Сокровище духовное, от мира собираемое

Семя одинаково сеется, но не на одинако­вую землю падает. Так и слово Божие равно всем проповедуется, но не во всех сила и плод его бывает. Иное семя падает на «пути, и птицами небесными» похищается. Так и слово Божие, проповеданное сердцам человеческим, по ко­торым, как по пути, различные мысли прохо­дят, погибает и бесплодно бывает, ибо «духи лу­кавые», как птицы, похищают его, «чтобы люди, уверовав, не спаслись». Иное семя падает на «ка­меной» земле, и поэтому не имеет достаточно земли, где бы углубить и утвердить свой ко­рень. Оно скоро прорастет, но от зноя солнеч­ного, как не имеющее корня, иссыхает. Так и слово Божие, упавшее на сердцах человечес­ких, но не углубленное и не укоренившееся, хотя и с радостью принимается, однако от на­шедшего искушения, печали и гонения, лишается сладкого своего плода, и так бесплод­но бывает. Иное семя падает среди «терния», и тер­нием возросшим подавляется, и поэтому бес­плодно бывает. Так и слово Божие слышат многие люди, но «печалью века сего и лестью богатства», как тернием, объятые сердца имея, никакого плода не приносят. И потому и в них слово Божие бесплодно бывает. Иное семя падает на «доброй земле», и одно оно плод приносит. Так и слово Божие, когда слышат его «добрые сердца», плод свой получает, и от него приносят плод «одни во сто крат, другие в шестьдесят, иные же в тридцать» (См. Мф.13:3-23; Мк.4:3-20; Лк 8:5-15). Из этого видишь, христианин: 1) Проповедуемое слово Божие, то есть чи­таемое Евангелие или Апостол, или что-то из Ветхого Завета, или проповедь проповедника, нужно слушать со всяким прилежанием и вни­манием. Да не похитят у тебя лукавые духи, как птицы посеянное на пути семя похищают, слово Божие, тебе проповеданное, и не будешь бесплоден. 2) Слово Божие, услышанное или прочтен­ное, нужно углубить и укоренить в глубинах сер­дца, и в нем день и ночь поучаться, как псаломник говорит о себе и нам в образе себя представ­ляет: «В сердце моем сокрыл я слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою» (Пс.118:11). И «еще: раб Твой размышляет об уставах Твоих. Откровения Твои — поучение мое, и уставы Твои — советники мои» (Пс.118:23—24). И еще: «и поучался в заповедях Твоих, которые я сильно возлюбил»(Пс.118:47). И еще: «и размышлял об уставах Твоих» (Пс.118:48). И еще: «Как возлюбил я закон Твой! Весь день он — поучение мое» (Пс.118:97). И еще: «Скорбь и нужды постигли меня; заповеди Твои —утешение мое» (Пс.118:143). Поэтому и пишется о праведнике: «За­кон Бога его в сердце у него; не преткнутся стопы его» (Пс.36:31), «и блаженным» называется тот че­ловек, у которого «в законе Господа воля его, и в законе Его поучается он день и ночь! Поэтому он уподобляется дереву, посаженному при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не отпадет; и во всем, что он ни делает, преуспеет» (Пс.1:1—3). 3) Так как прихоти этого мира, как терни семя, подавляют слово Божие, в сердце посе­янное, то надо эти вредные тернии из сердца искоренить, и «не любить мира, ни того, что в мире», по слову апостольскому (1 Ин 2:15). Ина­че семя Божиего слова будет бесплодно. 4) Желающего служить Богу и плод слова Его принести Ему, встречают различные ис­кушения, по написанному: «Чадо! Если ты при­ступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению»(Сир 2:1). Поэтому надо все искушения терпением побеждать. По­тому и говорит святой евангелист, что, «услы­шав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении»(Лк 8:15). Потому желающим принести плод слова Божиего нуж­но терпение. 5) Несильно старание человеческое без по­мощи Божией. Земляное поле — сердце чело­веческое — с небесным семенем не может со­вокупиться и принести плод. Тут нужны сила и помощь Небесного Делателя, Иисуса Христа, как Сам Он говорит: «Без Меня не можете де­лать ничего» (Ин 15:5). Поэтому желающему и старающемуся принести плод слова Божиего, надо усердно молиться, чтобы Сам Господь плод слова Своего в сердцах наших творил и со­вершал. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и сту­чащему отворят» (Мф.7:7—8). Поэтому с таким великим усердием псаломник через весь 118-й псалом молится, чтобы Сам Бог вел его по пути заповедей Своих и слова Своего плод со­вершал. Господи, Иисусе Христе, Слове Без­начального Твоего Отца, помоги нам!

