«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Свидетели тому - все святые от первого до последего. Святые Богослужебные книги это нам ясно показывают и убедительно доказывают: каждый святой соткан из святых добродетелей, каждый себя созидал и построил с помощью святых добродетелей, каждый переработал и преобразил себя святыми добродетелями. Это касается и Апостолов, и мучеников, и исповедников, и пророков, и преподобных, и бессребников и всех святых вообще. В каждом из них живут возделанные добродетели во главе с верой. Итак, каждая святая добродетель есть добродетельный подвиг нашей богоподобной свободной воли. А наше личное сотрудничество со Спасителем в деле нашего спасения и заключается прежде всего в наших святых добродетелях. Все добродетели составляют одно органическое целое, один организм - Богочеловеческий организм. Они вырастают одна из другой, живут, усиливаются и бессмертно пребывают одна в другой. Всякая добродетель есть в определенном смысле всеобъемлющая добродетель: например, вера, если бы была живым организмом, то должна была бы питать себя любовью, надеждой, постом и др., и так каждая добродетель.

Все Божий святые: священные иерархи, Божественные пророки, сонмы преподобных, святые жены и остальные - прославились, угодив Богу делами добродетелелй. Иерархи Христовы и собор преподобных, пророков и всех праведников вкупе, блистающие красотами добродетелей, достигли небесных селений (В субб. на литург., блаженн. [Глас 4,6. Октоих]).

В Православной Церкви Богочеловек есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний (Откр. 1,8,10,17; 21,6). В ней действуют Богочеловеческие законы. Все, чтo есть человек, управляется и направляется Богом; все, что есть человеческое, управляется и направляется Божественным. В Церкви человек молитвенно всегда предстоит пред Богом. Как Богочеловеческий организм Церковь есть всегда дом молитвы. И как храм она есть дом молитвы. Каждый член Церкви есть богоподобная клеточка в Богочеловеческом теле Церкви. Спасение в действительности есть непрерывное переживание всей молитвенной жизни Церкви. Каждый христианин живет полной Богочеловеческй жизнью Церкви по мере своей веры и ее (Церкви) святых таинства, и святых добродетелей. Каждый верующий есть маленькая Церковь.

Вся Богочеловеческая жизнь и все Богочеловеческие истины Церкви наиболее совершенно ясно и глубоко проявляются в Богослужении, когда происходит молитвенное переживание всего Богочеловеческого, рождающее молитву. Богослужебная жизнь Церкви есть самое надежное Предание Церкви, живое и бессмертное Святое Предание. И в нем весь чудесный Богочеловек, Господь Иисус Христос, и с Ним, и Им, и за Ним все святые, от первого до последнего.

Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом - всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее - прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское. Каждый принадлежит всем, и все - каждому по благодатной силе святой любви, рождаемой святой Богочеловеческой верой и вечно пребывающей всеми остальными Богочеловеческими добродетелями, и прежде всего молитвой.

Это Богослужебное, молитвенное Предание Церкви сохраняет нам с благочестивым страхом и трепетом самую великую драгоценность неба и земли - Богочеловека Господа Иисуса Христа и все, что суть его. Охраняемый таким образом, Он и является во всецелой полноте Своей Богочеловеческой Личности вечно живым и всесовершенным Святым Преданием Церкви. И в нем, и с ним все Его Евангелие спасения и обожения и все Его истины. Особенно это видно в святой литургии. В заключительной молитве литургии св. Василия Великого говорится: "Исполнися и совершися... Христе Боже наш, Твоего смирения таинство". Наше живое молитвнное участие в этом и составляет наше спасение, обожение, обогочеловечение через Церковь, словом - полноту нашего пребывания в Церкви, что является добровольным благодатно-добродетельным подвигом.

В самом деле, человеческое спасение состоит в соборной жизни "со всеми святыми" (Еф. 3,18) в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних Богородичных, Ангельских, Апостольских, праздников святых мучеников и всех остальных. Все дневные и ночные Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.

