Сокровище духовное, от мира собираемое

Солнечного света не вмещают дебелые и гу­стые вещи: земля, стены каменные и деревян­ные, и прочее. А стекло, чистая вода, хрусталь и прочее, напротив, вмещают. Так и ум, греха­ми и похотями этого мира помраченный, не может вместить Божиего просвещения. Подоб­ное в подобное вмещается. «Посему сказано: «Встань, спящий, и воскрес­ни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Покайся, и очисти душу твою покаяни­ем и слезами, и отгони облако суетных помыш­лений твоих — и тогда просветит тебя Христос!

Солнце чем более приближается, тем мень­шая тень бывает, чем более удаляется, тем боль­шая тень бывает. А как зайдет солнце, то и тень исчезает. Так чем более Бог к человеку приближает­ся, тем меньшим сам в себе делается человек, более уничижается и смиряется. Видит свое не­достоинство и ничтожество и Божие величе­ство, и потому смиряется. Напротив, чем бо­лее Бог от человека удаляется, тем более чело­век возносится, возвеличивается, гордится. А как совсем удалится Бог от человека, погибает человек, как тень исчезает, когда солнце зай­дет. Берегись, человек, высокоумия — да не падешь, как диавол. Не высокоумствуй, но бой­ся. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:14).

Кто хочет от солнца просветиться и со­греться, тот должен из темного места выйти и перед солнцем встать. Так и тот, кто хочет от Бога, Вечного Солнца, просветиться и тепло­той сладчайшей любви Его согреться, должен тьму греховную оставить, беззаконную и не­чистую жизнь возненавидеть, и к Нему обра­титься, приступить с покаянием и сокруше­нием сердца, и молиться. И тогда светом Его Божественным просветится и теплотой люб­ви Его Божественной согреется его сердце. «Приступите к Нему, и просветитесь, и лица ваши не постыдятся»(Пс.33:6). Итак, обратимся, христиане, к Богу всем сер­дцем, светом Его просветимся и любовью согре­емся.

Не могут больные глаза на солнце смот­реть и видеть его. Так и душа, больная лукав­ством, тщеславием, гордостью, самомнением, самолюбием, любовью этого мира, не может видеть вечное Божество. Бог видится простым и здравым оком душевным. Бога, без Самого Бога, невозможно познать и видеть. А откры­вает Он Себя простым и незлобивым младен­цам. «Утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25). Будем же, христиане, просты и чисты сер­дцем, тогда и Бога увидим.

Кто много на солнце смотрит, прилежно внимательно, у того глаза помрачаются и по­вреждаются. Так, кто Бога, Вечное Солнце, с любопытством рассматривает и непостижимые Его тайны пытается узнать, у того ум помрача­ется и тот в великое заблуждение впадает. Бе­регись, человек, испытывать то, что тебе знать не надо. Должны мы о Боге рассуждать только так, как Святое Его Слово открыло.

Кто к солнцу идет, за тем тень следует. Кто от солнца отходит, от того тень отступает. Так и затем, кто ко Христу, Праведному Солнцу, при­ближается и с верою и любовью за Ним следу­ет, — ненависть, злоба и гонение этого мира неотлучно последует. Мир, ложью диавольской ослепленный, истины Божией не любит. И по­тому, как Христа, саму Истину, ненавидел, гнал, так и христианина, держащегося истины, не­навидит и гонит. Апостол написал об этом: «И все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Однако, возлюбленный христианин, не скорби о том, что мир тебя ненавидит. Хрис­тос несравненно больше и лучше всего мира, и любовь Его слаще всего мира. Кого Христос любит и милует, тому ненависть и злоба этого мира ничем не вредит. Только смотри, чтобы ты Христов был. Христос Своего не оставит. Столько претерпел и пострадал Он за тебя, ос­тавит ли тебя в нужде твоей? Услышь утеши­тельное Его обещание Своим рабам: «С ним Я в скорби; избавлю его» (Пс.90:15). А как узнать, кто Христов есть, — показы­вает апостол: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). И еще: «Да отступит от неправды всякий, испове­дующий имя Господа» (2 Тим 2:19). Будь Христов, и весь свет, и все диаволы не повредят тебе, так как Он несравненно сильнейший из всех, и все земные и преисподние перед силой Его Боже­ственной трепещут.

Когда небо густыми и темными облаками покрывается и великая буря находит, кажется, что солнце оставляет нас. Однако и в такое вре­мя оно всегда тончайшие свои лучи испускает на нас. Так, когда темное облако и буря иску­шений находят на нас и накрывают нас, кажет­ся, что Бог оставил нас. Однако Бог и в такой тьме верного Своего не оставляет, но сокро­венною силой Своей его сохраняет. «И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор.10:13).

Не отчаивайся, возлюбленный христианин, когда какое искушение постигнет тебя, но мо­лись и призывай Его. Тогда и жди помощи от Него, по неложному Его обещанию: «И призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49:15). Бог ожидает в иску­шении твоего терпения и подвига, а не уныния и негодования. «Надейся на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и надейся на Господа» (Пс.26:14), без совета и изволения Которого ничего не бывает.

Когда непогода и буря пройдут, солнце приятнейше нам сияет. Так и когда буря искушений минует, благоприятность и любезность благости Божией в сердце человеческом чувствуется. Тог­да сладчайшее вёдро в душе сияет. Тогда душа утешается, мира и покоя, как сладчайшей вече­ри, насыщается. Тогда в такой душе «милость и истина встретятся, правда и мир облобызают­ся» (Пс.84:11). Тогда вкушает и видит душа, «как благ Господь» (Пс.33:9). Такая сладость за претер­пенным искушением в сердце человеческом сле­дует. Терпи нашедшее искушение, христианин, и почувствуешь потом благоприятное и сладчай­шее ведро в душе своей.

Кроме того, когда смотрим на солнце, хри­стиане, вспомним о том, что Христос Господь сказал: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). В такую вели­кую и чудную славу облекутся избранники Бо­жии, что, как солнце, будут сиять. Будем же взирать душевными очами на эту славу и пре­зрим обманную славу и честь этого мира.

3. Отец и дети

Дети от отца рождаются. Так и христиане, люди обновленные и сыновья Божий по благо­дати, рождаются от Бога. «А тем, которые приня­ли Его (Христа, Сына Божия), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1:12—13).

Дети рождаются от семени отчего. Христи­ане рождаются водою и Духом, словом Божиим и верою. «Восхотев, родил Он нас словом ис­тины» (Иак.1:18). «Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, жи­вого и пребывающего вовек» (1 Петр 1:23).

Дети рождаются от отца по плоти. Христи­ане рождаются от Бога по Духу. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3:6).