О том же

Хотя и будет доброй земля, на которой семя посеяно, однако плода не может сотво­рить, если теплотой солнечной не будет согре­ваться и дождем орошаться. Так хотя и на доб­рое сердце падает семя слова Божиего, однако никакого плода не принесет, если теплотой благодати Божией не будет согреваться и ро­сою свыше орошаться. Поэтому, как посеянным семенам сияние солнечное и дождь нужны для плодоношения, так услышанному слову Божию, чтобы не было оно без плода, нужна Божия благодать, согре­вающая и орошающая. Потому и святой Да­вид говорит: «Я шел путем заповедей Твоих, ког­да Ты расширил сердце мое» (Пс.118:32). Поэто­му всегда нужно к Господу воздыхать, чтобы благодатию Своею согревал и орошал сердца наши. Мы каждый час и каждую минуту тре­буем Божией благодати. Без нее, как младен­цы ходить еще не умеющие, упадем и лежать будем. «Милость Твоя последует мне во все дни жизни моей»(Пс.22:6). Господи, поставь нас всемогущей рукой Твоей на пути заповедей Твоих, и укрепи, и веди!

32. Сев и жатва

У земледельцев есть сев и жатва. Так и у хри­стиан есть свои сев и жатва. У земледельцев есть семена, так и у христиан есть свои семена. У земледельцев семена от семян рождаются, так и у христиан от семени слова Божия духовные семена рождаются. У земледельцев семена ржи, пшеницы, ячменя и прочего. У христиан семена — покаяние, печаль о Боге, воздыхание, слезы, молитва, благодарение, пение, дела милости, терпение и прочее. Эти духов­ные семена рождаются от семени слова Божия, павшего на сердца человеческие. У земледельцев есть подходящее время сева и жатвы. Так и у христиан есть такое же время. Земледельцы знают время, когда сеять надо. Так и у христиан есть подходящее время, когда должны сеять свои семена, — это время насто­ящей жизни. «Вот, теперь время благоприят­ное, вот, теперь день спасения» (2 Кор.6:2). Земледельцы разумные и мудрые не про­пускают времени, в которое должны сеять, но тогда трудятся и сеют. Так разумные и муд­рые христиане не пропускают времени насто­ящей жизни, но трудятся и сеят свои семена, каются, творят дела покаяния, творят дела ми­лости, и прочее. Нынешнее время — это толь­ко время посева, а в будущем веке этого не бу­дет. Ныне благоприятное время каяться, пла­кать о грехах, молиться, всем добро творить, а в будущем веке все это перестанет. Земледельцы трудятся и сеют, надеясь на плод, от семени родившийся. Так и христиане трудятся и сеют с надеждой на духовный плод, милостивое воздаяние от Бога. Земледельцы спелые плоды своих трудов во время жатвы по­жинают. Так и христиане плоды своих трудов и семян пожнут при кончине века и воскресе­нии из мертвых. Земледельцы, собирая плоды своих трудов, радуются. Так и христиане, видя и собирая плоды своих трудов и семян, возрадуются. «Сеявшие со слезами пожнут с ра­достью. Уходящие уходили и плакали, бросая се­мена свои, а приходящие придут с радостью, со­бирая снопы свои» (Пс.125:5—6). Земледельцы ленивые и нерадивые, кото­рые в подходящее время не сеют, и плодов во время жатвы не собирают. Так и христиане несмышленные, нерадивые, небрежные, кото­рые ныне духовных семян не сеют, при кон­чине века и воскресении из мертвых никаких плодов не пожнут, но бесплодными явятся перед Господом. Как соберут тогда, когда ныне не расточали? Как пожнут тогда, когда ныне не сеяли? Христиане! Потрудимся и посеем ныне се­мена наши. И тогда с радостью пожнем пло­ды трудов наших.

