Collection of Creations

(197) Вопрос. Что сказывает Господь, когда го­ворит об Иоанне: "Если примете его, то есть Илия, который придет"? Мы знаем, что Иоанна казнил Ирод. И как он опять сам будет Илиею?

 Ответ. Господь в Своем божественном при­шествии послал его пред Собою в духе и силе Илии. Он прекрасно называется Илией, по равен­ству благодатности, и подобию устроения. Ибо началом и концом Заветов обоих был Иоанн. Он был конец Закона и начало Благой Вести, то есть иного, более чем принадлежащего Закону поведе­ния и жития учитель, подобно как и чаемый Илия, который предваряет как-то незадолго Божие вто­рое Христово пришествие во плоти, что есть ко­нец этого бытия и жития и начало будущего. И подобно Иоанну, и его убивает (убьет) за истину разумно понимаемый Ирод.

(198) Вопрос. Каким образом самый больший из рожденных женами — Иоанн Креститель? Если потому что он был пророком, то и так, что больше пророка, как и говорит Господь в Евангелии? По­чему же тогда Спаситель свидетельствует о нем как о большем всех? Он при зачатии сделал не­мым своего отца Захарию.

 Ответ. Я по-другому думаю об этом пове­ствовании. Прежде всего вы сами признаете, что Иоанн, по свидетельству Господа, больше всех людей и выше Пророков. У меня нет слова выше живого слова свидетельства гласа вопиющего в пустыне, велящего уготовать пути Господу и сде­лать прямыми пути Его. Больший из всех рожден­ных женами Иоанн потому, что когда он еще был в утробе матери, и не вкусил нашего жития, то про­рек, через материнский язык получив голос, и по­стиг во тьме таящийся Свет — воплощаемый в утробе Приснодевы Марии. Оттуда он блистал как через какое оконце через уста беременной [Елисаветы], которая приняла объятиями и лобзанием богоносную Девицу, и он возрадовался, возопив язы­ком матери: "Откуда мне это, что да придет Мать Господа моего ко мне?" Благоумный раб постиг Владыку, скакал в утробе, стараясь предварить в службе Господу Иордан, и уготовить Ту, что ради нас, для плоти Его купель. Он больший в Проро­ках, потому что увидел во плоти Самого проречен­ного, и коснулся Его макушки, Того, Кого трепе­щут все. И Его все пророки и патриархи видели только во сне и догадках мечты; они прежде Хри­стова Богоявления изменили образ жизни. А то, что Захария онемел от рождества благовествованного отрока, то я скажу, что это не от ужаса перед явив­шимся ему Ангелом, ибо он привык к этому виду, строго служа Закону; но за образом этого молча­ния последует молчание Закона. Когда родится отроча, то язык его отца вновь будет устроен, являя то, что родился «голос» от молчания и бесплодия и старости, то есть от обветшавшего, в глубокой старости, бесплодного Закона, от бесплодия при­явших его иудеев, которым ничего из прореченно­го Пророками не было на пользу, и они не разуме­ли о Боге и Слове рождения у нас на сбытие истине. И Его Мать по плоти родилась от них.

(199) Вопрос. Но почему Христос, свидетель­ствуя, что он больше всех, тут же говорит: "Мень­ший же в Царствии Небесном больше него"?

