«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Священство
О. А. добра дела желает — священства. Но никтоже приемлет сию честь, точию (только) званый. Пусть подождет звания. Когда оное будет, хорошо, а если не будет, тем лучше. Смирение прибыльнее. Пусть держится мирного правила святого Дорофея: хочу как будет (преп. Моисей, 313).
Что я делал и делаю, — делаю по данной мне благодати священства. Эту благодать я получил туне (даром) во всех отношениях, то есть и в отношении материальном, ибо благодать не покупается, и в нравственном, ибо поистине недостоин столь великого дара. Трепещу же и прошу Господа, да поможет Он мне употребить сей дар согласно его высокому назначению (преп. Никон, 8, с. 372).
К отцу И. гораздо выгоднее питать благоговение, нежели неблагоговение, к которому и я благоговею. В образ служения его не вникать, поелику это относится до благочинных, а наш долг ходить в храм для молитвы только (преп. Антоний, 22, с. 153).
Как человек я — ничто, но как иерей имею на себе благодать священства и действую так, как дает мне это благодать сия (преп. Никон, 8, с. 371).
Касательно спора вашего о выдаче хлеба церковнослужителям мы полагаем по слабоумию нашему, что вы не совершенно правы, а наипаче погрешили, с упорством защищая несправедливое ваше мнение. Священнослужители, яко молитвенники о нас, по всей справедливости заслуживают предпочтения пред прочими, кроме того они от церкви, и, исполняя свои требы, не могут столь свободно отлучаться для покупок, как люди торговые, да и самый сан их возбраняет им излишнее об этом попечение, и потому, даже и при неосновательных своих прошениях, должны быть уважаемы и покрываемы христианскою любовью (преп. Лев, 227).
Случившемуся с вами искушению при разговоре с отцом Стефаном, вашим протопопом, поставляйте себя виною, что вошли в не принадлежащий разговор до вас, поучительный разговор, подобно как овца стала учить пастуха; хотя же вы и увидели, что сокрывается под овчею одеждою, и должны беречься таковых и подобных произношений, но суд о сем оставьте Самому Господу, ведущему тайная сердец наших коегождо, но он, так как поставлен быть служителем Тайн Христовых, и как достоинство или недостоинство его не могут быть препятствием к совершению таинств, то вы и имейте его честна; впрочем, удаляйтесь подобных разговоров... (преп. Лев, 202).
Одному немощному иеродиакону, тяготившемуся отправлением череды священнослужения, (преподобный Амвросий) сказал: «Брат! не понимаешь дела, — ведь Жизни причащаешься» (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 39).
Семейная жизнь
Жены, сколько бы добры и красны ни были, но любить их неограниченно, до обоготворения не должно. Все мы обязаны от всего сердца любить только Единого Господа Бога, а жен или ближних наших любить, по Евангельской заповеди, якоже себе самих. И когда бы мы все так поступали, то о смерти любимых так горько и не рыдали. Есть мужья такие, которые так прилепляются к жене своей, что не только оставляют отца своего и матерь, но и Самого Бога забывают. Если скажет кто: «пойдем, брат, к обедне — сегодня праздник, — помолимся Богу», отвечает: «еще рано, только лишь отзвонили, успею», а другой попросту, без стыда говорит: «жену поях (взял), и сего ради не могу идти». Вот такого устроения мужа или жену, после смерти другого, ей! не скоро утешишь (преп. Антоний, 22, с. 40).
...Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был нехорош, то спросите себя по совести пред Богом: «да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностью воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали. Расторгнуть же брачный союз по легкомыслию и неопытности своей хотя и нетрудно в нынешние мудрые времена, но каково будет отвечать на Страшном Суде Божием? Ибо Сам Бог брачным союзом сочетает человека, а посему судите сами, что лучше — терпение или нетерпение! (преп. Антоний, 22, с. 41).
...Святой апостол Петр советует мужьям жить со своими женами по разуму, яко немощнейшему сосуду женскому воздающе честь, ибо говорит святой апостол Павел: не муж, а «жена спасется чадородия ради» (1Тим. 2, 14—15), почему и грешно презорливым быть к ним (преп. Антоний, 22, с. 42).
...Цель брака есть чадородие... (преп. Антоний, 22, с. 43).
...Есть некоторые новобрачные (от чего да сохранит вас Господь), которые или от мнимого благоговения, или от крайнего неведения Богом благословенное Таинство брака порицают, называя его скверным, гнусным, проклятым и противным Богу, и всеми мерами стараются избегать супружеского общения, притворяя себе и то, и се, и ложные недуги, чтобы не быть вкупе... Все таковые новобрачные смертно согрешают пред Богом, ибо, по слову святого апостола Павла, «брак есть честен, и ложе его нескверно»(Ср.: Евр.13,4); который брак благословен есть человеку Самим Богом чадородия ради (преп. Антоний, 22, с. 44).