Радость и утешение христианина
Христианину ясно, как нам приобретать такой мир. Ведь Бог наш есть «Бог мира» (I Кор 14.33). Где Христос, источник мира, - там и мир. Где Дух Святый - там и плод Его пребывания - мир. Стремиться приобрести этот мир - это значит стремиться к тому, чтобы Господь вселился в сердце и жил в нем согласно Своему обещанию (Ин 14.23); это значит сердце свое сделать храмом Духа Святаго и бережно охранять в себе это бесценное сокровище, наслаждаться плодами обитания в нас Духа Божия - радостью и миром (Гал 5.22). Это значит - отдать все свои силы духовные исполнению заповедей Божиих, и прежде всего - любви и изгнанию греха из своего сердца!
И Святая Церковь, обращаясь к нам со словами «мир всем», и желает нам этого мира, и вместе с благословением пастырским этот мир ниспосылает в открытые перед нею верующие сердца; и мы наклоняем при этом головы свои в знак принятия в себя этого благословения Божия.
Будем стремиться к этому миру всей своей душой. Будем искать его своей верой, своим полным послушанием Божи-ей воле, своей любовью к Небесному Отцу, своим покаянием в вольных и невольных грехопадениях своих, своею молитвою, своими добрыми делами и чистым сердцем в отношении своих ближних.
В этом мире - источник силы и духа и опора во всех жизненных бурях, невзгодах и болезнях. Над головами нашими проносятся страшные бури житейские, а если в сердце Христос, то с Ним и мир, и вместе с миром в сердце всегда свет, и тепло, и покой.
Да будет же во всех нас этот мир Христов! - Аминь.
Приготовление к молитве
Святые Отцы Церкви учат нас тому, что вставая на молитву, человек должен приготовить себя. «Не забывай приготовить себя, прежде чем станешь на молитву, чтобы не быть человеком, искушающим Господа», - говорит Ав-ва Дорофей.
В чем же состоит это приготовление к молитве? - Надо прежде молитвы примириться с ближними своими, простить друг другу взаимные согрешения, вырвать из своего сердца жало, занозы обид, огорчений, какие еще живут в этом сердце. Господь наш Иисус Христос говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5.2324).
Господь хочет, чтобы не только тот, кто молится, спасал свою душу, но чтобы и брат, который озлоблен, не погиб для жизни вечной.
Апостол Иоанн говорит так: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (I Ин 4.20). Мертвый ничего сделать не может. И мертвый духовно, не имеющий любви к ближнему, не может предстоять как должно с молитвой перед ЛИПО
цом Божиим, потому что в сердце его нет любви.
Есть еще второе условие успешности молитвы, которое мы нередко забываем. Когда мы встаем на молитву, надо иметь сознание своей греховности, своего недостоинства. Ведь мы - грешники. И в начале молитвы мы должны прежде всякого прошения с сокрушенным сердцем просить себе у Господа прощения в грехах наших.
Господь Иисус Христос сказал нам: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6.46). И неудивительно поэтому, что Господь так часто не внемлет молитвам нашим, если мы без покаяния во грехах своих дерзаем обращаться ко Господу со словами: «Господи, помилуй!» Ведь если слова этой молитвы мы и произносим, то что кроется в глубине грешного нашего сердца? Мы как бы говорим так: «Помоги мне, Господи, но я не имею решения или даже намерения прекратить оскорбление Твоего святого имени своими грехами. Исполни Ты о чем я прошу, но я не имею желания исполнить Твою волю».
И потому, приготовляя себя к молитве, каждый из нас должен просить себе у Господа помощи покончить со своей греховной жизнью и тогда, с сознанием своего недостоинства, встать перед Господом на молитве. Если не так мы молимся, то будем людьми, «искушающими Господа своего».