«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Огромен объем потребностей, которые страстно выдумывает современный человек Для удовлетворения этих бессмысленных потребностей люди нашу дивную Божественную планету превратили в бойню, А человеколюбивый Господь давно открыл, что есть "едино на потребу" каждому человеку и всему человечеству. Что же? - Богочеловек Иисус Христос и все, что Он приносит с собой: Божественная Истина, Божественная Справедливость, Божественная Любовь, Божественная Доброта, Божественная Святость, Божественное Бессмертие и вечность, и все остальные Божественные совершенства. Вот что есть "едино на потребу" человеку и человечеству, а все остальные человеческие потребности в сравнении с этим настолько незначительны, что почти и не нужны (Лк 10,42).

Когда человек евангельски серьезно задумывается над тайной своей жизни и жизни вокруг себя, тогда он должен придти к выводу, что самая насущная потребность - это отказаться от всех потребностей и решительно пойти за Господом Иисусом Христом, и соединиться с Ним совершением евангельских подвигов. Не сделав этого, человек остается духовно бесплодным, бессмысленным, безжизненным; душа его иссушается, рассыпается, распадается, и он постепенно мертвеет, пока, наконец, весь без остатка не умрет, ибо Божественные уста Христовы сказали: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Аз есмь лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне - извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15,4-6).

Только через духовное органическое единство с Богочеловеком Христом человек может продолжить жизнь свою в жизнь вечную и существо свое - в существо вечное, Человек Богочеловеческой культуры никогда не одинок: когда мыслит - он Христом мыслит, когда действует - Христом действует, когда чувствует - Христом чувствует. Словом: он непрестанно живет Христом Богом, ибо что такое человек без Бога? - в начале получеловек, а в конце - нечеловек, Только в Богочеловеке человек находит полноту и совершенство своего существа, свой Первобраз, свою бесконечность, свое бессмертие и вечность, свою абсолютную ценность. Господь Иисус Христос один между людьми и всеми существами провозгласил человеческую душу самой большой драгоценностью всех горних и дольних миров. ''Какая польза человеку, - говорит Спаситель, - если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 10, 26).

Все звезды и планеты не стоят столько, сколько одна душа. Если растратит человек душу свою в грехах и пороках, он не сможет ее выкупить, хотя бы и стал господином всех звездных систем. Здесь человеку остается один выход - Богочеловек Христос - Единственный, Кто дарует бессмертие человеческой душе. Вещами же душа не освобождается от смерти, а порабощается, и лишь Богочеловек освобождает человека от тирании вещей. Над Христовым человеком вещи не имеют власти, а он имеет власть над ними, Всем вещам он определяет настоящую ценность, ибо ценит их так, как это делал Христос. А поскольку по Евангелию Христову человеческая душа имеет несравнимо большую ценность, чем все существа и все вещи в мире, то православный человек всю свою заботу и внимание уделяет душе, ибо православная культура есть прежде всего культура души.

Человек велик только Богом - вот лозунг Богочеловеческой культуры. Человек без Бога - это 70 кг кровавой глины, это гроб еще до гроба. Европейский человек осудил на смерть и Бога, и душу, но не осудил ли этим и сам себя на смерть, за которой нет воскресения? Вникните беспристрастно в суть европейской философии, европейской науки, политики, культуры, цивилизации, и вы увидите, что они в европейском человеке убили Бога и бессмертие души. А если всерьез задуматься о трагизме человеческой истории, то можно увидеть, что Богоубийство всегда заканчивается самоубийством, Вспомните Иуду, он сначала Бога убил, а затем и себя уничтожил, и это неотвратимый закон истории нашей планеты.

Здание европейской культуры, построенное без Христа, должно разрушиться, очень быстро разрушиться, - пророчествовал проницательный Достоевский 100 лет назад и печальный Гоголь более 100 лет назад... И на наших глазах сбываются предсказания славянских пророков. 10 веков строится европейская вавилонская башня, и вот нашим глазам предстоит трагичная картина: построен огромный - нуль! Началось всеобщее замешательство; человек не понимает че-ловека, душа - душу, народ - народ. Восстал человек на человека, царство на царство, народ на народ, и даже континент на континент.

