Collection of Creations

(94) Вопрос. Бог сотворил оба светила одно­временно или одно за другим?

Ответ. Мы понимаем процесс их создания из книг Моисеевых. Сказано: "И создал Бог два све­тила великие... и поставил их Бог на тверди небесной»: светило великое как начало дня, а све­тило малое как начало ночи". Друг напротив дру­га Он их у Себя положил: одно — на западе, а дру­гое — на востоке. Одно владеет днем, а другое владеет ночью, так что они идут напротив друг друга: одно — днем, другое — ночью. День кон­чается, и луна появляется на краю востока: как Царица стоит, озаряя ночь. А солнце на исходе тьмы приходит на то же место, как царь своим выходом освещая поднебесную. Восход солнца — закат луне, и восход луны — зашествие солнца. Так сбы­вается это "управлять днем и ночью".

 (95) Вопрос. Почему луна на четырнадцатый день становится полной, озаряя весь мир? Такой она и на пятнадцатый день. А потом, в следующие четырнадцать дней все меньше ночью освещает мир.

Ответ. Говорится, что она четырнадцатидневная по своему существованию. Не то, чтобы он была сотворена четырехдневной, а после росла. И когда она была сотворена, была полной. Не бывает, чтобы Божие создание было неполным и несовершенным. Видеть четверть луны не достойно нашему в ней видимому образу. Наш прадед Адам был создан совершенным образом, совершенную он принял и общность жития. И видим мы что рожденные от него нисколько не были наделены этим совершенством, когда родились; но по прошествии лет дошли до этого величия (величины). И так будет, когда мы смертью скончаемся в землю, и будем вскоре опять поражены Воскресением: отбросив тело и облачившись в тело по образу луны, которая десять дней прибавляется под солнцем, отдающим ей не свое существо, но свою [свето­вую] сущность. Отсюда месяц имеет двадцать девять с половиной дней, и за триста пятьдесят че­тыре дня исполняется круг года по иудейскому летоисчислению. Ибо они знают, что наши грече­ские месяцы следуют одной только луне.

(96) Вопрос. Что означает, что светила будут в знамения, во времена, в дни, в годы? Неужто это то, о чем говорят некоторые, что стихии знамену­ют на человеческое рождение?

Ответ. Они почитают звезды суемысленно, что приписывают им свое рождение. Ведь не го­дится, исходя из расположения звезд, знаменовать что-либо о человеческой жизни. Свидетельствует пророк Исайя, когда говорит: "Да поднимутся звез­дочеты, смотрящие на звезды, и провозгласят то, что будет, и мало они узнают". Наши греческие месяцы последовали только безумию.

(97) Вопрос. Что, как ты думаешь, означает "время", "знамение" и "год"? На какое различие указывает Писание, когда говорит: "Да будут в зна­мения, во времена, в дни, в годы"?

Ответ. Одно — это время, а другое — год. Одно знаменует продолжительность, а другое — благой момент. Мы не говорим, что "настал год жатвы" или " — сбора винограда", но "время". Не говорим "год жениться", но время. Об этом учит премудрый Соломон. Звезды знаменуют вот что: Плеяды — начала жатвы. И для мореплавателей запад напротив них. Когда сеять, а когда собирать по нивам семена. А когда с ходом дней наступает воскресенье, то его называют днем покоя. Ибо вся­кий праздник несет покой от трудов. Иудеи назы­вают праздник субботой. По недельному кругу празднуется она трояким образом за год. Кроме многократной Господской субботы — день суббот­ний, ядение опресноков, также пятидесятый день, также почтение Кущ: даже если этот день по ходу времени и окажется вне Господской субботы, это будет у них праздник, и они назовут этот день субботой. Об этом сказал великий Матфей: "В первую после субботы", называя так день, который после Господской субботы. День этот ради праздника упраздняем. Месяцы создает луна, года — солнце; первая — от хода дня становясь исполнена света, когда солнце обходит землю, месяц, поднимаясь с того же востока, хранит перемену. Так получаются и равноденствия осенью и весной.

