Сокровище духовное, от мира собираемое

Пьяный от вина, пока пьет, не чувствует, сколь вредно пьянство. Так и упившийся похотями мира сего не знает, как вредны эти по­хоти, пока в них пребывает. Ибо как у него, так и у другого ум помрачен. Упившийся вином, как начнет протрезвляться, узнает, как вред­но пьянство. Так и упившийся похотью мира, когда начнет в чувство приходить, узнает, как вредны похоти этого мира. Протрезвляющий­ся от пьянства чувствует в теле немалую сла­бость. Так и от прихотей этого мира отстающий познает души расслабление. Как пьян­ство от вина тело, так и прихоти мира сего душу расслабляют. Человек, протрезвившись от пьянства, жа­леет и стыдится, что без меры вино употреблял, в бесчувствии был и бесчинно поступал, и так сам себе вредил и людям смех был. Так и хрис­тианин, пришедший в чувство, жалеет и стыдит­ся, кается и сокрушается, что за прихотями это­го мира гонялся и оставлял истинное добро, и все прежние дни, как погибшие, оплакивает. Тогда он познает, в какой суете и прелести жил.

И сде­лался я великим и приобрел мудрость больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и муд­рость моя пребыла со мною. И все, чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбра­нял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И огля­нулся я на все дела мои, которые сотворили руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета» (Еккл.2:4—11). Так и ты, христианин, когда протрезвишь­ся от этого душевредного пьянства, то воисти­ну познаешь, что все, что ты ни делал, ни ду­мал, ни замышлял и ни начинал, — суета и пре­лесть. И что тебе казалось красивым, то в себе безобразно; и что виделось тебе хорошим, то внутри зло. И признаешь сам, что все — суета. Ибо о прелести всегда кажется, будто это не­что, но как рассмотришь ее, то увидишь, что внутри себя она — ничто, и кажется нечто слад­ким, а внутри горькое. Напившись вином, обычно надо много воды пить, чтобы водой удобнее выгнать горячность, прибывшую от вина. Ты, христианин, возьми в рассуждение последние четыре: рассуждай почаще о смер­ти, при которой все прихоти свои оставишь, о Страшном Суде Христовом, перед которым надобно и тебе явиться, как и всем, о блажен­ной вечности, в которую пойдут боголюбцы, и о несчастливой и мучительной, которой не избежат любящие мир сей и все грешники. Та­ким рассуждением гаси, как водою, пьянство, в сердце твоем кроющееся. Воистину, говорю тебе, скоро выйдет из го­ловы твоей вся суета мира сего, когда почаще будешь о тех пунктах рассуждать! Более бу­дешь желать плача и слез, чем веселых дней. Доволен будешь краюхой хлеба со щами и вер­тепом и хижиной вместо богатого и красивого дома, и всю красоту этого мира будешь счи­тать мертвечиной. Когда люди за суетою го­нятся и в прихотях этого мира, как пьяные, свирепеют, то забывают о вечности и ее обсто­ятельствах. Это забвение производит враг душ человеческих, сатана, чтобы люди, не помня о вечности, не помнили и не заботились о спа­сении своем вечном, которое Христос, Сын Божий, страданием и смертью Своею соделал. Помни, возлюбленный христианин, пожа­луйста, помни и рассуждай о вечности. И про­трезвишься, и будешь иметь здоровый разум, и всю красоту и прихоти мира этого будешь считать за ничто. Вот христианская мудрость! Душа твоя, ради которой Христос, Сын Божий, пострадал и умер, дороже всего мира. О том, чтобы спасена была, пекись и заботься прилеж­но. Образ Божий, по которому мы были созда­ны, — прекраснейшая и великолепнейшая кра­сота души. Ищи этой красоты истинным по­каянием и верой. Если она здесь найдется, то вовеки пребудет. Если здесь не сыщется, то уже никогда не сыщется. «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребы­вает вовек» (1 Ин 2:17).

