Радость и утешение христианина

Окруженный множеством народа, Господь Иисус Христос взошел на гору и сел. У Его ног расположились Его ученики.

Свою проповедь Спаситель начал заповедями блаженства, в которых указал нам путь к небу - в Царство Небесное.

Будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил Свое учение не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и исполнят Его слово.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Кто такой нищий? Это тот, кто ничего своего не имеет, кто ожидает всего только от милосердия других. А нищий духом - это тот человек, который искренно признает себя духовным бедняком, ничего не имеющим своего, кто считает себя грешнее, хуже, ниже всех, кто себя всегда укоряет и никого не осуждает.

Духовная нищета - это смирение перед Богом и перед людьми.

Будем всегда помнить, что в Царстве Небесном не будет душа гордая, осуждающая своего ближнего и ставящая себя выше других. Не войдет в Царство Небесное тот, в ком живет закваска евангельского фарисея, превозносившегося перед мытарем и другими грешниками. Наследниками Царства Небесного будут только нищие духом, смиренные рабы Божии, которые перед Господом считают себя последними грешниками, сознают, что своими силами ничего доброго они сделать не могут, и просят во всем благословения Божия, непоколебимо надеясь на Того, Кто сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15.5).

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Спаситель ублажает не просто нищих, но нищих духом. И блаженны не просто плачущие, а те, кто плачет о правде 44 и добродетели, которых не имеют, о грехах своих, которыми обременены.

Истинный христианин должен плакать о том, что он осквернял и непрестанно оскверняет в себе своими грехами образ Божий.

Разве нам трудно плакать о грехах, если мы знаем, что грехи будут служить для нас преградой при входе в Царство Небесное, если мы знаем, что грех - это самый страшный враг наш, который отнимает от нас наше светлое будущее? И чтобы никто из плачущих о своих грехах не впал в отчание и уныние, Господь Спаситель обещает ему утешение: и здесь - в прощении от грехов, и в царстве будущего века - в вечном и благодатном веселии.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Терпеливое перенесение скорбей, неизбежных в жизни, незлобивое обхождение со всеми, вообще такое расположение духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться никем, - вот те свойства, которые низводят нам Божие благословение в жизни временной и высшие блага в будущей жизни. Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет; терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно (I Петр 2.23).

В этом духовная красота кротости! И как мы можем поступать иначе, как мы можем сердиться, мстить, гневаться, когда общий наш Отец, перед Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости и долго-терпит нам? И мы должны быть к нашим братьям кротки, снисходительны, долготерпеливы.