«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Святым крещением мы облекаемся в Господа Иисуса Христа - ради нашего спасения через обожение и соединение с Богочеловеком Иисусом Христом, - ибо Всеблагий Господь как Богочеловек явился в нашем земном мире и остался в нем как Церковь - Богочеловек. И в Нем "обитается полнота Божества телесно" (Кол. 2,9) с одной целью: чтобы все мы исполнились этой полнотой Божества (Кол. 2, 10), чтобы все мы стали частью Богочеловека Христа, частью Святой Троицы, - стали "богами по благодати", богочеловеками по благодати.

Богочеловек есть "великая благочестия тайна" (1 Тим. 3, 16), великая тайна Богочеловеческой веры, а в Богочеловеке - вся тайна Церкви. Одна и всегда одна и та же всебожественная Ипостасная тайна Второго Лица Пресвятой Троицы пронизывает все таинства Церкви и все, что в ней и от нее. Каждое святое таинство исходит и вновь возвращается к святой тайне Церкви, к святой тайне Боговоплощения, Богочеловека, Богочеловечности. В самом деле, всякое святое таинство всецело находится в Церкви, также вся Церковь находится в каждом святом таинстве.

Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. И даже самое незначительное? - Да, каждое из них - глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое "незначительное" священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом. Вот один пример: чин малого освящения воды. Малый чин, а какое великое святое чудо, столь же великое, как и сама Церковь. Это великое чудо уже две тысячи лет происходит для миллионов душ православных христиан, очищает, освящает их, исцеляет, дарует бессмертие и не перестает совершаться - и не перестанет, пока существуют небо и земля, А святая вода есть только одна из многочисленных святых тайн, которые непрестанно совершаются в Православной Христовой Церкви.

Но и любая святая добродетель в душе православного христианина есть святое таинство, ибо любая из них находится в органической связи со святым таинством крещения, а через него и со всем Богочеловеческим таинством Церкви, например, вера есть святая добродетель, а тем самым святое таинство, которым православный христианин живет непрестанно. А святая вера силой святости своей рождает в его душе и остальные святые добродетели - молитву, любовь, надежду, пост, милосердие, смирение, кротость... И каждая из них есть опять же святое таинство. Все они одно другим живут, живут вечно и бессмертно, и одно другим питается, и все, что от них, свято есть. Потому-то и нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней и каждое "Господи, помилуй" есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах.

а) Святое таинство крещения

Крещение - это святое таинство, в котором человек облекается во Христа Богочеловека, а через Него - во Святую Троицу: крещаемый облекается во Христа, переживая Его смерть и Воскресение; весь передается Христу и принимает всецелого Христа, становится причастником Христовым, и все Богочеловеческое Церковью становится его собственным. Богоподобное существо человеческое в святом крещении постигает всю вечную задачу своей жизни: жить в Господе Иисусе Христе и вечно переживать себя как богоподобное существо и непрестанно исполнять себя Божественными силами Христа. С момента крещения начинается жизнь христианина в Церкви, добровольная благодатная жизнь во Христе посредством святых таинств и святых добродетелей. Вся последующая жизнь христианина - это умножение талантов, полученных во святом крещении. Крещением мы становимся храмом Пресвятой Троицы, и вся жизнь наша происходит от Отца через Сына в Духе Святом. В христианине действуют все благодатно-добродетельные силы, которые делают его частью Христа и Святой Троицы: богочеловек в возможности становится через Богочеловека в Церкви благодатным богочеловеком. "Все и во всем Христос" - вот цель и путь жизни христианина во временной и вечной жизни (Кол. 3,11).

б) Святое таинство миропомазания

Миропомазание, хотя оно и дается ради Богочеловеческого подвига Единого Человеколюбца - Господа Иисуса Христа, является преимущественно таинством Святого Духа. В действительности, святое таинство крещения и святое таинство миропомазания суть двуединое таинство. Став святым рещением членом Богочеловеческого тела Церкви, христианин в святом таинстве миропомазания принимает "печать дара Духа Святаго", то есть освящение и помазание и укрепление благодатью Святого Духа. Ибо в святом крещении, по словам богомудрого Кавасилы, христианин получает новое существо и вообще - жизнь по Христу, а в святом миропомазании - ему даруются все облекающие во Христа благодатные силы и дары, и энергия Духа Святого для новой, богочеловеческой жизни во Христе. В святом миропомазании человеческая личность помазуется Духом Святым по образу и по подобию Божественного Помазанника - Богочеловека Иисуса Христа. В этом святом таинстве продолжается Святая Пятидесятница, которая в Церкви Христовой никогда не прекращается.

в) Святое таинство Евхаристии (Причащения)

Та святая задача, которую христианин получил во святом крещении, наиболее совершенным образом осуществляется в святом таинстве Евхаристии: в нем происходит полное соединение с Богочеловеком Христом. Здесь благодатно переживается все Богочеловеческое домостроительство спасения: от воплощения до Вознесения, как жизнь жизни нашей и душа души нашей. Святая литургия, по словам святого Феодора Студита, есть повторение всего Богочеловеческого домостроительства спасения.

Это особенно подчеркивается в конце литургии св.Василия Великого, где говорятся: "Исполнися и совершися елико по нашей силе, Христе Боже наш, Твоего смотрения таинство". Св. отцы так определяют суть святой литургии; "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом". И смиренный причастник перед святым Причастием произносит: "Божественное Тело и обожает мя и питает: обожает дух, ум же питает странно". Какое страшное к исключительно великое таинство! Трепещущий весь от ужаса причастник говорит себе и каждому причастнику: "Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря". И причастник пережинает великое благовестие нба и земли, исполняется всякой полнотой Божией (Еф. 3,1; ср. Кол. 3,10).

Святая Евхаристия - это вершина Богочеловеческой реальности, Воплощением Бога Слова Богочеловек Господь Иисус Христос стал видимой и бессмертной действительностью неба и земли. С нами Христос; с нами Бог - Еммануил, вечно "с нами Бог" (Мф. 1, 23). Самый убедительный свидетель этого есть Церковь, Богочеловеческое Тело Христа. Церковь - Тело Христово, Евхаристия -Тело Христово- Тождество в существе: Церковь в Евхаристии, Евхаристия в Церкви. Где нет Богочеловека, нет и Церкви, а где нет Церкви - нет и Евхаристии. Все вне этого есть ересь, нецерковь, антицерковь, псевдоцерковь. Будучи Телом Христовым, Церковь есть соборное единство, а также единство соборности. Это касается и Евхаристии как Тела Христова. "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо есе причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10,17), Да, мы - одно Тело под одной главой - Богочеловеком Христом. Потому-то и в Евхаристии, и в Церкви Богочеловек Христос есть все и вся: "И Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1,17).

Святые добродетели