52. Зеркало

Видим, что в зеркале то изображается, к чему оно обращается. Так и душа человечес­кая: к чему она с любовью обращается и при­соединяется, то в ней и изображается. В зер­кале, когда оно к небу обращается, видится небо, когда к земле обращается — земля. Так и душа человеческая: когда к небу обращает­ся, небесный образ в ней и изображается, ког­да к земному прилепляется своей любовью, земной и скотский образ в ней изображается, и тем она губит свое благородство и небесную свою красоту. Поэтому увещевает нас Святой Дух через апостола: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, по­хоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:15—16). А что в душе ныне изображается, с тем она и на Суд Христов явится, если сейчас истин­но не покается. И так каждый человек сам в себе обличение будет иметь, и увидит в себе самом, о чем он помышлял в мире: о горнем или о земном? Христиане словом Божиим по­званы и святым Крещением обновлены к веч­ной жизни и небесным благам, их усердно и искать должны. А когда к земному прилепля­ются, Бога прогневляют. Читаем, что израильтяне, выйдя из Египта под руководством раба Божиего Моисея, когда сердцами обратились в Египет и «захотели снедей его, сильно прогне­вали Бога» (Числ.11:1—11). Так и христиане, в святом Крещении выведенные из рабства диавольского и от мира к небу, как к земле обе­тованной, позванные, когда к миру сердцами обращаются, праведный на себя разжигают гнев Божий. И случается с ними то, что с по­званными на великую вечерю, но отказавши­мися идти, о которых сказано: «Никто из тех званых не вкусит Моей вечери, ибо много зва­ных, но мало избранных» (Лк 14:24). Все христиане позваны на великую вече­рю вечной жизни. И хотя не словом, но делом многие отказываются идти. Желают здесь, в мире, царствовать, а не в оное царство идти. И так «никто из тех не вкусит той вечери». Жизнь Христова учит нас, как должно в этом мире пребывать и жить. Христос все мог в этом мире иметь, как Господь всех, но не хо­тел. В великой нищете и смирении, скорби и поругании пожил, образ давая нам. Кто за этим Вождем последует, тот вкусит вечери той и с Ним, как член с головою, будет там царство­вать. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин 12:26). «Но вы пре­были со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем» (Лк 22:28—30). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). «Господи, Боже сил! Обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:20). «Воз­врати, Господи, пленников наших, как потоки влечешь южным ветром» (Пс.125:4).

