Радость и утешение христианина

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Спаситель ублажает не просто нищих, но нищих духом. И блаженны не просто плачущие, а те, кто плачет о правде 44 и добродетели, которых не имеют, о грехах своих, которыми обременены.

Истинный христианин должен плакать о том, что он осквернял и непрестанно оскверняет в себе своими грехами образ Божий.

Разве нам трудно плакать о грехах, если мы знаем, что грехи будут служить для нас преградой при входе в Царство Небесное, если мы знаем, что грех - это самый страшный враг наш, который отнимает от нас наше светлое будущее? И чтобы никто из плачущих о своих грехах не впал в отчание и уныние, Господь Спаситель обещает ему утешение: и здесь - в прощении от грехов, и в царстве будущего века - в вечном и благодатном веселии.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Терпеливое перенесение скорбей, неизбежных в жизни, незлобивое обхождение со всеми, вообще такое расположение духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться никем, - вот те свойства, которые низводят нам Божие благословение в жизни временной и высшие блага в будущей жизни. Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет; терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно (I Петр 2.23).

В этом духовная красота кротости! И как мы можем поступать иначе, как мы можем сердиться, мстить, гневаться, когда общий наш Отец, перед Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости и долго-терпит нам? И мы должны быть к нашим братьям кротки, снисходительны, долготерпеливы.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

С томительным чувством голода и жажды сравнивается здесь сильное желание духовного блага: правды Божией, исполнения воли Божией, жизни добродетельной, оправдания человека перед Богом. И как насыщение телесное, прекращая чувство голода, восстанавливает и укрепляет наши силы, так и насыщение духовное вносит мир и покой в душу истинного раба Божия. Совершенное насыщение людей праведных последует в жизни будущего, но и здесь они носят в себе залог своего будущего счастья.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Кто из нас не хочет быть помилованным Господом - нашим праведным Судией? Все мы нуждаемся в милости Божией, в даровании нам еще времени на покаяние, в прощении грехов, а на конце времени - помилования на Страшном Суде Божием. Поэтому-то Церковь от лица нашего так часто произносит за богослужением: «Господи, помилуй!»

Если мы жаждем сами помилования Божия на Страшном Суде, мы должны быть милосердными. «Суд без милости не оказавшему милости», - говорит св.ап.Иаков (Иак 2.13). Сам Господь при изображении последнего Своего Суда упоминает о делах милости, и милость, оказываемую нами ближнему, Он сочтет сделанной Ему Самому (Мф 25.3146). Наше милосердие, наша любовь, наше сострадание привлекут к нам милость Божию.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Сердце грязное, греховное не может иметь духовных очей и видеть Бога. Чистота же приобретается только усердной молитвой, покаянием, помощью благодати Божией и постоянным наблюдением за своим сердцем. «Сыне мой, - говорит слово Божие, - больше всего хранимого храни сердце твое» (Пр 4.23), берегись того, чтобы сердце не стало рабом твоих страстей и пороков.