«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

"Где Христос, там и Вселенская Церковь" (Св. Игнатий Богоносец Послание к Смирнянам, VII, 2). "Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа; а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм Апостолов. Без них нет Церкви" (он же, послание к Траллийцам, III).

И как организм, и как организация Церковь - это уникальное явление в нашем земном мире. Как организм она есть Богочеловеческий организм, Сам Господь Иисус Христос во всю вечность. И как организация она есть также Богочеловеческая организация: клира и мирян, а также земных учреждений, существующих при них. При этом Богочеловек всегда является верховной ценностью и мерилом, Главой организации Церкви А где Его, Богочеловека, заменяют человеком, хотя бы и "непогрешимым" (например, в католицизме), гам отсекается Глава Богочеловека, и - пропадает Церковь. Исчезает Богочеловеческая апостольская иерархия, тем самым - апостольское преемство и наследие.

В своей полноте Святое Предание Православной Церкви - это сам Богочеловек Господь Иисус Христос. И что могли бы дать и добавить люди к Святому Преданию - Всесовершенному Богочеловеку Христу? По сравнению со Всесодержащим в Себе Богочеловеком все люди всех времен на этой Божией земле и каждый человек в отдельности просто нищие, сироты, которые стали подвержены смерти, отнимающей у них все Божественное, небесное, бессмертно-вечное. А всем обладающий и Всемилостивый Господь Иисус Христос за апостольскую веру в Него дарует каждому человеку все вечные и непреходящие Божественные богатства: Вечную Истину, Вечную Справедливость, Вечную Любовь, Вечную Жизнь и все остальное, что только Бог любви, истинный Человеколюбец, может даровать человеку. Поэтому для человеческого существа на небе и на земле существует только одна истинная радость; Богочеловек Иисус Христос, в котором вся тайна Бога и человека. Великая, сладчайшая тайна нашей веры и благочестия: Бог явился во плоти, в человеке, - это первое в вечной Великой Истине, А второе: человек явился в Боге (ср. 1 Тим. 3, 16). Поэтому чудесный Господь Иисус Христос и есть "едино на потребу" человеческому существу и человеческому роду на небе и на земле (ср. Лк 10,42).

Церковное богослужение и праздники

Вся жизнь Церкви - это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви - это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь "со всеми святыми" (Еф. ?, 18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние - святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры. ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения.

Вечные истины святых добродетелей претворяются в жизнь нашу прежде всего и больше всего молитвой и Богослужением. "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин. 6,63). Богослужение дарует нам благодать по ншей свободе (или в нашей свободе), а соединенные благодать и наша свобода претворяют в жизнь догматические и этические евангельские истины. Церковь как "тело Христово" вся участвует через Евхаристическое Тело, которое есть Святыня над святынями, в нашем земном мире. Все в святом теле Церкви всегда трудятся совместно "со всеми святыми", и мы через Пресвятую Богородицу и всех святых передаем сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу, Здесь все богочеловечно, все объединяет Бога с человеком, небо с землей, вечность со временем; все земное живет небом, все временное - вечным, весь человек живет Богом. Так происходит беспрерывный Богочеловеческий подвиг спасения, обожения, соединения со Христом, ибо Церковь есть небо на земле, Бог в человеке и человек в Боге.

Свидетели тому - все святые от первого до последего. Святые Богослужебные книги это нам ясно показывают и убедительно доказывают: каждый святой соткан из святых добродетелей, каждый себя созидал и построил с помощью святых добродетелей, каждый переработал и преобразил себя святыми добродетелями. Это касается и Апостолов, и мучеников, и исповедников, и пророков, и преподобных, и бессребников и всех святых вообще. В каждом из них живут возделанные добродетели во главе с верой. Итак, каждая святая добродетель есть добродетельный подвиг нашей богоподобной свободной воли. А наше личное сотрудничество со Спасителем в деле нашего спасения и заключается прежде всего в наших святых добродетелях. Все добродетели составляют одно органическое целое, один организм - Богочеловеческий организм. Они вырастают одна из другой, живут, усиливаются и бессмертно пребывают одна в другой. Всякая добродетель есть в определенном смысле всеобъемлющая добродетель: например, вера, если бы была живым организмом, то должна была бы питать себя любовью, надеждой, постом и др., и так каждая добродетель.

Все Божий святые: священные иерархи, Божественные пророки, сонмы преподобных, святые жены и остальные - прославились, угодив Богу делами добродетелелй. Иерархи Христовы и собор преподобных, пророков и всех праведников вкупе, блистающие красотами добродетелей, достигли небесных селений (В субб. на литург., блаженн. [Глас 4,6. Октоих]).

В Православной Церкви Богочеловек есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний (Откр. 1,8,10,17; 21,6). В ней действуют Богочеловеческие законы. Все, чтo есть человек, управляется и направляется Богом; все, что есть человеческое, управляется и направляется Божественным. В Церкви человек молитвенно всегда предстоит пред Богом. Как Богочеловеческий организм Церковь есть всегда дом молитвы. И как храм она есть дом молитвы. Каждый член Церкви есть богоподобная клеточка в Богочеловеческом теле Церкви. Спасение в действительности есть непрерывное переживание всей молитвенной жизни Церкви. Каждый христианин живет полной Богочеловеческй жизнью Церкви по мере своей веры и ее (Церкви) святых таинства, и святых добродетелей. Каждый верующий есть маленькая Церковь.

Вся Богочеловеческая жизнь и все Богочеловеческие истины Церкви наиболее совершенно ясно и глубоко проявляются в Богослужении, когда происходит молитвенное переживание всего Богочеловеческого, рождающее молитву. Богослужебная жизнь Церкви есть самое надежное Предание Церкви, живое и бессмертное Святое Предание. И в нем весь чудесный Богочеловек, Господь Иисус Христос, и с Ним, и Им, и за Ним все святые, от первого до последнего.

Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом - всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее - прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское. Каждый принадлежит всем, и все - каждому по благодатной силе святой любви, рождаемой святой Богочеловеческой верой и вечно пребывающей всеми остальными Богочеловеческими добродетелями, и прежде всего молитвой.

Это Богослужебное, молитвенное Предание Церкви сохраняет нам с благочестивым страхом и трепетом самую великую драгоценность неба и земли - Богочеловека Господа Иисуса Христа и все, что суть его. Охраняемый таким образом, Он и является во всецелой полноте Своей Богочеловеческой Личности вечно живым и всесовершенным Святым Преданием Церкви. И в нем, и с ним все Его Евангелие спасения и обожения и все Его истины. Особенно это видно в святой литургии. В заключительной молитве литургии св. Василия Великого говорится: "Исполнися и совершися... Христе Боже наш, Твоего смирения таинство". Наше живое молитвнное участие в этом и составляет наше спасение, обожение, обогочеловечение через Церковь, словом - полноту нашего пребывания в Церкви, что является добровольным благодатно-добродетельным подвигом.

В самом деле, человеческое спасение состоит в соборной жизни "со всеми святыми" (Еф. 3,18) в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних Богородичных, Ангельских, Апостольских, праздников святых мучеников и всех остальных. Все дневные и ночные Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.