Искусство борьбы с помыслами

Старец может быть окружен подхалимами, которые в его присутствии притворяются высоконравственными людьми, но бросают гневные взоры на тех, кто у них в подчинении. Такие люди, если другие не станут унижаться перед ними, будут плохо отзываться о них, сколь бы хорошо те не поступали. В результате невинные страдают, а грешники процветают. Понимание этого не менее важно, чем способность оценить тактику мысленного врага в духовном поединке.

Монашеское братство принадлежит его Старцу. Те, которые служат ему вблизи него – такие же ученики, как и те, которые служат ему вдалеке. Близость или удаленность едва ли имеют значение. Для Старца его послушники как его руки и ноги; ноги могут быть немного дальше, но они ничем не отличаются от рук по значимости. Поскольку они в равной мере чувствуют боль, руки и ноги не становятся ни ближе, ни дальше. Если дело обстоит так, то те, которые ближе к Старцу, могут использовать тех, кто в отдалении, а последние будут страдать, несмотря на свою невиновность, и станут держать в душе обиду на своего духовного Отца, которому следует избегать подобного положения дел.

Остается ли духовная связь с духовным Отцом неизменной от начала и до конца или нет и ровные отношения между братиями – все это также зависит от постижения ими Истины и стяжания благодати. Не важно, к чему Ее применяешь, но Истина всегда одна, и не будет неверным применять этот принцип к братству. Существует предубеждение, что единственное предназначение искусства борьбы с помыслами – уничтожить помысл. Оно предназначено не для того, чтобы уничтожить помысл, а чтобы уничтожить зло. Это способ, уничтожив единственного врага – грех, позволить жить в сердце Божественной благодати. Чтобы войти в дом, вы сперва должны пройти в дверь. Дверь – это вход в дом. Пройдя через нее, вы входите в дом, и вас встречает его хозяин. Учение – дверь к достижению чистоты сердца и встрече со Христом. Пройдя через эту дверь, вы вступаете на путь очищения сердца и стяжания благодати. Учение – это дверь, а не сам дом. Не ошибитесь, приняв дверь за дом. Дом и хозяин, который живет в нем, находятся дальше, за дверью. Поскольку учение – это дверь, не думайте, что книги, которые вы можете прочесть, и есть путь очищения сердца. Книги – это дверь к стяжанию благодати с помощью молитвы.

Молитвой нужно уметь пользоваться. Если вы не знаете, как ее применять, вы будете побеждены врагом, намереваясь его победить.

Если вы задумаетесь над этим, то обнаружите, что из мысленных браней та, которая сводится к поединку двух умов – вашего ума и умного злого духа – подразумевает только одного проигравшего и одного победителя. Но это очень мелкомасштабная стратегия.

Когда один человек побеждает в духовной брани, тогда и вся вселенная побеждает, или когда один человек проигрывает злу – тогда и вселенная проигрывает тоже. Так обстоит дело в духовном мире. Победа или поражение в мысленной схватке с врагом решается в пределах ума одного человека, но отражается на всей вселенной. Мысленная брань с врагом есть искусство войны в сердце с помыслами. Если в нем не останется ничего лишнего, все становится легко совершить. Вы постигаете путь очищения сердца, чтобы отмести в сторону все, что у вас на уме. Только после того, как вы начали учиться, в вашу голову стали приходить мысли, которые мешают вам делать что-либо с легкостью и сбивают вас. Когда помыслы, которыми вы были пленены, полностью покидают ваш ум, благодаря действию молитвы, вы непроизвольно начинаете делать все правильным образом.

То же самое касается и искусства борьбы с помыслами. После того, как вы изучили различные приемы борьбы с помыслами и обрели стойкий навык наблюдения за ними и отражения их молитвой, эти приемы перестают существовать в вашем сознании – они стали вашей жизнью. Тогда все, что вы делаете – вы делаете с помощью пришедшей к вам благодатной силы, свободно и непобедимо, в истинной доброте и Любви. Когда в вашем сердце рождается новая жизнь и в него входит Христос, вы уже знаете, где пребывает ваше очищенное от помыслов сознание – в вашем сердце. Все виды духовных практик существуют для того, чтобы достичь чистоты сердца. Когда в чистое сердце приходит благодать, они перестают существовать.