53. Вышедший из тьмы, тюрьмы, плена и подобные им

Как вышедший из тьмы на свет, так и об­ратившийся от беззаконной жизни к Богу. Ибо и он в беззаконной жизни, как во тьме, нахо­дился, и блуждал ощупью, как во тьме ходя­щие блуждают ощупью, как слепые. Как вы­шедший из тюрьмы, так и оставивший нечес­тивую и безбожную жизнь и находящийся в истинном покаянии, ибо и он в безбожной жизни, как в тюрьме, был, и грехами и безза­кониями, как узами, связан был и не мог сво­бодно ходить. Как освободившийся из плена, так и избе­жавший и освободившийся от греховной и не­чистой жизни и свободным духом работаю­щий для Господа. И этот в плену у мучителя, не человека, а диавола, был, и на него работал и его злую волю исполнял. Как из рва вылез­ший и ходящий безопасным путем, так и от нераскаянной жизни в покаяние пришедший и в нем пребывающий, ибо и он во рве был не телом, а душой. Как спасшийся от потопле­ния и вышедший на сушу, так и переставший грешить и начавший новую христианскую жизнь, ибо и он в грехах, как в глубине вод, тонул, и следовало ему не что иное, как веч­ная смерть. Как шедший к яме, и ее увидев­ший и назад возвратившийся, так и беззакон­но живший, и узнавший беду свою душевную, и обратившийся к истинному покаянию, и в нем пребывающий, ибо и он шел в яму вечной погибели, но возвратился от нее. Счастлив тот, кто выходит из тьмы на свет, ибо видит свет этого мира. Намного счастливее тот, кто выходит из тьмы греховной, так как его озаряет не свет мира сего, а свет Божественный. «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). «Посему сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Счастлив тот, кто вышел из тюрьмы и ос­вободился от уз. Намного счастливее тот, кто из тюрьмы нераскаянной жизни и уз грехов­ных освободился. Счастлив тот, кто освободился от плена те­лесного. Но намного счастливее тот, кто осво­бодился душой от пленения диавольского. Счастлив тот, кто из рва видимого выбрал­ся. Но намного счастливее тот, кто из рва гре­ховного выбрался. Счастлив тот, кто спасся от потопления в воде. Но намного счастливее тот, кто спасся от потопления греховного и глубины зол. Счастлив тот, кто шел к яме, и мог попасть в нее, и, увидев ее, возвратился обратно. На­много счастливее тот, кто шел к яме вечной по­гибели, и, увидев ее и отвратившись, назад спе­шит. Если есть кто такой и счастья такого спо­добился, поздравляю его с тем и возвещаю от Божиего слова, что «бывает радость у Ангелов Божиих о нем»(Лк 15:10). Но, о, возлюбленный, стой в том, что на­чал! Вспоминай жену Лотову и не озирайся вспять на Содом и Гоморру. «Никто, возложив­ший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» (Лк 9:62). И притом помни написанное: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир 2:1). Пойдет в след тебе, как фараон вслед Израи­ля, диавол с кознями, от рабства которому ты освободился, и будет стараться опять поко­рить тебя. Ты стой, не бойся, не унывай, при­зывая Всесильного Избавителя душ наших Иисуса. И увидишь спасение Его, и радост­ным духом воспоешь Ему: «Помощник и Покро­витель, был мне во спасение. Сей мой Бог, и прославлю Его» (Исх.15:2). И когда будет ввер­гать тебя тот же враг в разожженную печь ис­кушения, молись с тремя святыми отроками. И тут к тебе приспеет Иисус, Сын Божий, на помощь, как к тем святым отрокам приспел в «образе Ангела», и прохладит тебя, как и тех про­хладил (Дан 3:49-50). Совершай дело, которое начал, с помощью Христа. Счастлив ты, что такое начало поло­жил. Но совершенно счастлив будешь, когда счастливо и окончишь. Многие начинают, но не многие совершают. «Много званых, но мало избранных» (Лк 14:24). Посему говорит тебе На­чальник и Совершитель спасения нашего Иисус: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). «Не остави мене, Господи, Боже мой! Не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (Пс.37:22—23). «Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. Вот, не воздремлет и не заснет Хранящий Израиля. Господь сохранит тебя; Гос­подь — покров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обожжет тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять вхожде­ние твое и исхождение твое отныне и до века» (Пс.120:3-8).

