«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Богочеловеку, как Личности и как Церкви, противостоит человек со своей богоподобной природой. Созданный богоподобным, человек владеет богоподобной свободой, огромной и непостижимой свободой. Имея свободную волю, человек может даже и Бога отвергнуть, и диавола принять; и еще: человек может стать и "богом по благодати", и диаволом по своей свободной воле. Богомудро использованная свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Ним; использованная во зло, она приводит его к диаволу и соединяет с ним. История человеческого рода - красноречивый этому свидетель.

Становясь "сопричастником" Богочеловеческого Тела, Церкви (Еф. 3, 6), посредством святых таинств и святых добродетелей, человек достигает Богом поставленной цели: становится "богом по благодати". Вся спасительная и Божественная мудрость человека-христианина состоит в том, что он всю свою свободную волю добровольно подчиняет Божественной воле Господа Иисуса Христа; взирая на Самого Господа Иисуса Христа, Который в Своей Богочеловеческой Личности Свою человеческую волю добровольно подчинил Своей Божественной воле. Это Богочеловеческое отношение между волей Божественной и волей человеческой имеет силу самого совершенного закона и самого необходимого правила в Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви: свою человеческую волю добровольно подчинять Божественной воле Господа Иисуса Христа, и так посредством святых таинств и святых добродетелей достигать своего спасения, обожения и жизни вечной в царстве любви Христовой.

В Богочеловеческом Теле Церкви присутствует вся благодать Троического Божества, спасающая от греха, смерти и диавола, возрождающая, освящающая, преобразующая, соединяющая нас со Христом и со всем Троическим Божеством и делающая нас Их частью. Но каждому из нас дается эта благодать "по мере дара Христова" (Еф. 4, 7). А Господь Иисус Христос отмеряет каждому благодать по его труду (1 Кор. 3, 8): по труду в вере, в любви, в милосердии, в молитве, в посте, в кротости, в покаянии, в смирении, терпении и в остальных святых добродетелях и святых таинствах. Провидя Своим Божественным Всеведением, как каждый из нас будет пользоваться Его благодатью и дарами, Господь Иисус Христос и разделяет дары Свои "каждому по его силе" (ср. Мф. 25,15). Однако от нашего личного труда и умножения Божественных даров Христовых зависит наше место в животворящем Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви, которая, как единое и неделимое небесное и земное Богочеловеческое существо, простирается от земли и выше всех небес над небесами. Насколько полнее человек живет полнотой Христовой благодати, настолько больше он имеет даров и настолько обильнее произливаются на него как на причастника Христова Богочеловеческие силы Церкви, очищающие нас от всякого греха и преображающие в живое Богоподобие. При этом каждый из нас живет во всех и ради всех, ибо все мы одно тело. Поэтому каждый и радуется дарам своих близких, особенно когда они превосходят его собственные дары.

Святые таинства

Все Божественные таинства святы. Все, что начало быть, начало быть всесвятым Богом Словом. А все, что от Бога Слова, свято и Божественно еть. Без Бога Слова ничего не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3; Кол. 1,16; Евр. 1,10). И на небе, и на земле все свято, кроме греха, а грех есть употребленная во зло свобода сотворенных существ, например, диавола и человека. Свободой злоупотребляют, когда ее употребляют против Бога; совершенный грех рождает смерть, а диавол имеет две главные силы: грех и смерть. Посредством их он поглощает людей и царствует в них, а царство греха и смерти есть ад для богоподобного существа, каким является человек

Творец всего, Бог Слово, становится человеком, чтобы человека освободить от греха и смерти, а тем самым - от диавола и ада. Бог Слово это совершил как Богочеловек всем Своим подвигом на земле, от воплощения до вознесения; в результате этого Он Собой и на Себе основал Церковь, в которой Он осуществляет спасение людей посредством святых таинств и святых добродетелей Духа Святого. Он, Богочеловек Господь Иисус Христос, Он - Церковь, и есть Пресвятое и главное таинство, в котором и от которого происходят все таинства, начиная от святого крещения.