В таинственный Богочеловеческий организм Церкви мы врастаем преимущественно молитвой и пребываем в нем молитвой. Молитвенным участием в Богослужениях осуществляется в каждом из нас подвиг обожения, преображения, облечения во Христе и Святую Троицу. И это всегда только "со всеми святыми"; эта жизнь всесторонне лична и всесторонне соборна, с ними мы живем общей молитвой, поэтому молитва является необходимой для каждого христианина. Она каждой добродетели определяет место и дает дыхание и дух; ею всякая добродетель возрастает и развивается, и удерживает свое место среди остальных святых добродетелей, Богочеловечески согласовывая труд святых добродетелей в подвиге спасения.

Православное Богослужение есть Святое Евангелие и Святое Предание, вложенное в слова молитв, воспетое в чудесных и животворящих стихирах, тропарях, кондаках, канонах, стихах, песнях, воздыханиях, воплях и слезах. Вся Богочеловеческая Истина, Богочеловеческая Правда, Богочеловеческая Любовь, Богочеловеческая Мудрость, Богочеловеческая Жизнь, Богочеловеческое Бессмертие, Богочеловеческая Вечность даруются нам через молитвы, Святое Причащение, святые заповеди, Святые таинства и святые добродетели. В чем бы мы ни прикоснулись к телу Церкви, обязательно почувствуем живое Святое Предание: его кровообращение, его нервы, его кости, его сердце, его очи, совесть, ум, разум. И когда душа молитвенно впитывает в себя эти Богочеловеческие истины и питается от этой Богочеловеческой жизни, все святые добродетели "растут возрастом Божиим" (Кол. 2, 19)... И душа возрастает в благодатного богочеловека - настоящего христианина. Переживанием Богослужебной жизни Церкви созидается христианская личность: богочеловек по благодати, человек совершенный "в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 13). Это единственный спасительный путь и подвиг. Совершается беспрерывно благодатно-богочеловеческое возрастание через каждую молитву, прошение, слезу, вопль, крик, рыдание, исповедь, причем все святые являются нашими учителями. Они, "очи Церкви Христовой" (Троп. св. мчч. Сергию и Вакху), ведут нас к Богочеловеческой цели нашего человеческого существа.

У православного христианина каждая мысль выливается в молитву и завершается молитвой. Как и каждое чувство, молитва христианина обращена к Господу Иисусу Христу и объемлет его (христианина) самого и мир вокруг него, причем все становится Богочеловеческим и приходит к Богу: мысль преображается в Богомыслие. ибо это Божественный и бессмертный смысл мысли; чувство возрастает в Богоощущение, ибо это Божественный и бессмертный смысл чувства; совесть преобразуется в Божественную совесть, ум - в Божественный ум, воля - в Божественную волю, ибо это их Божественный и бессмертный смысл, словом - человек становится богочеловеком, ибо это и есть Божественный и бессмертный смысл человека.

Снова и снова; в Богочеловеческом Теле Церкви каждый член этого тела, как живая богоподобная его клеточка, живет всецелой Богочеловеческой жизнью Церкви, по мере своей веы и остальных подвигов в добродетелях, Каждый день, каждый миг - "со всеми святыми". Каждый день произливаются и непрестанно действуют многочисленные силы Богочеловеческой жизни через различных святых дня - Апостолов, мучеников, бессребреников, преподобных и т.д., - и через них Христос, Глава Церкви, управляет в Богочеловеческом мире Церкви.

Каждый святой догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение - Рождество, Воскресение - Пасха, вера - праздники святых мучеников, - и все остальные святые добродетели - праздники всем остальным святым. Истины святых догматов переживаются каждым верующим в "теле Христовом", Церкви. Каждая догматическая истина переживается как вечная жизнь и органическая часть Вечной Ипостаси Богочеловека: "Я есмь Истина и Жизнь" (Ин. 14. 6). Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. "Наше же жительство - на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа" (Флп. 3,20; Кол. 3,3).

О Боге – Судии