Радость и утешение христианина

Мир, принесенный Господом Иисусом Христом на землю, не на ней живет. Господь предсказал земле и эти войны народа против народа, царства с царствами (Мф 24.7), и эти неизбежные в земной жизни каждого человека скорби: «в мире будете иметь скорбь» (Ин 16.33). Но Он же и сказал нам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18.36); и еще: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк 17.21).

Мир Христов - это одно из свойств Царства Божия и живет он там, где пребывает и Царство Божие: внутри нас, в нашем сердце, в каждой истинно верующей душе.

Мир, данный Спасителем человечеству, - это прежде всего мир с Богом, мир преданной Господу и любящей Его души. Он живет в том сердце, в котором нет ропота на Бога, которое все, что случается в жизни, принимает как волю своего Небесного Отца. «Твори со мною, Господи, волю Твою», - это голос чистого сердца. Этого мира не будет в душе, когда человек, впадая в грехи, хочет уверить себя, что если эти грехи скрыты от людей, сокрыты они и от всеведения Божия, или когда, отдаваясь греху с легкой душой, он убаюкивает совесть тем, что Господь, по милосердию Своему, даже и без раскаяния во грехе все простит и ни за что не осудит. Иначе - когда человек не хочет обмануть себя и своего Господа. Мир насыщает только душу, до дна открытую перед всевидящим Оком, чистую и нелукавую. С таким святым миром в душе умирал св.Симеон Богопри-

108 имец: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

Мир Божий - это мир со своею совестью. О, мы знаем со священных страниц Библии еще о первом на земле убийце Каине, который после своего преступления - убийства брата Авеля - не находил себе места на земле, скитаясь до самой смерти. «Нечестивым нет мира», - говорит Господь (Ис 48.22).

Мир Христов - это мир христианской души в отношении ближних своих. Он является сокровишем того, кто не держит против ближнего своего камня за пазухой, кто не носит в себе ни жажды личной мести или личной ненависти, ни памяти о причиненных ему обидах; в чьем сердце не живет дух осуждения, зависти, ревности, превозношения. Братская любовь и открытое перед ближним своим сердце

- источник внутреннего мира и радости глубокой. «Кроткие насладятся множеством мира», - говорит слово Божие (Пс 33.11).

Христианину ясно, как нам приобретать такой мир. Ведь Бог наш есть «Бог мира» (I Кор 14.33). Где Христос, источник мира, - там и мир. Где Дух Святый - там и плод Его пребывания - мир. Стремиться приобрести этот мир - это значит стремиться к тому, чтобы Господь вселился в сердце и жил в нем согласно Своему обещанию (Ин 14.23); это значит сердце свое сделать храмом Духа Святаго и бережно охранять в себе это бесценное сокровище, наслаждаться плодами обитания в нас Духа Божия - радостью и миром (Гал 5.22). Это значит - отдать все свои силы духовные исполнению заповедей Божиих, и прежде всего - любви и изгнанию греха из своего сердца!

И Святая Церковь, обращаясь к нам со словами «мир всем», и желает нам этого мира, и вместе с благословением пастырским этот мир ниспосылает в открытые перед нею верующие сердца; и мы наклоняем при этом головы свои в знак принятия в себя этого благословения Божия.

Будем стремиться к этому миру всей своей душой. Будем искать его своей верой, своим полным послушанием Божи-ей воле, своей любовью к Небесному Отцу, своим покаянием в вольных и невольных грехопадениях своих, своею молитвою, своими добрыми делами и чистым сердцем в отношении своих ближних.

В этом мире - источник силы и духа и опора во всех жизненных бурях, невзгодах и болезнях. Над головами нашими проносятся страшные бури житейские, а если в сердце Христос, то с Ним и мир, и вместе с миром в сердце всегда свет, и тепло, и покой.

Да будет же во всех нас этот мир Христов! - Аминь.

Приготовление к молитве

Святые Отцы Церкви учат нас тому, что вставая на молитву, человек должен приготовить себя. «Не забывай приготовить себя, прежде чем станешь на молитву, чтобы не быть человеком, искушающим Господа», - говорит Ав-ва Дорофей.