Сокровище духовное, от мира собираемое

29. Завеса или покрывало

Что завесою завешено или покрывалом по­крыто, того не видим. Так не видим солнца, облаками закрытого. Не видим лица, платком или одеждою закрытого. Не видим вещей, за завесою лежащих, и прочее. Так у всякого греш­ника нераскаянного, у всякого блудника и пре­любодея, у всякого хищника, вора и мздомца, у всякого лживого и обманщика — словом, у вся­кого бессовестного человека перед глазами не­кая завеса висит, и на душевных очах как бы не­кое покрывало лежит и не допускает видеть, каких он благ лишается, как в горькую поги­бель идет. Идет в ров, и не видит рва, и впадет в него, если не осмотрится. Эту завесу и покры­вало, сатана — враг человеческий — устраива­ет тем людям, которые неосторожно живут, не внимают Слову Божию, как светильнику но­гам нашим, и оставляют молитву, без чего лю­бой человек слеп; устраивает, чтобы не увиде­ли они погибели. Отнимается эта завеса или покрывало, когда человек истинным сердцем обратится к Господу. Тогда он увидит бедствие и погибель свою. Тогда уразумеет, где был, как заблуждался. Тогда начнет воздыхать, плакать и рыдать. Тогда он не иначе, как от сна востав, начнет ходить, как прежде ходил. «Посему ска­зано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). «Господи, Боже Сил, обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:4).

30. Глухой

Тело имеет слух, и душа имеет свой слух. Не всякое тело имеет отверстый слух. Не всякая и душа. Бог душе говорит: не убий, не укради, не прелюбодействуй, уклонись от зла и сотвори благо, прочее. И душа, у которой слух открыт, слышит и слушает Бога говорящего и творит то, что повелевает Бог. Невозможно душе, вои­стину невозможно, не послушать Бога и не тво­рить то, что Он повелевает, если у нее уши от­крыты. Царя земного и низшую власть слуша­ет человек и творит то, что она велит. Бога ли говорящего не послушает душа, когда у нее слух отверст? Ей! Со всяким усердием и сладостью послушает и говорит Ему: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.107:2). Отверстый слух своей души имел святой патриарх Авраам, которому Бог сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе, — и прочее. И пошел Аврам, как сказал ему Гос­подь» (Быт 12:1, 4). Отверстый слух имели все те, которым сказано Христом: «Идите за Мною, и последовали за Ним» (Мф.4:19—22). Отверстый слух души имеет каждый, кто с усердием старается заповеди Божии исполнять. Не напрасно Христос Господь говорит в Еван­гелии: «Имеющий уши слышать, да услышит». (Лк 8:8,15) Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать — значит иметь уши души отверстые. Никакой пользы не приносят нам уши те­лесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее зак­рыт. Телесно глухой не слышит, что ему гово­рит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у вся­кого хищника, разбойника, мздоимца, лихоим­ца, у всякого сребролюбца, сластолюбца — словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько та­кие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они — и не слы­шат. Слышат телесными, но не слышат душев­ными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты? Сколько люди слышат Христово слово: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обреме­ненные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), — но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держат­ся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», —го­ворит Христос Господь (Откр.3:20). Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою про­лил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет вой­ти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глу­хая душа не слышит пресладкого этого голо­са. Какая душа не открыла бы дверей дома сво­его и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пи­щею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голо­са Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаж­дения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бед­ственна душевная глухота, ибо никакого Бо­жия слова, без которого все злополучно, не до­пустит до души дойти. О Милосердный Иисусе! Открой уши душ наших. Да услышим святое слово Твое! Воззри с неба святого Своего и скажи нам: «еффафа», то есть: отверзись» (Мк.7:34).

