«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Затем в поисках нового человека Европа обратилась к низшим существам и среди них начала искать предков человека, и взяв за основу животное, некоторым образом создала человека без Бога. Было много и радости, и истерического, обезьяньего визга, когда над Европой прогремела гипотеза, что человек произошел от обезьяны и других млекопитающих. Тогда в мир европейской неповоротливости и болезненной мысли ворвался Ницше со своими молниями, бурями и землетрясениями и с самомнением пророка и поэта провозгласил миру свое евангелие о сверхчеловеке. Будучи более страстным в мыслях, нежели в чувствах, он из волюнтаризма Шопенгауэра и эволюционизма Дарвина сделал селый и логический вывод если обезьяна - переходная ступень к человеку, то почему человек не может быть переходной ступенью к сверхчеловеку? Да, человек есть нечто такое, что нужно преодолеть и превзойти. "Что значит обезьяна для человека? Смех и жалкий стыд." Также и человек для сверхчеловека должен быть смехом и жалким стыдом. Сверхчеловек есть смысл земли и цель истории, у него есть четыре главных принципа. 1) Нужно убить Бога. "Вы - высшие люди, - обращается к своим ученикам Заратустра, - этот Бог был самой большой для вас опасностью". Но не бойтесь; умер Бог, - говорит Заратустра, нет больше опасности для вас, нет больше препятствий явлению сверхчеловека. 2) Не щади ближнего: падающего ударь еще раз. 3) Главное - это моя воля к могуществу, дерзкая и беспощадная воля к могуществу. 4) Все дозволено, для сверхчеловека нет ни добра, ни зла; он живет по ту сторону добра и зла, по ту сторону истины и заблуждения, по ту сторону совести и ответственности.

Итак, завершена драма гуманизма, создан новый человек - сверхчеловек. Из эмбриона Руссо гуманистический человек развился в сверхчеловека, человек эпохи Ренессанса завершен сверхчеловеком. Но что такое по существу сверхчеловек и из чего он сделан? - Весь он - это только один инстинкт, инстинкт самосохранения. Но разве из одного инстинкта может быть создана хотя бы и маленькая букашка, а тем более самое сложное на земле существо - человек? Во всем животном мире, насчитывающем более 600 тыс. видов живых существ, нет ни одного мотылька, жизнь которого была бы в одном инстинкте, хотя бы это и был инстинкт самосохранения. А Ницше один единственный инстинкт провозгласил сущностью сверхчеловека, и потому сверхчеловек, в действительности, есть существо, низшее человека, а значит, и не человек. Если хотите, сверхчеловек - это самая удачная карикатура на человека на нашей помраченной планете.

Что касается сверхчеловека, касается и его гуманистических предков. Природный человек Руссо есть не что иное, как получеловек ибо у него отобрано все сверхъестественное, а получеловек - это то же, что и нечеловек, ибо в нем беспрепятственно возросло все естественное зло, чему способствовало и гуманистическое просвещение.

А локковский человек как чувства? - это обломок человека, названный человеком, но это новый урод, новая карикатура на человека. Что суть чувства без души? - Скрипка с пятью струнами, но без скрипача.

А кантовский человек-разум есть вырезка из человека, названная человеком. Где мир человеческих отпущений, в котором и наш рай, и наш ад? - разве без этого человек может быть человеком?

Нет, и кантовский человек - это карикатура на человека.

А в человеке Шопенгауэра-Ницше? где душа со своими бесконечностями, где совесть, где сострадание разве без этого человек может быть человеком? Нет, и это карикатура на человека, только новая карикатура.

Такова гуманистическая выставка новых людей: повсюду карикатура рядом с карикатурой, урод рядом с уродом. Гуманистическое просвещение заселило Европу уродами. Повсюду суть искалеченные люди, обломки человека; нигде нет целого человека. Это страшная выставка: европейский человек без Бога гуманистическим просвещением превращен в урода.

Нужен плач Иеремии: европейский человек совершил свою миссию: создал нового человека без Бога и души. Но где он - этот новый человек, сверхчеловек? Увы, он не существует как индивидуальная личность, но существует как коллективная сила, опустошающая Европу и гуманистической философией, и гуманистической культуой, и гуманистической техникой, и гуманистическим просвещением, и гуманистической цивилизацией. Так сложился специфический тип европейского человека: гольбаховский I'homme machine, homo faber, homo technicus, человек без Бога и души, робот, А робот тем робот, что не знает, не признает ни Бога, ни души, и в этом его особенно и поддерживает экспериментальная психология - Psychologie ohne Seete (психология без души). Это европейская гуманистическая наука о душе, не признающая ее (души) существования. И перед ней пресмыкаются многочисленные европейские роботы как перед непогрешимым божеством.

Европа, за период от Ренессанса и до наших дней; превратилась в фабрику роботов, а робот - это самый жалкий, самый уродливый, самый "нечеловеческий" тип человека. После убийства Бога и своей души европейский человек уже несколько десятилетий совершает постепенное самоубийство, ибо оно неуклонно, неизменно следует за богоубийством. Безбожное просвещение втянуло Европу в такой мрак, в какой никогда не попадал ни один континент. В этом мраке никто никого не может распознать, никто никого не признает за брата.

Какова цель просвещения, если не просветить человека, осветить ему все кручи и ямы и изгнать из него все темное? А человек без Бога, без Христа, без этого единственного Света, как сможет развеять космический мрак и как изгонит тьму из себя? Со всем своим светом человек без Бога есть лишь светлячок в бесконечном мраке Вселенной, а его наука, его философия, его просвещение, его культура, его техника, его цивилизация суть крошечные свечки, которые он жжет во мраке земных и космический событий, А что значат эти свечки в бесконечности ночи индивидуальных, социальных, национальных, интернациональных событий и проблем? Разве не все они уже погасли, и разве не опустился на Европу густой и тяжелый мрак?

С безумием граничит легкомысленная вера во всемогущество гуманистической науки, культуры, техники, просвещения. Под пагубным влиянием этой легкомысленной веры европейское гуманистическое просвещение вызвало конфликт между школой и Церковью, означающий для нашего православного народа катастрофу. Под влиянием его и наш человек начал превращаться в робота.

Чтобы избежать окончательной катастрофы, существует лишь один выход: принять Богочеловеческое просвещение и полностью ввести его во всех школах, от начальной до высшей, во всех просветительских. народных государственных учреждениях. Богочеловеческое просвещение сияет, освещает и просвещает единственным на небе и на земле истинным и неугасимым светом - Богочеловеком Христом. Его никакая тьма не может ни угасить, ни объять (Ин. 1, 5); Он (свет), Богочеловек Иисус Христос, изгонит всю тьму из человека, из общества, из народа, из государства. Он, единственный истинный Свет, освещает до сокровенной глубины каждого человека и в каждом нам открывает нашего вечного, бессмертного Божественного брата, И этот свет нас учит, что и проблема человека, и проблема общества, и проблема нации, и проблема человечества могут быть легко и ясно поняты и решены только тогда, когда и человека, и общество, и нацию, и человечество можно будет увидеть в свете Богочеловека Иисуса Христа.

Главные направления и особенности Богочеловеческого просвещения можно было бы сформулировать так