 Ответ. И это не вне двойного смысла со спо­собностью различения. Загадка являет нам три смысла. Во-первых, что Господь — это меньший его по плоти. И после шести месяцев зачатия того, Он вселился в Приснодеву, окружив себя Ее телом. Нераздельно по совокупности, и свободно от сме­шения. Мы научены этому от великого Гавриила, который, благовествуя Богородице, сказал Ей: "Вот Елисавет, родственница Твоя". И та зачала сына в старость, и был ей месяц шестой, той, которую называли бесплодной. Так что мы видим, что Хри­стос меньший (младший) человек, чем Иоанн. Во-вторых, это прилагаемый к Иоанну ангельский сан. Мы думаем, что последний чином и естеством, худший в Царствии Небесном больше всякого Ан­гела— по природе и по рождению. Иоанна казнил жалкий Ирод. А один самый меньший Ангел мо­жет в мгновение ока поразить и погубить тьмы Ан­гелов. Один из Ангелов вышел из войска при Исаии и Иезикииле, и в единый час победил и убил сто восемьдесят пять тысяч иноплеменных ратников. А что нам, в-третьих, указывает эта "загадка"? Меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Предтечи, то есть больше него Иоанн Богослов сын грома. Иоанн Предтеча, даже когда ему было по­ведено, со многим страхом прикоснулся к макуш­ке Господа, не дерзая прикоснуться к Носящему плоть. А Иоанн Богослов, больший всех, со дерз­новением на божественной Вечере возлег у Гос­пода на груди. И так он возлегает на самих святых и божественных персях, как говорит Благовествование — когда спрашивали о том, кто Его предаст, и кивал Ему Петр, желая знать, кто будет предате­лем Его. Ни Мать, Его родившая, ни Иосиф, кото­рый был наречен, не будучи отцом, ни Иоанн Кре­ститель, ни Ангел, ни Архангел — никто другой не дерзнул прикоснуться тех страшных персей во­плотившегося Бога Слова. Но на них Иоанн воз­лежал, обнимая как отец сына. И оттуда он о Боге Слове напоен был, и поднебесную наполнил гро­мом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Иоанн Предтеча только видел бо­жественный Святой Дух в виде голубки, который сошел на Господа, крестящегося плотью, а Иоанн Богослов — с неба летящий в виде огня, чтобы приять на свою главу, вместе с учениками в день пятидесятый, как свидетельствует великий Лука, который пишет Деяния апостольские. Иоанн Предтеча казним через отсечения главы из-за одного грешного братосмешения Иродовой жены, которая была за братом Ирода, а Иоанн Богослов, изгнан­ный из-за Господа, был осужден [и сослан] на Патмос, и после умер. Иоанн Предтеча только крестил приходивших, а Духа Святого не мог дать никому, и потому крещенные им вместе с прочими были крещены Апостолами для совершенства Крещения. Апостолы возлагали руки, давая Дух Святый верным, для явления знамений и чудес. Иоанн Предтеча был назван большим всех из рожденных женами, как свидетельствован от большего, а Иоанн Богослов назван светом мира, от истинного и нерожденного присносущего Света великого. Иоанн Предтеча закончил жизнь, не сотворив никакого знамения, никакого чуда, как говорит о нем Евангелие, и ничего не было слышно о происходившем у него там, а Иоанн Богослов сел с Самим Христом с повелением судить колена Израиля – такое он принимает обещание от богословящего Христа вместе с одиннадцатью. Иоанн Предтеча нигде не ублажаем, что он велик в человеках, а Иоанн Богослов принимает извещение, что он больший, от блаженного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо Он сказал им: "Аминь говорю вам: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, и не видели; и слышать, что вы слышите, и не слышали. Ваши очи блаженны, что они видят, и уши — что они слышат». Иоанн Предтеча испугался в утробе Того, Кто без отца в Матери, и хотел выпрыгнуть, принуждаемый к этому, не выдерживая приближения Огня, а Иоанна Богослова Он поставляет на Свое место: Он поручает ему Свою Мать, будучи от природы без матери, и от Промысла — без отца. Во время спасительной Своей страсти, когда они предстоя­ли у креста, Он, посмотрев на Иоанна, сказал Сво­ей Деве Матери: "Се сын Твой". И еще к нему: "Се Матерь твоя". Он поручил их друг другу вместо Себя. И Он делает известным народу пред собо­ром богоборцев неоскверненное и чистое девство обоих. Говоря вкратце, Христос есть Царство Небесное. По Закону совершен и истинен Иоанн, как и должно думать тому, кто крестился в смерть Господню. Но Закон ничего не совершает (не де­лает совершенным) как сказал великий в Законе и возвышенный Апостол в Евангелии, будучи во всем искушен. В роде Его и в годах Его больший всех был Иоанн. Разве будет Божество о нем воз­ражать, когда сказало о нем к Соломону: "Такого как ты не было перед тобою, и после тебя не вос­станет подобного тебе"; а о Иоанне: "Ибо не вос­стал среди рожденных женами больший его". По Закону самый больший был и самым именитым. А больше всех — Апостолы. Ибо не сказал Иисус: "Не восстанет больший его", но что "не встал боль­ший его" — говоря, что "в годы его". Ибо прежде них Бог сказал к диаволу: "Внял ли ты твоим раз­мышлением о угодившем Мне Иове, что нет на земле человека подобного ему". И к Моисею ска­зал: "Большим всех людей я видел тебя, и обрел ты благодать передо Мною". И ибо велик был в годы свои Енох, преставившийся [в глубокой старости]. И правдив (праведен) в житии своем был Ной, который был сохранен в ковчеге, когда весь мир утонул. И велик был Лот, единственный сбереженный, когда сгорели пять городов Содома. Так и Иоанн Предтеча больший всех был, соглас­но Закону в делах (жизни) своих.

(200) Вопрос. О ком говорит Господь: "Аминь, говорю вам: есть из стоящих здесь, кто не вкусит смерти, пока не увидит Сына Человеческого, грядущего в славе Своей"? Некоторые говорят, что это об Иоанне Богослове сказано, что он не умрет до второго пришествия Христа.