54. Стыд

Видим, что подданные перед монархом своим, подвластный перед властителем своим, рабы перед господином своим, дети перед отцом своим стыдятся делать то, что неприлич­но. Стыдятся, да и боятся. Христиане! Бог во всяком месте есть и вез­де присутствует, и на нас, и на дела наши взи­рает. Что мы делаем, мыслим и начинаем — видит и, что говорим — слышит. Об этом во многих местах Святое Писание свидетельству­ет (См. Пс 32:13-15; 138:1-16; Сир 23:27-29; Иер 32:17, 19, 27; и проч.). Об этом премуд­рый Августин Богу говорит: «Признаюсь, Гос­поди, что я ни делаю и какое дело ни делаю, перед Тобою делаю. И все то, что делаю, луч­ше Ты видишь, нежели я, который делаю. Что ни делаю, Ты равно всегда присутствуешь, как всегда видящий всех помышлений, намере­ний, услаждений и деяний моих» (Беседа с самим собою, 14, 41). Что о себе Августин признает, то и всякий о себе должен признавать. Должны мы, — мы, говорю, кото­рые Бога признаем и исповедуем, и в молитве призываем и поем, и надеемся и ожидаем от Него милости, — должны стыдиться делать то, что неприлично, и Его величеству противно, и нам вредно. Должны стыдиться, да и боять­ся, так как «Бог наш огонь есть, нечестивых по­ядающий» (Евр.12:29). Человек! Перед человеком стыдишься пло­хое делать. Тем более, перед Богом должен стыдиться! Не видишь ты Его и видеть не можешь, но Он видит тебя, и на дело твое, начи­нание и помышление смотрит и всякое слово твое слышит. «Насадивший ухо не слышит ли? И создавший око не видит ли?» (Пс.93:9, и проч.). Оскорбляется царь, когда его подданный пе­ред ним бесчинствует; и господин, когда пе­ред ним раб его неприличное делает; и отец, когда дети его перед ним нечестно поступа­ют. Видим это все мы. Христианин! Думай и помни, что так Бог оскорбляется, когда перед святейшими очами Его люди, а тем более христиане, знающие и исповедывающие имя Его, беззаконничают. Правда Его неправдой твоей, истина Его ло­жью твоей, святость Его нечистотой твоей, благость Его злостью твоей, кротость и дол­готерпение Его гневом и злобой твоей, любовь Его ненавистью твоей оскорбляется. О, как тяжко Бога Великого, Благого и Че­ловеколюбивого оскорбить! Кому? Тебе и мне, маленьким червячкам, земле и персти, оскорб­лять Создателя своего, Искупителя своего, Хра­нителя, Питателя, словом, Высочайшего Бла­годетеля, благодеяниями Которого окружены мы, и их во всякий день принимаем, а без них и минуты жить не можем. Тяжко Его оскорблять, да и страшно! Так как оскорбляющий узнает на себе праведный суд Его, если не очувствуется и не покается. Бог Благ, долготерпелив и мно­гомилостив, ожидает покаяния грешника, потому его и долготерпит. А если не покается, то уже узнает на себе гнев Его праведный. Стыдишься и боишься перед Царем тво­им, перед господином твоим, перед отцом твоим не только блудодействовать и другое беззаконное дело творить, но и праздное сло­во сказать и смеяться. Но перед Богом, Все­видящим и Царем страшным не стыдишься и не боишься не только празднословить и смеяться, но тяжкое беззаконие делать: блу­додействовать, прелюбодействовать, похи­щать, грабить, воровать, лгать, клеветать, осуждать, злословить, ругать и прочие бес­стыдные дела творить! О христианин! Спрячь глаза свои, раз тво­ришь такое. Постыдись, раз исповедуешь Бога Вездесущего, Истинного, Всемогущего, Пра­ведного, пекущегося о тебе и о спасении тво­ем, и воздающего всем по делам их. Слепой и бедный тот христианин, кото­рый перед людьми, подобными себе, хотя и высокими и почтенными, стыдится бесчин­ство показывать, но перед Богом, Вездесущим и Всевидящим, беззаконничать не стыдится и не боится. О! Если бы человек хотя бы немного страш­ную Божию славу увидел, пал бы замертво и рассуждал бы, как он плохо и бесстыдно дела­ет, что оскорбляет Того, от Которого жизнь свою и все свое добро имеет, и неутешно плакал бы и рыдал. Написано о нечестивых: «не представили Бога пред собою» (Пс.53:5), и по­тому не стыдятся беззаконничать перед Ним. Христианин! Ты представляй в уме своем Бога перед Собою, и веруй и помни, что где ты ни находишься, и что ни делаешь, и что ни говоришь, Бог с тобой присутствует. И все­гда смотри на Него умным оком, как пророк о себе говорит: «Всегда видел я Господа пред со­бою» (Пс.15:8). Так видя Его и смотря на Него, падай перед Ним со смирением, кайся и жа­лей о бывших прежде твоих грехах, о бесстыд­ных делах и словах, и проси прощения, по­вторяя часто: согрешил, Господи, помилуй меня! А впредь стыдись и бойся перед Ним бесчинствовать и святой закон Его нарушать — да и здесь не узнаешь на себе мстительную руку Его, и на всемирном позорище не посты­дишься. «Призри, услыши мя, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не когда усну в смерть; да не когда речет враг мой: «Укрепил­ся на него» (Пс.12:4—5). «Открой очи мои, и ура­зумею чудеса закона Твоего. Пришлец я на зем­ле; не скрой от меня заповедей Твоих. С любо­вью во всякое время душа моя желает судов Твоих» (Пс.118:18-20). «Господи! Ты испытал меня и узнал. Ты узнал, когда я сажусь и встаю; Ты издали уразумел помышления мои. Стезю мою и путь мой ты исследовал и все пути мои Ты предвидел» (Пс.138:1-3).