О том же

Земледельцы, которые больше семян сеют, более и собирают во время жатвы, а которые менее сеют, те менее и пожнут. Так и христиа­не, которые более духовных семян в настоя­щей жизни сеют, те в последний день, в день Суда Христова, в который всякого и все дела явятся, более плодов пожнут, а которые скуд­но сеют, скудно и пожнут, как говорит апос­тол, «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет» (2 Кор.9:6). Праведен Господь наш: «воздаст каждо­му по делам его» (Рим 2:6). Посему увещевает нас апостол: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а прежде всего своим по вере» (Галл.6:9—10). Христиане! Напишем это слово апостоль­ское — «доколе есть время» — в сердцах наших. Это время нашей настоящей жизни. Только сейчас можем благотворить, милостыню по­давать — в будущем веке все это кончится. По­стараемся сейчас сеять — и тогда с радостью пожнем, сейчас трудиться ради доброго — и тогда успокоимся. Здесь имения наши расто­чим — и там намного больше соберем. Пода­дим в руки убогих золото и серебро наше — и тогда с лихвою от Христа Господа примем. Не бойся, христианин! «Ибо верен Обещавший» (Евр.10:23). Даешь в руки нищим свое серебро, но Христос обещался за них отдать тебе и отдаст с великим прибытком. Погибнет все то, что расходуется на при­хоти и роскошь, на богатые и красивые дома, на богатые столы, на богатые одеяния, на бо­гатые кареты, и коней и прочее. Все эти траты суетны и погибнут. Узнаешь это в день смерти твоей, когда все оставишь здесь. Но что в руки нищих влагается, то не погибнет, а сторичный плод принесет, как семя, павшее на добрую зем­лю, не погибает, а сеявшему плод приносит. Доверим имение наше в руки нищих во имя Христово и восприимем от Христа сторицей.