Все в Церкви есть таинство, от самого малого до самого великого, ибо все пронизано неизреченною святостью безгрешного Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Как Церковь, Богочеловек охватывает и небо, и землю, ибо и земля и небо суть Его творение: "все Им и для Него создано" (Кол. 1, 16-20). Он есть и Творец и цель всех творений, всех тварей: "Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1, 18); и еще: Церковь есть "Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23). Поэтому в Нем, который объемлет все, суть и спасение, и обожение, и становление частью Христа Богочеловека, и все самое совершенное, что только потребно человеческому существу и на небе, и на земле. Этому служат все святые таинства в Его Церкви и все святые добродетели, и прежде всего: святое таинство крещения, святое таинство миропомазания и святое таинство Причащения (Евхаристии).

Святым крещением мы облекаемся в Господа Иисуса Христа - ради нашего спасения через обожение и соединение с Богочеловеком Иисусом Христом, - ибо Всеблагий Господь как Богочеловек явился в нашем земном мире и остался в нем как Церковь - Богочеловек. И в Нем "обитается полнота Божества телесно" (Кол. 2,9) с одной целью: чтобы все мы исполнились этой полнотой Божества (Кол. 2, 10), чтобы все мы стали частью Богочеловека Христа, частью Святой Троицы, - стали "богами по благодати", богочеловеками по благодати.

Богочеловек есть "великая благочестия тайна" (1 Тим. 3, 16), великая тайна Богочеловеческой веры, а в Богочеловеке - вся тайна Церкви. Одна и всегда одна и та же всебожественная Ипостасная тайна Второго Лица Пресвятой Троицы пронизывает все таинства Церкви и все, что в ней и от нее. Каждое святое таинство исходит и вновь возвращается к святой тайне Церкви, к святой тайне Боговоплощения, Богочеловека, Богочеловечности. В самом деле, всякое святое таинство всецело находится в Церкви, также вся Церковь находится в каждом святом таинстве.

Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. И даже самое незначительное? - Да, каждое из них - глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое "незначительное" священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом. Вот один пример: чин малого освящения воды. Малый чин, а какое великое святое чудо, столь же великое, как и сама Церковь. Это великое чудо уже две тысячи лет происходит для миллионов душ православных христиан, очищает, освящает их, исцеляет, дарует бессмертие и не перестает совершаться - и не перестанет, пока существуют небо и земля, А святая вода есть только одна из многочисленных святых тайн, которые непрестанно совершаются в Православной Христовой Церкви.

Но и любая святая добродетель в душе православного христианина есть святое таинство, ибо любая из них находится в органической связи со святым таинством крещения, а через него и со всем Богочеловеческим таинством Церкви, например, вера есть святая добродетель, а тем самым святое таинство, которым православный христианин живет непрестанно. А святая вера силой святости своей рождает в его душе и остальные святые добродетели - молитву, любовь, надежду, пост, милосердие, смирение, кротость... И каждая из них есть опять же святое таинство. Все они одно другим живут, живут вечно и бессмертно, и одно другим питается, и все, что от них, свято есть. Потому-то и нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней и каждое "Господи, помилуй" есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах.

а) Святое таинство крещения

Крещение - это святое таинство, в котором человек облекается во Христа Богочеловека, а через Него - во Святую Троицу: крещаемый облекается во Христа, переживая Его смерть и Воскресение; весь передается Христу и принимает всецелого Христа, становится причастником Христовым, и все Богочеловеческое Церковью становится его собственным. Богоподобное существо человеческое в святом крещении постигает всю вечную задачу своей жизни: жить в Господе Иисусе Христе и вечно переживать себя как богоподобное существо и непрестанно исполнять себя Божественными силами Христа. С момента крещения начинается жизнь христианина в Церкви, добровольная благодатная жизнь во Христе посредством святых таинств и святых добродетелей. Вся последующая жизнь христианина - это умножение талантов, полученных во святом крещении. Крещением мы становимся храмом Пресвятой Троицы, и вся жизнь наша происходит от Отца через Сына в Духе Святом. В христианине действуют все благодатно-добродетельные силы, которые делают его частью Христа и Святой Троицы: богочеловек в возможности становится через Богочеловека в Церкви благодатным богочеловеком. "Все и во всем Христос" - вот цель и путь жизни христианина во временной и вечной жизни (Кол. 3,11).

б) Святое таинство миропомазания