«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Рад, что ты мирна, будь и скромна, т. е. не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрительна, осторожна, знай, что одно слово иногда может разрушить счастье, и недаром живет пословица: слово не воробей, выпус­тишь — не поймаешь, (преп. Анатолий, 7, с. 178).

Праздность

Пишете вы об Е., что находит на нее тоска и скучает. Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, про­сить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, а многие пороки происходят... (преп. Лев, 209).

Спрашиваешь моего мнения о службе, на которую же­лает поступить твой сын. Мое мнение такое: хотя служ­ба эта не хороша, но праздность еще много хуже; лучше служить и быть при деле, чем в бездействии проводить время в кругу таких людей, о которых он упоминает в своем письме (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 185—186).

Превозношение

...Враг не борет тебя ими <страстями>, но влагает высокоумие, всех других пороков тягчайшее. Когда он сам, будучи бестелесен, за один сей грех низвержен с неба, то тщится оным и других запять. И потому Премилосердый Господь попущает нам иногда падать и какими-нибудь душевными страстями запутываться, чтобы видеть свои не­мощи и грехи и о них пещись, а не смотреть других грехи и неисправления, а паче когда они нам еще не поручены (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 179).

...Думаю, попущено врагу на вас вооружаться сильно за то, что вы возомнили о себе, что стяжали мир (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 69).

Предопределение Божие

О предопределении церковные учители ясно указы­вают, что предопределение бывает по предведению Божию, а не просто предопределяется человеку; Бог видит наши дела, и не содеянные еще, и по оным предопределяет наказание или награду. Но этим самовластие человека не стесняется. На что нам входить в дела Божии? Они для нас непостижимы... (преп. Макарий, 24, т.1, с.483).

Что делать? — достигло и ваш край посещение болезнью, и в обитель вашу проникла; непостижимые судь­бы Божий вся на лучшее устраивают. Нам должно благого­веть и в ничтожестве нашем повергаться пред Ним, ища умирения совести покаянием, а не паническим страхом ужасаться смерти. Смерть необходима для всех: но рано или поздно кто умрет, или паче переселится в будущ­ность, состоит в предопределении Божием; тот только отойдет отсюда, кому предопределено в настоящее время кончить предел здешнего странствования. Старайтесь успокаивать себя (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 119).

Предчувствие скорбей

Пишешь, что тебя тяготила тоска и предчувствие ка­кого-то неожиданного сильного прискорбия. Ничего не должно предугадывать вперед, а должно все, что Господу угодно будет послать, принимать и считать за великую милость Божию (преп. Иларион, 52).

Что же касается до вашего предчувствия, что имеете страх или боязнь в сердце, то, кажется, к вашей любви неоднократно писал, что... таковых чувств понуждаться не должно, а когда кто и понуждал себя, то впадали во иску­шения... (преп. Лев, 245).

Прелесть