«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Предопределение Божие

О предопределении церковные учители ясно указы­вают, что предопределение бывает по предведению Божию, а не просто предопределяется человеку; Бог видит наши дела, и не содеянные еще, и по оным предопределяет наказание или награду. Но этим самовластие человека не стесняется. На что нам входить в дела Божии? Они для нас непостижимы... (преп. Макарий, 24, т.1, с.483).

Что делать? — достигло и ваш край посещение болезнью, и в обитель вашу проникла; непостижимые судь­бы Божий вся на лучшее устраивают. Нам должно благого­веть и в ничтожестве нашем повергаться пред Ним, ища умирения совести покаянием, а не паническим страхом ужасаться смерти. Смерть необходима для всех: но рано или поздно кто умрет, или паче переселится в будущ­ность, состоит в предопределении Божием; тот только отойдет отсюда, кому предопределено в настоящее время кончить предел здешнего странствования. Старайтесь успокаивать себя (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 119).

Предчувствие скорбей

Пишешь, что тебя тяготила тоска и предчувствие ка­кого-то неожиданного сильного прискорбия. Ничего не должно предугадывать вперед, а должно все, что Господу угодно будет послать, принимать и считать за великую милость Божию (преп. Иларион, 52).

Что же касается до вашего предчувствия, что имеете страх или боязнь в сердце, то, кажется, к вашей любви неоднократно писал, что... таковых чувств понуждаться не должно, а когда кто и понуждал себя, то впадали во иску­шения... (преп. Лев, 245).

Прелесть

...Изволите ли знать, что есть прелесть; прелести суть разнообразные имеют действие, по мере возношения ума и сердца помрачается ум и пленяется в мнение и от занятия собой, и само мышление верует мнениям и мечтам, пред­ставляемым ему от всеобщего врага — диавола, и сим изступает и произносит те нелепости, как ему представляется от мнения и мечт, и сие значит прелесть (преп. Лев, 257).

Главная причина прелести во всяком случае есть гор­дость и самочиние (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 676).

Жаль бедную девушку, что она впала в такое омраче­ние, считает ненужным молиться, потому что молится толь­ко устами, а сердце холодно, и никак ее не убедишь, а все находится в своем мнении; кажется, это прелесть. Она, верно, имела теплоту в молитве и увлеклась оною, что за­метно из слов матери, ибо она говорила ей, что ничего бы так не желала, дабы только быть свободною и молиться Богу. Должно быть, наказательное попущение, но силен Господь и помиловать ее, и дать ей чувство смирения... (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 84—85).

О молитве повторяю вам, что самое то, что думать иметь действие благодати от теплоты, уже есть и прелесть: «Цар­ствие Божие не приходит с соблюдением» (Лк.17, 20). Исполнением заповедей Божиих уготовляйте сердце ваше, очищая оное от страстей, и нисходите в глубочайшее сми­рение, познавая и видя свою немощь, и когда будете иметь залог смирения в сердце вашем, то оное будет уже бе­зопасно от обольщения вражия, и сама благодать Божия напишет в нем свои законы. Святые, имевшие благодать в себе, считали не у достигших себя оной, и самое это смире­ние сохраняло их в безопасности, а кто думал иметь бла­годать, тот был водим гордостью и обольщался... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 668-669).

Тебе же хочется видеть, что ты хорошо живешь и спасаешься, а не понимаешь, что от сего рождается прелесть, а немощи-то нас смиряют (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 379).

Что толку из того, что ты сидишь одна, и дверь на крючке заперта? Ты молишься и думаешь, что тем спасешься; желаешь мантии, и будто только одного этого недостает. А что с тобою стало случаться? Уже предведение, сонные видения и явные явления, кои ты все прини­мала за благо, и обольстилась своею святынею до того, что и явно стал враг являться. Какие это плоды? Плоды гордо­сти, а ты все принимала за благо, да и теперь думаешь, что за подвиги твои враг на тебя восстает, а того не понима­ешь, что за гордость наказывается от Бога (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 121).

Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смуще­ние твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть слово Божие и советы — святых отцев учение, а в недоумениях имеешь матушку Игуменью, сестру, и я греш­ный, по вере твоей, что-нибудь напишу... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 389).