Collection of Creations

Ответ. Числа небес никто из богоглаголивыя мужей не называл. Только возвышенный Апостол возвестил о том, что он достиг однажды третьего неба. Но сказав, что был восхищен до третьего неба, он не ограничил число небес числом три. Их может быть и больше трех. И Давид, певец божественный, призвал: «Хвалите Господа небес». И богоглаголивые отроки, которые были с Ананией, произносили: "Благословите, небеса Господни, Господа". А их полное число Дух умолчал. Кто из нас сможет с успехом узнать число высших небес? Мы и первого, которое над нашей головою, стремимся достичь мыслию, но при этом отягощены своей бренностью, и пристрастиями ума к нижнему, на земле покоящемуся омрачены, хотя у нас должно быть устремление.

(91) Вопрос. Считаешь ли ты это превышнее другим в сравнении с этим видимым небом, назы­ваемым твердью?

Ответ. Я скажу, что высшее небо более тон­кой сущности, ибо оно выше и легче. А замерз­ший лед [тверди] толще видимого у нас, ибо он выдерживает то, что над миром. "Хвалите Бога в твердости силы Его", — говорит Давид. В согла­сии с Давидом пели и те, кто были вместе с Ана­нией: "Благословен Ты в тверди небесной". А до этого Моисей показал, что одно небо стало су­ществовать в начале творения, в первый день, а во второй день — другое: твердь. Здесь и «сказал Бог: да будет твердь» — иной сущности и для иных нужд.

(92) Вопрос. Как высшие воды не стекают из-за наклонного устройства тверди?

Ответ. Ее струна никак не сгорблена, но она ровная и протяженная. Так и печная труба кажет­ся нам наклонившейся, если мы смотрим снизу, а наверху оказывается, что она прямая и ровная. Так и Божий помост, если смотреть снизу, сверху име­ет вид наклонный. Но наверху он ровный и натя­нутый, и все по нему несется ровно и быстро. Бог творит не как люди, никак нет. Он не кладет твари такое же основание. Но Он с помощью жидкого прикрепил тяжелое. То, что не останавливается и течет, удерживает плотное и толстое. Бог простер небу воздух и бездне края, земле приблизил воды, установив, чтобы более легкое носило более тя­желое. Обоим этим [знаниям] мы обучаемы от бо­жественного Песнопевца: "Покрывающий водами то, что выше у Него; полагающий в облаке вос­хождение", и потом: "Исповедайтеся Богу, утвер­дившему землю на водах". Создатель большого сооружения, возводя его, кладет фундамент, соот­ветствующий высоте сооружения. И корабли, обремененные товаром, имеют осадку, соответ­ствующую их тяжести. А Бог мой прежде растя­нул крышу, а потом положил фундамент, прежде распростер паруса, а потом изобрел корабль тво­рения, который проходит через мятежную житей­скую пучину, мимотекущую и не приносящую ни радости, ни долгой печали, пока не дойдет корабль к тихой пристани кончины через нынешни смятения. Чудо, как в тленном плавает земля; как не гибнет тяжесть в течении; как горы не погружаются в жидкое. Тот забыл о себе, кто о Боге спрашивает: "Как?". Кто знает, каким образом держит­ся бездна, и какое дно у нее последнее, и какая тонкая область удерживает ее от падения. В неве­домое и бесконечное отпадает моя мысль. Она вра­щается всегда, исходя из обретенных предпосы­лок, служа подпорой для возникающих следом других мыслей. Но слабость сомкнута тем, что возопил Соломон: "Высшего себя не разыскивай, и глубочайшего себя не испытывай, но то, что тебе изволено, то и мысли" — веруя во все удержива­ющую вместе и все могущую Божию силу, кото­рая все хранит и всем владеет, все ей услуживает и все она устрояет.

(93) Вопрос. Откуда возникли светила: солнце, луна и звезды — свет? Мы знаем, что они — созда­ния Бога, но спрашиваем о их происхождении.

Ответ. Думаю, что светила произошли от пер­вородного света. Ибо Бог, когда выводил сущность света, сказал: «Да будет свет! И стал свет». Но сущ­ность делится на различные облики. «Сказал Бог: Да будут светила!» Как если кто возьмет слиток золота, и выкует из него два громадных щита, и прикрепит на огромном круге, прибив к потолку, чтобы веселить взоры видящих; и обессмертит память о своей изобретательности (благоумии). Бог сотворил их вдалеке от тверди, но тогда же их поместил. Ибо сказал сам божественный повество­ватель Моисей: «И создал Бог два светила великие». Здесь останови слух, ибо это по достоинству див­но: в повествовании указано, что светила находятся вне тверди. Ведь сказал Моисей: "И положил их на небе", — то есть явно плашмя или вне неба. Так и живописцы красками обычно делают: они пишут их изображения ниже или вне верхней час­ти картины, а потом "прикрепляют" к этому изоб­раженному на картине небу.

(94) Вопрос. Бог сотворил оба светила одно­временно или одно за другим?

Ответ. Мы понимаем процесс их создания из книг Моисеевых. Сказано: "И создал Бог два све­тила великие... и поставил их Бог на тверди небесной»: светило великое как начало дня, а све­тило малое как начало ночи". Друг напротив дру­га Он их у Себя положил: одно — на западе, а дру­гое — на востоке. Одно владеет днем, а другое владеет ночью, так что они идут напротив друг друга: одно — днем, другое — ночью. День кон­чается, и луна появляется на краю востока: как Царица стоит, озаряя ночь. А солнце на исходе тьмы приходит на то же место, как царь своим выходом освещая поднебесную. Восход солнца — закат луне, и восход луны — зашествие солнца. Так сбы­вается это "управлять днем и ночью".

 (95) Вопрос. Почему луна на четырнадцатый день становится полной, озаряя весь мир? Такой она и на пятнадцатый день. А потом, в следующие четырнадцать дней все меньше ночью освещает мир.

Ответ. Говорится, что она четырнадцатидневная по своему существованию. Не то, чтобы он была сотворена четырехдневной, а после росла. И когда она была сотворена, была полной. Не бывает, чтобы Божие создание было неполным и несовершенным. Видеть четверть луны не достойно нашему в ней видимому образу. Наш прадед Адам был создан совершенным образом, совершенную он принял и общность жития. И видим мы что рожденные от него нисколько не были наделены этим совершенством, когда родились; но по прошествии лет дошли до этого величия (величины). И так будет, когда мы смертью скончаемся в землю, и будем вскоре опять поражены Воскресением: отбросив тело и облачившись в тело по образу луны, которая десять дней прибавляется под солнцем, отдающим ей не свое существо, но свою [свето­вую] сущность. Отсюда месяц имеет двадцать девять с половиной дней, и за триста пятьдесят че­тыре дня исполняется круг года по иудейскому летоисчислению. Ибо они знают, что наши грече­ские месяцы следуют одной только луне.

(96) Вопрос. Что означает, что светила будут в знамения, во времена, в дни, в годы? Неужто это то, о чем говорят некоторые, что стихии знамену­ют на человеческое рождение?

Ответ. Они почитают звезды суемысленно, что приписывают им свое рождение. Ведь не го­дится, исходя из расположения звезд, знаменовать что-либо о человеческой жизни. Свидетельствует пророк Исайя, когда говорит: "Да поднимутся звез­дочеты, смотрящие на звезды, и провозгласят то, что будет, и мало они узнают". Наши греческие месяцы последовали только безумию.

(97) Вопрос. Что, как ты думаешь, означает "время", "знамение" и "год"? На какое различие указывает Писание, когда говорит: "Да будут в зна­мения, во времена, в дни, в годы"?