Сокровище духовное, от мира собираемое

Солнце всю поднебесную согревает и как бы оживляет. Так и Бог, Солнце вечное, теплотой любви Своей, все создание, а больше всего род человеческий, согревает и оживляет. «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28). А более всего всю теплоту любви Своей излил на нас, послав Единородного Сына Своего к нам — к нам, отступившим от Него и погиб­шим. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16-17). «Хвалите Господа, все народы, похвалите Его, все племена; ибо непоколебима милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек» (Пс.116:1—2). Хвали и ты, душа моя, Господа! Да будет имя Господне благословенно от ныне и до века! Думай, христианин, об этом великом деле и благодари Бога!

На солнце все смотрят и, желая теплом его согреться, тянутся к нему. Так и на Бога все вер­ные взирают и теплотой милости Его согрева­ются. «Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пишу их в свое время; открываешь руку Твою и на­сыщаешь все живущее по благоволению Твоему» (Пс.144:15—16). «Услыши нас, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече» (Пс.64:6). Возводи и ты, христианин, свои очи к Богу — да согреешься теплотой милости Его — и почаще говори с Пророком из глубины своего сердца: «К Тебе возвел я очи мои, Живущему на не­бесах! Вот, как очи рабов обращены на руки гос­под их, как очи рабы — на руки госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он по­милует нас»(Пс.122:1—2).

Без солнца никакой плод не растет и не со­зревает. Так и без Бога, вечного Солнца, ника­кое доброе дело не начинается, не делается, не совершается. Доброе желание наше, доброе на­чало наше, середина и конец — Его дело. Он в нас начинает, делает и совершает. Без Него не можем ничего творить: «ибо без Меня не може­те делать ничего» (Ин 15:5). Поэтому, христианин, учись: 1) Познавать свои немощь, окаянство и ничтожество, познавать что ты сам по себе не что иное есть, как иссохшее дерево, которое ни­какого плода дать не может. 2) Из этого учись смирению. 3) Всякое доброе дело, какое ты сделал или делаешь, Богу единому приписывай — да не присвоишь себе дело Его, и славу Его не похи­тишь, и тем тяжко не согрешишь. 4) Во всякое время воздыхай к Богу — да не отнимет от тебя всемогущей руки Своей, так как без помощи Божией будешь от греха в грех впадать. Повторяй часто молитву псаломника: «Не остави мене, Господи, Боже мой! Не отсту­пи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасе­ния моего!» (Пс.37:22—23). 5) Когда Бог посылает тебе напасть, скорбь и печаль, то хочет исправить тебя и сотворить тебя деревом плодовитым. Потерпи Господа тво­его, как терпишь врача, лечащего тебя горьким лекарством. Горькое лекарство — для плоти скорбь и печаль, но им душа больная исцеляет­ся. «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепля­ется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс.26:14).

Солнце не перестает никогда своего движе­ния, но всегда от востока к западу идет и свет и теплоту свою на поднебесную испускает. Так и Бог никогда не прекращает благотворения и всегда благотворит нам — таково Его естество. Бог существенно благ, так что «никто не благ, только один Бог» (Мф.19:17), по свидетельству Спасителя, и потому не может не благотворить.

Солнце сияет и теплоту свою испускает и на злых, и на добрых. Так и Солнце вечное, Бог, и добрым, и злым, благочестивым и нечестивым благотворит. «Благослови, душа моя, Господа»(Пс.102:1). Будем подражать и мы в этом деле Со­здателю нашему и сотворим добро добрым и злым, любящим и ненавидящим нас, по увеще­ванию апостола: «Подражайте Богу, как чада воз­любленные» (Еф.5:1). «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посыла­ет дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).

Солнце на все вещи равно теплоту испус­кает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает. Но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, — что и ныне в мире делается. «О чело­век! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим 2:4) Берегись, человек, благостью Божией оже­сточиться, но лучше подвигнись к покаянию и помышляй о долготерпении Божием, во спа­сение твое!

Солнце в чистой и тихой воде ясно видит­ся, и подобие его отображается. Так и Бог, веч­ное Солнце, в тихой, непорочной и чистой душе показывается и образ Свой в ней изобра­жает. «Возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», — увеще­вает нас апостол (2 Кор.7:1). Пусть и в нас все­лится Бог, вечное Солнце, и образ Его святой в нас изобразится.