О том же

У телесно глухого ко всякому слову, худо­му и доброму, слух закрыт. Но у душевно глу­хого не так. Он ко всему худому: к клеветам, к негодным басням, к скверным и соблазнитель­ным песням, к нашептываниям диавольским, к повестям о прихотях плотских и мирских — открытый слух имеет. Напротив того, к слыша­нию Божия слова, чудных дел Его и похвалы Его, имеет закрытый слух. Как кто скажет ему: «Вот такой-то человек таким и таким способом довольно имения себе нажил, такой-то воево­да или такой-то секретарь столько тысяч де­нег собрал и столько душ крестьян купил», — тотчас и сам внутри себя начинает думать, как бы и ему это достать. Когда говорят, что такие-то и такие материи, такие-то и такие кареты, такие-то и такие вина и прочее, служащее при­хотям человеческим, продается, тотчас дума­ет, как бы их видеть и иметь у себя в доме. А когда проповедуется Божие слово и говорит­ся ему: «Покайся, исправь себя, начни новую христианскую жизнь, бойся Бога и праведно­го суда Его, берегись греха, люби добродетель и старайся творить ее», и прочее, — то тому он внимает, так как глухой песне. Воистину ве­лика душевная глухота! Что страшнее, чем веч­ная погибель? И что вожделеннее, чем вечная жизнь? Бог в Писании Своем говорит и через про­поведников, рабов Своих, гремит: «Бедная душа! Погибнешь, погибнешь вовеки, если не покаешься». «Дождем прольет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный — их доля из чаши; ибо Господь Праведен и возлюбил правду; правоту видит лицо Его» (Пс.10:6—7). «Боязли­вых же, и неверных, и скверных, и убийц, и любо­деев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лже­цов участь — в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). Но бедная душа сильного того голоса Божия не слышит и пребывает без покаяния, как пребывала. Бог зовет: «Обратись ко Мне, душа, и спасешься, и вечно жива будешь». Но не слышит душа Божиего зова, идет и стремится в погибель, как стремилась, не слышит, так как отверстого слу­ха не имеет. Страшен голос: «Вовеки погибнешь, если не покаешься». Любезный и вож­деленный голос: «Вовеки спасена будешь, если покаешься». О, если бы услышала душа голос этот, сильно бы ужаснулась, и вострепетала бы, и избрала бы истинное покаяние, чтобы избежать погибели и получить вечное спасе­ние! Поэтому всякий христианин должен ста­раться и молиться о том, чтобы внутренний слух души был отверст. Отсюда бывает начало как обращения и истинного покаяния, так и спасения. О бедный христианин, глухой христианин! Пробудись, пожалуйста, пробудись, и принуди себя, падай перед Иисусом, воздыхай и с усердием молись Ему, да откроет силой Своей Божественной слух души твоей, и тогда с охо­тою и радостью послушаешь голос Господень. О Иисус, Сила и Надежда нашего спасения, от­крывающий очи слепым и слух глухим! Открой слух душ наших, да услышим Божественное сло­во Твое. Скажи и нашей грешной душе: «еффа-фа», то есть: отверзись» — и откроется слух ее. Признаки душевной глухоты: 1) Когда христиане слышат слово Божие и не исправляются. 2) Любовь к миру сему, то есть к чести, сла­ве, богатству, роскоши и сластям. Эту глухоту сатана шептанием своим устраивает, чтобы люди не могли слышать слово Божие и так бы погибли.

О том же

Когда в доме бывают различные звуки, шум, крик и суета, тогда, что ни говорится человеку, он не слышит, так как этот шум ему препятству­ет и заключает слух его. Так и в душе бывает. Когда различный шум и мятеж мирских похотей ее беспокоит, тогда она не может слышать слова Божиего, так как мирские похоти, кото­рые «восстают на душу» (1 Петр 2:11), ее окружа­ющие, не допускают до нее дойти Божию сло­ву, отражают и отгоняют его от нее. Что в таком шуме голос слова Божиего ус­пеет? Как глухому музыка — так шумом объя­той душе слово Божие. Часто такой слышит проповедь слова Божия и хвалит ее, но пользы от этого никакой не получает. Отходит от про­поведи таким же, каким и пришел на проповедь, если не хуже, ибо слышанное Божие слово в больший вред обращается тому, кто слышит его, но не исправляется от него. Так книжники и фарисеи часто слышали от Христа слово Божие и не исправлялись, поэто­му преуспевали в худшем. Поэтому сатана, враг душ человеческих, всеми силами старается за­путать душу человеческую в похоти мирской, как рыбу в сети, чтобы слова Божиего до себя не допустила и так бы погибла. Христианин! Советую тебе и молю тебя, ради твоего спасения, успокойся хоть на малое время от этого пагубного шума. И тогда истину признаешь и увидишь, что мятеж похотей мирских слово Божие отгоняет от души. Тогда почувствуешь некое движение к вечно­сти, как тончайший глас. Тогда мало-помалу будет к тебе приходить мысль, кто ты и к ка­кому концу идешь, что тебя по смерти ожида­ет, и прочее. Это-то и есть знак приходящего к душе слова Божиего, ибо Божие слово, как семя, и плод подобный себе рождает.