О том же

Когда земледелец сеет свои семена в зем­лю, тогда глупый человек, который, не зная плода, происходящего от семени, смеется над этим, думая, что земледелец напрасно губит свои семена, бросая их в землю. Но земледе­лец, надеясь, что его семя, бросаемое в зем­лю, принесет ему плод больший, нежели се­ется, не перестает сеять. Так люди глупые и несмысленные делают. Они, видя, что хрис­тианин расточает имение и дает убогим, сме­ются над этим, думая, что губит он свое име­ние. Эти люди думают, что только то имение не погибает, которое расходуется на то, что видимо — на суету и прихоти этого мира. По­тому и сами не на милостыню, а на плотские похоти расходуют свои имения, а над теми, ко­торые расточают и дают убогим, смеются. Смейся, человек, смейся. Но после горько заплачешь и зарыдаешь ты, который не жале­ешь тратить тысячи или сотни на приданое тво­ей дочери, на построение и украшение богатых домов, на дорогие вина и на богатые столы, на шелковые и виссонные одеяния, на кареты и коней, на собачью охоту и прочие прихоти, а ради Христа, Который за тебя пострадал и умер, Который так тебя, врага, возлюбил, что и Самого Себя ради тебя не пощадил, — ради Христа, говорю, столь Великого и Высокого твоего Бла­годетеля, и рубля и полтины жалеешь подать, да и еще от Его добра, тебе данного. Ибо все доб­ро, какое ни имеем, — Его. «Господня земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). Рассуждай так, и непре­менно будешь жалеть и плакать. А если сейчас не будешь жалеть и плакать, то во Второе при­шествие Христово и в день воздаяния будешь жалеть и плакать, но поздно и бесполезно. Как ленивые мужики и гуляки, видя зем­ледельцев, собирающих плоды своих посеян­ных семян и радующихся им, сами сетуют и скорбят, ничего не видя в руках своих, ибо не трудились, не сеяли, потому и плодов не со­бирают и так остаются без надежды на про­питание, так и христиане, любящие роскошь, и гуляки при кончине века и воскресении из мертвых — тогда будет христианская жатва (Мф.13:30), — постыдятся и посрамятся, зап­лачут и зарыдают тогда, когда увидят добрых христиан, пожинающих плоды своих семян, себя же увидят бесплодными, в крайней ни­щете. Тогда они действительно узнают, что бо­гатство, на прихоти и роскоши истраченное, — погибает и истратившего в погибель ввер­гает. А богатство, в руки нищих и убогих, ради имени Христова вложенное, — сохраняется, и намного лучшее и с великим прибытком возвра­щается. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Окаянные немилости­вые лишатся милости, «ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). Тогда милос­тивые, сотворившие дела милости, услышат от Праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». А немилос­тивые, любящие роскошь и гуляки, расточив­шие добрые Господни имения не на убогих, а на прихоти свои, как рабы негодные и строи­тели неверные, услышат: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странни­ком, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и вы не посетили Меня» (Мф.25:34—43). Христос не требует добра на­шего, но Сам все нам подает. Не требует, гово­рю, Христос, но требуют христиане, братья наши. И что дается христианам, то, по чело­веколюбию Своему, Христос Себе вменяет, ибо говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). А что не делается христианам, то и Са­мому Христу не делается, по сказанному: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:45). Что делается членам, то и голове делается. И чего не дела­ется членам, то и голове не делается. Делается добро членам — его вменяет и голова себе. Не делается добра членам — не делается и голове самой. Думай об этом, человек, скупой на по­даяние милостыни, щедрый на прихоти и рос­коши свои! Благословенный христианин! Христолюби­вая душа! Не смотри на сыновей этого века, которые всячески стараются угодить этому миру, а не Христу, умершему за них. Но доб­рое творить не переставай: «ибо в свое время по­жнем, если не ослабеем» (Галл.6:9). Возлюблен­ный, не уподобляйся злому, а уподобляйся благому. «Кто делает добро, тот от Бога; а де­лающий зло не видел Бога» (3 Ин 1:11). Подра­жай земледельцу, в подходящее время сеюще­му с надеждой на плод. Сей и ты семена свои в нынешнее время, и во время жатвы с радос­тью пожнешь. «Что посеет человек, то и по­жнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галл.6:7—8). Вожделенно и сладко бу­дет слышать: «Приидите, благословенные!» Страшно и ужасно: «Идите от Мене, проклятые!» Христиане, да звенят всегда в ушах эти два этих слова: «приидите, отойдите». Помилу­ем братию нашу — и сами помилованы будем. Подадим — и нам подастся. Аминь.