Солнечного света не вмещают дебелые и гу­стые вещи: земля, стены каменные и деревян­ные, и прочее. А стекло, чистая вода, хрусталь и прочее, напротив, вмещают. Так и ум, греха­ми и похотями этого мира помраченный, не может вместить Божиего просвещения. Подоб­ное в подобное вмещается. «Посему сказано: «Встань, спящий, и воскрес­ни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Покайся, и очисти душу твою покаяни­ем и слезами, и отгони облако суетных помыш­лений твоих — и тогда просветит тебя Христос!

Солнце чем более приближается, тем мень­шая тень бывает, чем более удаляется, тем боль­шая тень бывает. А как зайдет солнце, то и тень исчезает. Так чем более Бог к человеку приближает­ся, тем меньшим сам в себе делается человек, более уничижается и смиряется. Видит свое не­достоинство и ничтожество и Божие величе­ство, и потому смиряется. Напротив, чем бо­лее Бог от человека удаляется, тем более чело­век возносится, возвеличивается, гордится. А как совсем удалится Бог от человека, погибает человек, как тень исчезает, когда солнце зай­дет. Берегись, человек, высокоумия — да не падешь, как диавол. Не высокоумствуй, но бой­ся. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:14).

Кто хочет от солнца просветиться и со­греться, тот должен из темного места выйти и перед солнцем встать. Так и тот, кто хочет от Бога, Вечного Солнца, просветиться и тепло­той сладчайшей любви Его согреться, должен тьму греховную оставить, беззаконную и не­чистую жизнь возненавидеть, и к Нему обра­титься, приступить с покаянием и сокруше­нием сердца, и молиться. И тогда светом Его Божественным просветится и теплотой люб­ви Его Божественной согреется его сердце. «Приступите к Нему, и просветитесь, и лица ваши не постыдятся»(Пс.33:6). Итак, обратимся, христиане, к Богу всем сер­дцем, светом Его просветимся и любовью согре­емся.

Не могут больные глаза на солнце смот­реть и видеть его. Так и душа, больная лукав­ством, тщеславием, гордостью, самомнением, самолюбием, любовью этого мира, не может видеть вечное Божество. Бог видится простым и здравым оком душевным. Бога, без Самого Бога, невозможно познать и видеть. А откры­вает Он Себя простым и незлобивым младен­цам. «Утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25). Будем же, христиане, просты и чисты сер­дцем, тогда и Бога увидим.

Кто много на солнце смотрит, прилежно внимательно, у того глаза помрачаются и по­вреждаются. Так, кто Бога, Вечное Солнце, с любопытством рассматривает и непостижимые Его тайны пытается узнать, у того ум помрача­ется и тот в великое заблуждение впадает. Бе­регись, человек, испытывать то, что тебе знать не надо. Должны мы о Боге рассуждать только так, как Святое Его Слово открыло.

Кто к солнцу идет, за тем тень следует. Кто от солнца отходит, от того тень отступает. Так и затем, кто ко Христу, Праведному Солнцу, при­ближается и с верою и любовью за Ним следу­ет, — ненависть, злоба и гонение этого мира неотлучно последует. Мир, ложью диавольской ослепленный, истины Божией не любит. И по­тому, как Христа, саму Истину, ненавидел, гнал, так и христианина, держащегося истины, не­навидит и гонит. Апостол написал об этом: «И все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Однако, возлюбленный христианин, не скорби о том, что мир тебя ненавидит. Хрис­тос несравненно больше и лучше всего мира, и любовь Его слаще всего мира. Кого Христос любит и милует, тому ненависть и злоба этого мира ничем не вредит. Только смотри, чтобы ты Христов был. Христос Своего не оставит. Столько претерпел и пострадал Он за тебя, ос­тавит ли тебя в нужде твоей? Услышь утеши­тельное Его обещание Своим рабам: «С ним Я в скорби; избавлю его» (Пс.90:15). А как узнать, кто Христов есть, — показы­вает апостол: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). И еще: «Да отступит от неправды всякий, испове­дующий имя Господа» (2 Тим 2:19). Будь Христов, и весь свет, и все диаволы не повредят тебе, так как Он несравненно сильнейший из всех, и все земные и преисподние перед силой Его Боже­ственной трепещут.

Когда небо густыми и темными облаками покрывается и великая буря находит, кажется, что солнце оставляет нас. Однако и в такое вре­мя оно всегда тончайшие свои лучи испускает на нас. Так, когда темное облако и буря иску­шений находят на нас и накрывают нас, кажет­ся, что Бог оставил нас. Однако Бог и в такой тьме верного Своего не оставляет, но сокро­венною силой Своей его сохраняет. «И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор.10:13).