Это есть вершина всех искусств – стяжание Божественной благодати и встреча в сердце со Христом. Последняя ступень этого искусства из искусств там, где вы забываете в благодати все, что выучили, освобождаете свое сознание от пленения помыслов и исполняете все, что необходимо сделать с помощью Божественной энергии. Вы начинаете с учения и достигаете той точки, где учения не существует и прибывает Христос.

Та область сознания, которая находится внутри, чтобы осознавать впечатления, приходящие извне, называется разумом или глубоким сердцем, а та внешняя часть сознания, что воспринимает впечатления, называется умом.

Глубокое сердце или сознание можно уподобить жизненному центру человека, а ум – внешней области сознания, которым оно связано с миром. Сознание – господин, ум – его слуга. Сознание пребывает внутри и использует ум. Если ум переутомится, он может запутаться. Ум должен быть привязан к сознанию так, чтобы его не увлекало в сторону.

В понятиях искусства борьбы с помыслами, чистоту сердца можно уподобить сознанию, и его взаимоотношение с окружающим миром – уму. Держите ум под строгим контролем вашего сознания. Не позволяйте уму предпринимать яростные атаки на чистоту сердца. Важно сохранять полное упование на Бога, на Его помощь, чтобы сердце одергивало ум и не позволяло уму увлекать сознание в мысли и в эмоции – желания и страсти.

Ваше сражение с помыслом должно заключаться в том, чтобы ошеломить врага один раз, а затем еще раз застать его врасплох. Сделать что-либо, чего он не мог бы представить – это искусство борьбы с помыслами. Отбросить в сторону свои приемы мысленной брани – тоже часть искусства борьбы с помыслами. Если вы достигли состояния чистоты сердца, в которое пришла благодать и начал жить Христос, вам не нужно заботиться о борьбе с помыслами. Тогда эта благодать сама будет защищать вас.

Очень важно в мысленной брани уметь внимательно наблюдать за помыслом и сделать необходимое действие за миг до того, как он двинется против вас. Умение провести мгновенную сильную атаку непрестанной молитвой, в которую вы вкладываете всю свою душу, и целеустремленно сокрушить помысл, состоит в том, чтобы нанести по нему первый решающий удар. Но вначале, внимательно наблюдая за помыслом, следует слегка задержаться, не нанося удар сразу, а дождаться атаки врага. Атакуя, враг раскрывается, и вы можете видеть его слабые стороны. Для этого нужно всегда быть бдительным, быть настороже. Такие действия в мысленной брани означают и атаку и, одновременно, ожидание. Сделав свое тело приманкой для врага, чтобы он нанес удар первым, вы побеждаете силой духа, укрепленного благодатью непрестанной молитвы. Смысл мысленной брани – заставить врага нанести удар первым, а затем вы наносите свой решающий удар всеми силами своей души и молитвы в его слабое место.

Держите сердце в состоянии ожидания мысленной атаки, в состоянии бдительности, а тело храните в смирении, целомудрии и воздержании. Если ваш ум примет состояние агрессии и забежит вперед – ничего хорошего не выйдет. Поэтому вам следует удерживать сердце в состоянии постоянной бдительности, приведя тело в молитвенное состояние или готовности к нему, и вынудив помысл нанести удар первым. Если же ваш ум сам увлечется атакой и станет агрессивным, и вы первый попытаетесь действовать – это верный путь к поражению. В конечном счете, смысл мысленного сражения состоит в том, чтобы победить благодатью Святого Духа, пребывающего в сердце, очищенном непрестанной Иисусовой молитвой, и вынудив врага произвести действие первым.