О том же

Земледельцы не просто бросают свои се­мена в землю, но прежде в своем уме представ­ляют жатву, и смотрят на плоды, рождаемые от посеянных семян, и их с усердием желают, и так, взирая на будущие прибытки, трудятся и сеют. Так и купцы не просто по чужим стра­нам ездят, но прежде смотрят на богатство, от купечества собираемое, и так странствуют и купечествуют. Так и путники не просто идут в путь, но прежде смотрят на место, к которому хотят идти, и так предпринимают путь, тру­дятся и идут по пути к намеченному месту. Так и воины не просто идут на битву, но прежде умными очами взирают на победу, и славу, и честь, от победы последующую, и так идут на битву и сражаются против врага. Так и каж­дый в мире этом трудится не просто, но преж­де взирает на результат, ради которого труд на­чинает, и на плод, от труда последующий, и так начинает трудиться. Ибо никто ничего не начинает и не делает без предложения и на­мерения. Возлюбленный христианин, подражай и ты таким труженникам, которые трудятся ради временных благ. Они трудятся, взирая на тлен­ное и скоро преходящее добро. Ты воззри на вечные блага оком веры, блага, «каких не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). И трудись, и сей с надеждой полу­чения этих благ. Воззри на жатву ту, которая бу­дет в последний день, жатву, в которой не зем­ные, а небесные, не тленные, а нетленные, не временные, а вечные плоды собираются. И так ныне, на земле, пока есть время, пока сев и под­ходящее для него время не прошло, сей семена твои — и во время этой жатвы пожнешь плоды. Земледельцы и прочие трудящиеся ради земных благ часто и обманываются в своей на­дежде. Ибо не всегда бывает добрый плод и не всегда получают люди то, чего желают и ради чего трудятся. Но кто с верой, с надеж­дой и усердием ищет вечных благ, тот не об­манывается, а получает их, так как «верен Обе­щавший» (Евр.10:23). Трудись и ты и сей ныне, сей с верой и надеждой. Не бойся: семя не погибнет. В руки нищих даешь, но в руках Христовых даваемое обретается и с великим при­бытком к тебе возвратится. Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой — на небесах. «Не собирайте себе со­кровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19—20). Не опасайся, там сокро­венное сокровище все цело будет и в после­дний день перед всем светом произнесется и объявится, и отдастся тебе, и будет неотлуч­но с тобой во веки веков. Отсюда следует: 1) Ты покажешь, что душой, умом и серд­цем из этого мира вышел и гражданство свое имеешь на небесах, хотя телом в мире обра­щаешься. И можешь с апостолом говорить: «наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Непременно ду­хом своим, сердцем и мыслями будешь обра­щаться туда, где сокровище твое сокровенное. 2) Получишь его в свое время. Услышишь от Христа в этот день: «Возлюбленный, вот твое сокровище, которое скрывал ты не на земле, но на небесах, по слову Моему! Вот, отдается оно тебе целым! Прими его и утешайся тем. И будь богат не тленным, а нетленным богатством». 3) Сокровище, скрываемое на земле, при­носит страх и печаль скрывающему, он боит­ся, как бы не украли его. Ты, скрывая свое со­кровище на небесах, от этого страха и печали освобождаешься, и будешь свободен, споко­ен и мирен душой, что есть превеликое добро душевное. Христианин! Куда ни обращай мысль свою, однако не будешь иметь покоя, если в это Оте­чество и дом не предпошлешь своего сокрови­ща. Хоть в земле скрывай его, хоть в комнате и сундуках заключай, хоть сторожам поверяй, хоть на прихоти и роскоши расточай, — одна­ко не убежишь мучительной заботы о нем. Все­гда и везде, где ни будешь, будет с тобою попе­чение, печаль и страх, и, как червь внутри де­рево, это зло внутри сердце твое и душу твою будет снедать и мучить. И так от сугубого зла пострадаешь — грешить и мучиться будешь. А когда в небо через руки нищих и убогих людей пошлешь, то от этого зла освободишься. Ради этого поверь слову Христову: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — и перенеси сокрови­ще свое с земли на небо, и там с твоим сокрови­щем твое сердце обращаться будет. Что же лю­безнее и слаще того, чтобы телом на земле жить, а душой и сердцем на небесах находиться. О Иисусе, Свет душевных очей наших! От­крой душевные наши очи — да увидим блага эти, «которые Ты приготовил любящим»Тебя, и с желанием и усердием поищем их. Возлюб­ленный христианин! Если ты хотя бы малую частицу этих благ увидел, то ты, все в этом мире презрев, с великим стремлением к ним поспешил бы. Но поверь, пожалуйста, истин­ному Божиему слову, которое достовернее вся­кого видения, — и поищи их.

О том же

Убоги земледельцы, которые мало имеют собранных плодов. Хотя и нужду терпят, однако берегут их, чтобы было что сеять и чтобы плоды собрать. Убогий христианин! Делай и ты так же, как делают эти убогие и разумные тру­женики. Убогое имение у себя имеешь, но не все расточай на свои домашние расходы. Бе­реги, чтобы было что посеять и во время жат­вы плоды собрать. Удели часть и от убогого Христу, Который сторицею в свое время тебе отдаст. Хотя бы немного семян сей в руки ни­щих, да благодатию Божиею умножится плод твой. Давай просящему у тебя с усердием, и ма­лое, поданное от доброхотного подателя, за ве­ликое почтет и примет Человеколюбивый Иисус, как от убогой вдовицы две лепты при­нял. «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищни­цу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все про­питание свое» (Мк.12:43—44). Клади и ты хотя бы лепты в руки нищих, как семена в землю, и в свое время с радостью пожнешь. И «чаша» сту­деной «воды, во имя Христово» поданная, не бы­вает забыта у Него (См. Мк.9:41).

33. Десница