55. Никуда я от тебя уйти не могу

Бывает, что человек человеку, по некото­рым причинам, говорит: «Никуда я от тебя уйти не могу». Слышим это слово у людей, но оно, если рассудить, всякому человеку, какой бы он ни был, неправильно приписывается. Так как не только от простого человека, но и от самих царей, хотя они и длинные руки име­ют, возможно уйти и скрыться, что и видим. Потому слова эти: «Никуда я от тебя уйти не могу», — одному Богу приличествует говорить. От Него мы уйти никуда не можем, куда ни побежим, и нигде скрыться не можем, где ни вздумаем скрываться. Везде Он нас предваря­ет, куда бы ни хотели бежать, и там присут­ствует, где бы ни хотели скрыться. В доме своем находишься? Тут Бог. В пути? Не оставляет тебя Бог. На квартиру пришел? Тут Бог. В городе или селе пребываешь? Там при­сутствует Бог. В пустыню или на край земли побежишь? Там прежде тебя Бог. В земле или на глубине морской хочешь скрыться? И там Он с тобой. Думаешь: «Не скроюсь ли во тьме и ночи от Него?» Нет, ненадежно это убежище! У нас — день и ночь, свет и тьма, но у Бога нет тьмы, нет ночи, а все свет и день. Очи Бо­жии несравненно «светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в мес­та сокровенные» (Сир 23:27—28). Узнал псаломник, что от Бога никуда ни уйти, ни скрыться невозможно, и воззвал к Нему: «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу ? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли во ад — и там Ты. Если подниму кры­лья мои поутру и поселюсь на краю моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. И сказал я: «Может быть, тьма скроет меня». Но и ночь есть свет во услажде­нии моем, ибо ночь не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма ее, таков и свет ее» (Пс.138:7—12). Некогда бежал было от лица Господа пророк Иона. Но дес­ницею Божией удержан, и увидел себя во чре­ве кита, и оттуда той же десницей Божиею извлечен на землю (Ион 1:3; 2:1—11). Никуда от Бога ни уйти, ни скрыться невозможно. О, бедный грешник! Куда ты убежишь от Того, Который есть везде? И где ты скроешься от Того, Который все видит? Знаешь ли, куда бежать? От правды Его к благости Его и от суда Его к милости Его беги. «Каково величество Его, такова и милость Его» (Сир 2:18). И скрывайся верой в пресвятых язвах Христовых. Вот убежи­ще, к которому христиане прибегают и где безопасно скрываются от гнева Божиего! О, Иисус! «Сыны человеческие под кровом крыл Твоих будут благонадежны» (Пс.35:8). Как птенцы под кры­льями птицы, так и грешники под кровом бла­гости и человеколюбия Твоего скрываются. «Господи! Ты нам был прибежищем в род и род» (Пс.89:2). «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).