Европейский человек дошел до своей судьбоопределяющей и головокружительной высоты. На вершину своей вавилонской баш-ни он поставил сверхчеловека и хотел им завершить здание, но сверхчеловек сошел с ума перед самой вершиной и сорвался с башни, а башня вслед за ним разваливается и разрушается, и ломается войнами и революциями. Homo europaeicus должен был сойти с ума в конце своей культуры: богоубийца должен был стать самоубийцей. Wille zur Macht (воля к Власти) превратилось в Wiile zur Nacht (волю к Ночи). Ночь, тяжелая ночь легла на Европу. Рушатся идолы Европы, и не далек тот день, когда не останется камня на камне от европейской культуры, созидающей города и разоряющей души, обожествляющей тварей и отвергающей Творца...

Влюбленный в Европу русский мыслитель Герцен долго жил в ней, но под закат своей жизни, 100 лет назад, писал: "Достаточно долго изучали мы червоточный организм Европы; во всех слоях, всюду мы видели признаки смерти... Европа приближается к страшной катастрофе... Политические революции рушатся под тяжестью своей немощи; они сотворили великие дела, но не выполнили свою задачу, разрушили веру, но не обеспечили свободу; ра-зожгли в сердцах желания, которым не суждено было сбыться... Я первый бледнею и страшусь наступающей ночи... Прощай, умирающий мир! Прощай, Европа!"

Пусто небо, нет Бога на кем; пуста земля, нет на ней бессмертной души; европейская культура всех своих рабов превратила в мертвецов и сама стала кладбищем. "Я хочу ехать в Европу, - говорит Достоевский, - и знаю, что еду на кладбище".

До Первой мировой войны гибель Европы предчувствовали и предсказывали только меланхоличные славянские провидцы. После нее это замечают и ощущают и некоторые европейцы. Самым смелым и искренним среди них, несомненно, был Шпенглер, который потряс мир своей книгой "Untergang des Abendlandes" В ней он всеми средствами, которые только могли ему предоставить в распоряжение европейская наука, философия, политика, техника, искусство, религия и т. д., показывает, что Запад погибает. Со времени Первый мировой войны Европа испускает предсмертный хрип. Западная, или фаустовская, культура, которая, по Шпенглеру, началась в Х веке, сейчас гибнет и распадается, чтобы окончательно погибнуть в конце XXII века. (Сейчас этот процесс, видимо, ускорился). За европейской культурой, рассуждает Шпенглер, приходт время культуры Достоевского, культуры православия.

С каждым новым культурным открытием европейский человек все быстрее мертвеет и умирает. Влюбленность европейского человечества в себя - вот могила, из которой оно не желает и потому не может воскреснуть; влюбленность в свой разум - вот роковая страсть, опустошающая европейское человечество. Единственное спасение от этого - Христос, - говорит Гоголь. Но мир, в котором "рассыпаны миллионы блестящих предметов, рассеивающих мысли во все стороны, не имеет сил непосредственно встретиться со Христом".

Тип европейского человека капитулировал перед основной проблемой жизни; православный Богочеловек решил их все до единой. Европейский человек решил проблему жизни нигилизмом;

Богочеловек - вечной жизнью. Для европейского дарвино-фаустовского человека главное в жизни - самосохранение: для Христова человека - самопожертвование. Первый говорит жертвуй другими для себя, а второй - жертвуй собою для других.. Европейский человек не решил злополучную проблему смерти; Богочеловек решил ее - Воскресением...

Несомненно, принципы европейской культуры и цивилизации являются богоборческими. Долго вырабатывался тип европейского человека, пока не заменил он Богочеловека Христа своей философией и наукой, своей политикой и техникой, своей религией и этикой. Европа использовала Христа "лишь как мост из варварства некультурного в варварство культурное, то есть из варварства неискусного в варварство искусное" (Еп. Николай. Слово о всечеловеке, с. 334).