О том же

Кто отверстый телесный слух имеет и не имеет никаких препятствий, тот все слышит, что ни говорится. Слышит что-то страшное — и ужасается. Слышит что-то приятное — и утешается. Слышит что-то смешное — и сме­ется. Слышит что-то нужное ему — и желает, и ищет этого. Так делает и тот христианин, который имеет отверстый слух души своей. Он всякое Божие слово слышит и допускает его до внутренности души своей, и силой его, как конь шпорами, подвигается и возбуждается. Божие слово имеет некую Божественную силу, которая душу человеческую подвигает, как крепкая водка или спирт воздействует на обо­няние. И так как слово Божие есть духовное, то к духовному делу и побуждает ее. Такой хри­стианин слышит слово о праведном суде Божием, и боится его. Слышит слово о вечной муке, и ужасается, и старается от нее избавить­ся. Слышит о вечной жизни и ее блаженстве, и сердцем восхищается и печется о том, как бы не лишиться этого. Слышит, какое вели­кое и пагубное зло есть грех, и всеми силами бережется от него. Слышит, как прекрасна и благоприятна добродетель, и старается стя­жать ее. Слышит слово о покаянии, и тотчас чувствует внутри себя желание и некое побуж­дение к покаянию, и предполагает, как бы это самым делом исполнить. Слышит обличитель­ное слово за грех, и видя его в совести своей, печалью об этом грехе, печалью по Богу сокру­шается, и, как стрелой, пронзается, негодует и гневается на себя, а часто и слезы от сокрушен­ного сердца проливает. Слышит, сколь дивная благость Божия к роду человеческому явлена в воплощении Сына Божия, и весьма удивля­ется этому спасительному и человеколюбиво­му Божию Промыслу. Слышит, что и он — один из тех, ради которых Сын Божий и Бог Великий во плоти явился и «пришел взыскать и спасти погибших» (Мф.18:11), и благодарит от сердца, и со смирением поклоняется за это человеколюбивому Богу. Слышит утешитель­ное слово Евангелия и чувствует внутри некое духовное живое утешение. Ибо Евангелие, как радостная Божия весть, с небес посланная людям, для души, слышащей ее, без утешения не бывает. Это действие Божиего слова, до внутренности души доходящего! Так слово Божие, вселившееся в душу хри­стианскую, христианина обновляет и делает его богомудрым, богобоящимся, благочести­вым, святым — словом, «новою тварью во Хрис­те» (2 Кор.5:17). Как бальзам, внесенный в дом, наполняет дом благоуханием, так и Божие сло­во, как духовный и благоприятный бальзам, войдя в душу человеческую, делает в ней бла­гоухание. Благоухание этого бальзама — страх Божий, любовь Божия и ближнего, покаяние, печаль по Богу, сокрушенный дух, воздыхание, умиление, слезы, утешение, духовная радость. Это небесное благовоние Святой Дух сотворяет в душе через святое Свое слово. Христианин! Почувствуешь и ты в своей душе это доброе благоухание небесного бальзама, когда, отлучив свою душу от шума и мятежа мирских прихотей, отворишь слух сво­ей души Божиему слову. Как может почувство­вать силу и действие Божиего слова тот, кто не о спасении, а о прихотях мира этого думает? От­ринь этот вредный и пагубный шум от своей души, и душа почувствует в себе тот небесный бальзам.

Но думай, как бы вечное спасение по­лучить. Пусть будет это для тебя первейшим делом во всех твоих замыслах, начинаниях и делах. Тогда, истину тебе говорю, услышит душа твоя слово Божие и сотворит подобный тому плод. Иначе, даже если всю святую Библию и про­чие христианские книги будешь наизусть знать, никакой пользы душе своей от них не полу­чишь, если прихотей, столь оглушающих душу и слова Божия до нее не допускающих, не ос­тавишь. Оставь их. Да войдет в душу твою сло­во Божие.

31. Семя

Видим в этом мире, что какое семя сеется, такой и плод от него родится, как-то: от пше­ницы — пшеница, от ржи — рожь, от овса — овес, и прочее. «Рожденное от плоти есть плоть» (Ин 3:6). Так и Божие слово, как семя, на зем­ле сердец человеческих сеемое, подобный себе плод рождает. Божие слово — семя духовное, доброе, небесное, святое, животворящее. По­сеянное на сердце человеческом, рождает человека подобным себе, то есть делает его ду­ховным, добрым, небесным, святым, живым. Рассуждай, человек, как слышишь слово Бо­жие: чувствуешь ли от слушания силу и дей­ствие, подобное слову Божию? Чувствуешь ли в душе своей мысли и желания духовные, доб­рые, небесные? Если не чувствуешь, то это знак того, что семя слова Божиего в тебе погибает. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» — гово­рит Господь (Лк 8:8, 15).

О том же