(98) Вопрос. Небо — это круг или полукруг] Солнце катится по земле, или его ход по небу не| прекращается?

Ответ. Мы скажем вместе с великим пророком Исайей, велегласно вопиющим: "Поставивши! небо как свод, и натянувший как кожу". То, что стоит, то не спадает, а то, что натянуто, не свивается. У неба есть начало и конец. В Писании не сказав но, что "солнце взошло", но что "вышло" к земле. Как и Лот вошел в Сигор. Из этого мы узнаем, что небо — не круг, а свод. Давид тоже сказал в пес­нопениях: ...от края небес исход его, а не восход "и дошествие", а не зашествие. И нельзя указать, как оно там продолжает катиться. Как и жених, по словам Давида псалмопевца, не восходит, а "вы­ходит из чертога своего". Сам Господь, говоря бо­гословски, «пошлет», как сказано, Ангелов Своих с| трубой и гласом великим, что они соберут избран­ных «...от края земли до края неба».

(99) Вопрос. Как тогда солнце заходит, если! оно идет не под землею? На какое место тогда по­падает его луч?

Ответ. Оно быстро минует небесный край; и словно за некоей стеной северный предел, выше ко­торого Каппадокийская земля. Так что на пути блес­ка солнечного луча стоят волны и глыбы льда — и луч отклоняется в сторону. И они его восприни­мают, и свет исчезает, по имеющемуся у нас обра­зу свечи. Если над пламенем держать черепок, то свет будет прямо расходиться на стены. Так и све­тило движется на восток по северной стороне. И достоверный свидетель у меня — это премудрый Соломон, который сказал так: "Восходит солнце и заходит: восходя, идет на запад и по кругу идет в сторону севера, и приходит на свое место". Солн­це видно, как оно сияет в полдень, и до севера рас­пространяет свои лучи, чтобы в урочный час быть на востоке.

(100) Вопрос. Если ход солнца непрерывен, то по какой причине летом день у нас делается дол­гим, а зимой — кратким?

Ответ. Потому что солнце поднимается не с одной и той же точки восхода. Но когда оно на юге, оно не на самом верху, но подходит со стороны. И так дни уменьшаются. А когда оно кончает свой верхний путь, то идет ночью по кругу — через весь запад, север и восток: чтобы дойти опять до юж­ной окраины и начать дневной ход. И тогда, есте­ственно, получается, что ночь долгая, а день ко­роток. А когда солнце идет по небу точно по середине, то день и ночь равны. А весной, накло­няясь, высоко идет в сторону севера: тогда ночи уменьшаются, а дни прибавляются — и круг неуч! меньше. Луна не исчезает, когда уменьшается, но затемняется малым кругом, так что она видится как уменьшающаяся и завершающаяся, как скрывав мая облаком: как образ, завешенный, снова облачается в свет. А когда покров снимается, то, как царица, она выходит. Луна — явный образ нашей природы: рождается, растет, полнится, а затем худеет, оканчивается, закатывается, но не гибнет как мы, рождающиеся, растущие и зреющие, доходящие до полноты и движущиеся к старости, умирающие. Когда мы стареем, то вид лица дурно высыхает, настоящий блеск и цвет щек, их румяность покрываются бледностью, телесная сила истощается, мы начинаем горбиться и опираться на палку, клонясь к земле; прообразом этого и свидетельством является луна. Мы стареем и умираем телом, однако дух наш не гибнет, но весьма скоро душа вновь облачится в отброшенное одеяния плоти. "Я" — это не тело, но душа. Тело — "мое", а поскольку его проращивает земля — оттуда и это тело. И как луна после исчезновения рождается вновь, оживает, и видна всем, так и мы, скончавшись и в гробах будучи, вновь встанем, словно вновь рожденные, когда Сын Человеческий при­дет на пакибытие, явив с этих пор время воскре­сения нашего.