56. Сам здесь

Бывает, что когда господин где-то близко находится, а рабы его не видят или не знают, что он близко, раб, знающий о нем, других ра­бов предостерегая, чтобы шумом своим или иным каким бесчинством его не прогневали и не были бы наказаны, говорит им тихо: «Тише» или: «Молчите — сам здесь». Так и рабы Божии, пророки и апостолы, Духом Божиим просве­щенные, предостерегают нас, о христиане! И говорят нам: «Слышите: сам здесь Тот, Кото­рый есть везде и все исполняет». «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко»(Флп.4:5). Христиане! Берегитесь — «Господь близко». Берегитесь греха в слове, и в деле, и помыш­лении — «Господь близко», Тот, Который грех не­навидит и им оскорбляется и прогневляется, и согрешающих наказывает. Вы, которые со­брались в храм Господень на молитву и славословие Божие, услышьте: «Господь близко». Здесь Сам Господь, перед Которым стоите, молясь, и смотрит, как вы перед Ним стоите, каким ду­хом и сердцем Ему молитесь, как поете и сла­вословите Его. Преклоняя колена и главу перед Ним, пре­клоняете ли и сердце ваше? Прося милости у Него, делаете ли сами милость ближним ва­шим? Прося отпущения грехов, отпускаете ли сами людям согрешения их? Стоя перед Бо­гом телом, стоите ли перед Ним духом и серд­цем вашим? Молясь Ему языком, и говоря: «Господи, помилуй», — молитесь ли умом и сердцем вашим? Поете и славословите Его ус­тами, поете ли и сердцами? Внимайте этому, возлюбленные: «Господь близко», Сам Господь здесь, перед Которым сто­ите, Который смотрит на вас и слышит, как мо­литесь и воспеваете Его. Берегитесь, любезные, да не будет молитва и славословие ваше в грех вам. Перед Царем — человеком — стоим со страхом и смирением, если чего просим у него, и всем умом внимаем ему. Тем более должны делать так, когда перед Богом стоим и молим­ся Ему. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине. Же­лание боящихся Его исполнит, и молитву их услышит, и спасет их» (Пс.144:18—19). Вы, которые заседаете на месте суда, судите и рассуждаете между правым и виноватым, между обиженным и обидевшим, услышьте: «Господь близко». Сам здесь, Судия судей и «Су­дящий всей земле»праведно, Царь царствующих и Господь господствующих. Сам Он здесь не­видимо присутствует, и видит ваши дела, начи­нания и помышления, и слышит ваши слова, и смотрит на вас, как вы судите людей Его, как и кого оправдываете, кого и за что обвиняете. Берегитесь, возлюбленные! «Господь близко». «Бог стал в сонме богов, дабы среди богов произ­нести суд: доколе будете судить неправедно и оказывать лицеприятие грешникам? Давайте правый суд бедному и сироте; смиренному и нище­му являйте правду; избавляйте нищего и убогого; исторгайте его из руки грешника» (Пс.81:1—4). Итак, поступайте, возлюбленные, в суде вашем так, как Бог повелел вам. К этому и клят­ва ваша, которую вы дали перед Ним, обязыва­ет вас, и дело правосудия требует, на которое вы позваны, да не изольет на вас праведный гнев Свой Господь, неправдою вашей раздра­женный. Вы, которые в этом мире называетесь господами и имеете под собою рабов и кресть­ян, услышьте: «Господь близко». Сам Господь здесь и видит ваши дела, и смотрит, как вы с людьми Его, вам подчиненными, поступаете. Он не так, как человек, — лицеприятия не имеет, но у Него все равны: и господа, и рабы их. Берегитесь, воз­любленные, да не разгневаете Господа вашего, Который Сам здесь присутствует. Вы, которые называетесь родителями, имеете детей, услышьте: «Господь близко». Сам Господь здесь, Который видит ваши дела и слышит ваши слова.