 Ответ. [Господь], обучив уже следующих за Ним учеников не обращать внимания на страсти и доблестно сопротивляться напастям, испытывая их помышления и находя еще неутвердившихся и двойственно размышляющих, решает налицо из­ложить чаемое, направляя их на подвиг и подстре­кая их обещанием долгого жития — на служение за нас до смерти от всей души. Он видел, что они не утвердились, что они еще как тростник, колеб­лемый ветром. Ибо без бед, без гонений, без уда­ров совратился от будущего и возлюбил серебро, нашествием самолюбивого духа погиб предавший Господа Иуда Искариот. И верховный Апостол, испугавшись рабыни Валилы, три раза с клятвою отверг Господа, хотя вскоре к нему и пришло ле­карство из слез. И, говоря кратко, когда Он шел на крестную муку, ими овладел дух страха. И всех он погнал в бегство. Бог попущает, чтобы одним Его словом побежал легион бесов. Это - чтобы уче­ники не уповали на себя. Но Он не велел, чтобы они погибли, пока они не проповедуют о Нем. По­этому Он и сказал тем, кто Его схватил: "Если вы Меня ищете, то отпустите их уйти". Он, зная на­перед их бегство и смятение, делает их твердыми тем, что обещает будущее, и немного обнажает им его, в малом все извещая. Этого они не смогли вместить в то время. Они забылись на земле — и едва не погибли. И Он, взяв через шесть дней Пет­ра, Иоанна и Иакова на вершину высокой горы, преобразился перед ними: «...и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», — говорит божественный Матфей. Здесь они и увидели, еще не вкусив смерти, Сына Челове­ческого во славе Его: как Он и обещал им раньше. Он обнаженным им явил Божество. И их поверг­нул, совокупно падших на землю, научая тем, что нельзя было вынести этого вида, что если бы Хри­стос пожелал явиться, как Он есть, то все тотчас же загорелось, не выдерживая этого вида. Как и воск от приближения огня погибает. [Потому] Он представил и Моисея и Илию. Оба были возвы­шенными старейшинами в праведниках; они бе­седовали с Ним, показывая, что Он владеет не толь­ко земными, но и невидимыми, и преисподними (нижними). И не только четверодневца, как Лаза­ря; или в тот же день, как сына вдовицы, но и за тысячу лет умерших. И тех, кто изначально, из­давна истлел, и рассыпался в прах, Он проявлени­ем воли ставит пред Собою живыми и здоровыми, имея на то силу. Он творит это до страстей и Вос­кресения, делая известным, что не благодаря тер­пению и мужеству Он удостоен иметь власть, ко­торая надо всеми; но что Бог всегда самовластен (имеет источник власти в Самом Себе). Поэтому и тех, кто различным образом закончил свою жизнь, Он ставит пред собою, показывая прежде гроба и Воскресения, что Он владеет живыми и мертвы­ми. Моисей общей смертью закончил свою жизнь; а Илия был как на небо невидимо на четырех ог­ненных конях перемещен из земной местности. Так что первого Он возвел из преисподних, а второ­го — во мгновение ока призвал от приявшего его места и перед Собою поставил. И еще: когда Он говорил с ними, — рассказывает великий Мат­фей, — вот, облако светлое осияло их, и голос был из облака, говорящий: «Сей есть Сын Мой Возлюб­ленный ... Его слушайте». Отец Ему сквозь облако так говорил. Внезапно те из великих разошлись, а ученики пали, закрыв очи от нестерпимого гласа. Чтобы по достоинству в теле явился Единый Сын, присный, Возлюбленный, с Отцом той же приро­ды дружески беседующий. Подобает, чтобы одни служащие при божественном и царском престоле не прикасались ему, а другие со страхом предсто­яли и молчанием почитали престол. Поэтому, не вкусили смерти, ученики Господа, пока не увиде­ли Сына Человеческого во славе Его, не как Он есть, но как им было возможно ("якоже можаху"). И это только три прозорливца, большие в хорово­де святых. Ибо сказал Господь: "Есть некоторые из здесь стоящих — а не все — которые не вкусят смерти, пока не увидят Царствие Божие". И его не­надолго увидев, через некоторое время окончили жизнь: Иоанн и все Апостолы и Пророки ушли из сего жития, кроме Еноха и Илии, которые во плоти живы доселе, но весьма вскоре и они умрут.

(201) Вопрос. Тогда как Господь говорит Пет­ру о Иоанне евангелисте, что "если Я желаю, то да пребывает до тех пор, пока я приду, что тебе до этого?" Он указует Иоанну, что тот будет жить до конца мира?

