатолий, 7, с. 102).
Дай Бог тебе встретить в радости духа и утешении сердца сей «Воскресения день», проследить в чувстве сердца весь Пасхальный канон, исполненный высоких и утешительных истин, которые вы будете каждодневно воспевать и заканчивать веселым уповательным стихом: «О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне Царствия Твоего!» (преп. Анатолий, 7, с. 187).
Великое дело — Богоявление. Оно празднуется Святой Церковью во вселенной. Празднуется и всякою православною душою (особенно монашескою), когда душа скорбями, терпением посильным и смирением поочистится от страстей, и особенно демонской гордости, обрящет мир, тогда она и сподобляется Богоявления. То есть Бог Сам видим бывает душою и живет в ней. «В мире место Его». А следующие слова: «и жилище Его в Сионе» (Пс.75, 3). Это от вас еще далеко. Много надо ума и подвигов, чтобы вознестись до сего. А мир вы можете найти: сначала в своей душе, а потом с сестрами, а потом и с Богом. Тогда и будет у нас Богоявление. А потому и старайтесь снискать мир вожделенный. Конечно, сами не можете, а попросите Бога, и даст вам «мир, всяк ум превосходящий» (Ср.: Флп.4, 7) (преп. Анатолий, 7, с. 216).
Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцев, делать добрые дела (преп. Никон, 8, с. 312).
Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которые ты ощущала в первый день Пасхи, внушено тебе было от врага. В этот день одни только противники плачут, верные же все радуются (преп. Иларион, 52).
...Изволите вопрошать мою худость, что полезно ли вам ехать на Святках к родным для известного дела, или нет. Но как вы сами предчувствуете, гадательствуете, что может последовать неприятность, в таком случае прошу оставить сию поездку, ибо такие спасительные дни. Если будут сими-то упражнениями почитаться, то уже христианам несвойственно, а в такое время <лучше> нам послушать пророка, глаголющего: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс.26, 4) (преп. Лев, 142).