Вы, которые проповедуете слово Божие, ус­лышьте: «Господь близко». Сам Господь здесь и ви­дит, какими вы руками и каким языком свя­щенного Его сокровища касаетесь. К славе ли Его и пользе ближнего тот великий дар Божий употребляете, или к своей похвале. Сам Гос­подь здесь, «испытующий сердца и утробы. Грешнику же сказал Бог: «Зачем ты проповеду­ешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах твоих? Ведь ты возненавидел наставление и поверг слова Мои назад. Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел уча­стие. Уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварство. Сидя в собрании на брата твоего ты клеветал, и на сына матери твоей полагал препону» (Пс.49:16—20). Вы, которые торгуете и продаете, услышь­те: «Господь близко». Сам Господь здесь, Кото­рый видит ваши дела, смотрит, как торгуете и как продаете. Не продаете ли гнилую вещь за крепкую, плохую за хорошую, и дешевую за дорогую? Не лжете ли? Не обманываете ли в своих товарах ближних ваших? И, что хуже того, не клянетесь ли лживо именем Божиим ради скверного прибытка? Устыдитесь и по­бойтесь перед очами Божиими лгать, и страш­ное имя Его во лжи призывать, и людей Его обманывать. Вы, которые за трапезой сидите и вкушаете дарования Божии, услышьте: «Господь близко». Сам Господь здесь и смотрит на вас. Как вкушаете Божиего добра? С молитвой ли и благодарени­ем? Вкушаете Божие благодение, но помните ли Благодетеля? Все добро Божие, а не наше. «Гос­подня земля и что наполняет ее»(Пс.23:1). Вы, которые, собравшись вместе, разгова­риваете, услышьте: «Господь близко». Сам Господь здесь, и смотрит на вас, и слышит, что и о ком говорите. Берегитесь, чтобы разговор ваш не был во грех вам. Осторожно говорим перед Ца­рем присутствующим, тем более — перед Бо­гом, Который здесь, и там, и во всяком месте присутствует. Смотрите, как, и что, и о ком говорите. Вы, которые хотите душу и тело свое оск­вернить нечистотой, услышьте: «Господь близко». Сам Господь здесь, Который видит безза­конное начинание ваше. Устыдитесь и побой­тесь беззаконничать перед очами Божиими. Вы, которые гневаетесь на ближнего ваше­го и думаете ему отомстить и повредить, ус­лышьте: «Господь близко». Сам Господь здесь и ви­дит злой умысел ваш. Устыдитесь, и побойтесь присутствующего Господа, и оставьте ваше злое начинание. Вы, которые думаете чужое добро украсть и похитить, услышьте: «Господь близко» и видит ваше задуманное дело. Устыдитесь и ужасни­тесь перед очами Божиими совершать безза­конное дело. Вы, которые или от злобы своей, или от злой привычки, клевещите и осуждаете ближнего своего, услышьте: «Господь близко» и слышит вашу клевету, которой сеете соблазны для людей, и суд ваш, которым подобных себе грешников суди­те. Устыдитесь и побойтесь Господа, перед Ко­торым клевещите и осуждаете людей Его, и удерживайте язык свой от беззаконного того дела. «И что ты смотришь на сучок в глазе бра­та твоего, а бревна в твоем глазе не чувству­ешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», — а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть су­чок из глаза брата твоего» (Мф.7:3—5). Не зло­словьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит за­кон и судит закон» (Иак.4:11). Всякий христианин услышь: «Господь близ­ко». Где ты ни находишься, что ты ни делаешь, что ни говоришь и ни мыслишь, Он присут­ствует с тобой, и всякое дело твое видит, и сло­во слышит. Устыдись, возлюбленный, и побой­ся перед Господом твоим согрешать, как сты­дишься и боишься перед Царем земным и иной властью закон нарушать. Не уподобляйся, любезный, нечестивым, которые «не имеют Бога пред собою» (Пс.53:5), а уподобляйся тому святому мужу, который написал о себе: «Всегда видел я пред собою Гос­пода» (Пс.15:8). Увидь и ты перед собою Гос­пода твоего везде и всегда. И что ни делаешь: или говоришь, или мыслишь, или ешь и пьешь, или дома сидишь, или в пути идешь, или продаешь, или покупаешь, или молчишь, или с кем беседуешь, или молишься, или вос­певаешь Господа твоего, — да пребывает Он всегда перед умными очами твоими, хотя и не видишь Его. Почитай Его сердцем, устами и делами своими, как почитаешь присутствующего царя. Если же совершишь проступок и в чем погрешишь перед Ним, как человек, не мед­ли, но тотчас падай перед Ним со смирением и проси прощения: «Согрешил, Господи, по­милуй меня!» И отпустится тебе согрешение твое, ибо Милостив Он и Человеколюбив, и знает нашу немощь. Услышь и ты, душа моя, и стыдись, и бой­ся везде и всегда Господа своего! Услышь и ты, о богобоящаяся и благочестивая душа, нели­цемерно Господа своего почитающая, услышь: «Господь близко — Тот, Который говорит тебе: Ты Мой. И если переходишь через воды, Я с то­бою, и реки не покроют тебя; и если через огонь пойдешь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис.43:1-2). О, возлюбленный! «Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. Вот не воздремлет и не уснет Хранящий Израиля. Гос­подь сохранит тебя; Господь — покров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обожжет тебя и луна ночью. Господь сохранит тебя от вся­кого зла; сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое от­ныне и до века» (Пс.120:3—8).

57. Царь, входящий в город или дом