 Ответ. Сам Иоанн истолковал это до конца в своем Евангелии: "И се сказал Он, говоря ему — то есть Петру — «Иди за Мною»". Но Петр обратил­ся и увидел ученика, которого любил Иисус, иду­щего за ним, который возлежал сверху груди Его, и сказал: «Господи! кто предаст Тебя!» Петр, уви­дев его, сказал Иисусу: «Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе... ты иди за Мною. Слово понес­лось между братиями, что ученик тот не ум­рет. Но Господь не сказал, что он не умрет, но если Я хочу, то он останется до тех пор, пока Я приду: что тебе». Потому что Он их оторвал от ловли рыбы и велел Петру идти за Ним, тем самым веля и его товарищу идти за Ним. Петр сказал Иисусу: "Сей для чего идет?" И ему повелел Иисус, оста­вив на рыбную ловлю, когда сказал: «если Я хочу», то он останется до тех пор, «пока Я приду, что тебе»?

(202) Вопрос. Мы молим узнать, как нужно по­нимать притчу о закваске? У нас был вчера изряд­ный спор об этом.

 Ответ. Разумею, что слово о Боге в притчах (сравнениях) имеет два плана. Сначала мы должны узнать само то, что рассказано, а затем вывести смысл. Царствие Небесное подобно закваске, ко­торую взяв, жена мудрая положила в муку три меры, пока не заквасится все [тесто]. Думаю, что закваска — это учение и соответствующая ему вера. Господь, сравнивая, называет Своей женой Церковь, которую Он возлюбил, как и говорит свя­той Апостол. Три меры муки — три сына Ноя: Сим, Хам и Иафет: от них после потопа как раз произош­ли все народы, которые теперь собраны в Церкви, и начало проповедания для них — вера. С заквас­кой смешалась вся мука чужих народов — три умо­постигаемые меры, родившиеся от Ноя, смешались для благочестия. Но сказанное и иначе осмысля­ют, под закваской разумея честное и святое Тело Бога Слова, которое Он Себе созиждил в утробе Приснодевы, без семени облачившись [в Нее] и смешавшись с душою и телом. И не только это, но и жена мудрая прекрасным образом понимается как святое, живое и гармоничное Слово Божие, на­званное в женском роде. Ведь "Христос — Божия сила... и Божия премудрость" — как сказал боже­ственный Апостол. Три меры муки: первая — это вся человеческая природа, вторая — смерть, а третья — ад, в котором скрылось Божие тело по погребении, смешавшись для Воскресения и Жиз­ни. Послушай и другое, что три меры: Крещение, Евангелие, Таинства. И по-другому понимается: Апостолы, Пророки, учителя. И еще по-другому: настоящее, прошедшее, будущее. Ибо воплотивше­еся Слово не только для живых сотворило пользу, но и воскресило до этого взятых смертью и даро­вало надежду воскресения и [вечного] жития нам и нашим потомкам, ради которых всех Он воскрес из мертвых, и совоскресил с Собою, и Сам взойдя на небеса, их — живых — переселил на место, где Енох и Илия продолжают жить и не умирают.

(203) Вопрос. Мы никогда не можем насы­титься толкованием Священного Писания, но все­гда желаем слушать его. Объясни нам притчу о мреже, которое много и для себя собирает выго­ды, и нам пользы. Ибо говорит Господь: "Блажен, кто сотворит и научит одной из заповедей этих". И, напротив, того, кто молчанием похоронил дан­ный Им талант слова, Он не забыл, не оставил без мучения.

 Ответ. Я думаю, что эта притча братски от­носится к предыдущем вопросу и ответу. Царствие Небесное подобно мреже, заброшенной в море и собиравшей от всякого рода. Когда мрежа напол­нится, ее вытаскивают на борт и, сев, бросают хо­рошую рыбу в ведра, а худую — выбрасывают вон. К Евангельскому учению Господа, сказавшего: "Пойдите за Мной, и я сделаю вас ловцами человеков", — я думаю, можно применить образ мре­жи, с помощью которой Апостолы были ловцами бессмысленных рыб, сплетая и сшивая огромные сети из Ветхого и Нового Завета. Они опустили их в жизнь эту, как в море, вместо бессмысленных ловя мыслящих, так и теперь последователи Апо­столов собирают от всякого рода — и лукавых, и благих. Праведников и грешников они ловят бо­жественной сетью проповедания, невредимо при этом проходя по морю [жизни], богоносимы Пи­санием и Духом. Во множестве тела попадают в сети; великий в пророках Исайя более чем за пять­сот лет возвестил: "И будет тогда жить волк с ягненком, и рысь лежать рядом с козой, и волк и мед­ведь купно есть с волом траву (плевы), и теленок и лев вместе пастись, и Отрок младой поведет их". Нераздельный обозначается духовный собор: ибо вместе в нем питаются в Духе хищники и убийцы, кроткие и страшные, предводительствуемые ма­лым Отроком. О Нем и в другом месте сказал тот же Пророк: "Отрок родился у нас Сын, и дарован нам, и нарицается имя Его Бог крепок Владыка". А когда наступит время конца [мира], то вытащат сеть на борт, и по велению Христову вместе с Ан­гелами сделают различение в этом сонме, отделяя грешников от среды праведников.