Сокровище духовное, от мира собираемое

Раб не знает, когда его господин позовет к себе, и поэтому хороший раб в любое время го­тов и ждет его. Так и христианин не знает, ког­да его Христос Господь к Себе позовет. Хрис­тос же зовет к Себе всякого через смерть, и по­этому хороший христианин всегда к исходу готовится. Когда господин куда отъедет, хоро­ший раб всегда ждет его прихода. Так и христи­ане всегда должны ожидать пришествия Хрис­това с небес и к встрече с Ним готовиться. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, ког­да придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк 12:35-36).

Раб, когда явится перед господином неисп­равным, наказывается. Так и христианин, ког­да явится перед Христом Господом неисправ­ным, будет наказан. Раб, как верно ни работает на своего гос­подина, делает то, что должен делать. Так и христианин, хотя и верно работает для Хрис­та Господа, однако должен признавать себя не­достойным. «Когда исполните все повеленное вам, говорите: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17:10). Раб за верную службу от своего доб­рого господина награду и плату получает толь­ко по одной милости того. Так и христиане, рабы Христовы, получат награду от Христа Господа в будущем веке, но только по одной Его милости, а не по их заслугам.

Рабы непостоянные и злые за спиной сво­его господина по своей воле живут и своеволь­ничают. Делают то, что хотят, думая, что госпо­дин их не видит. Так и многие бессовестные христиане поступают против совести и закона Божиего, как будто Христос их не видит, и толь­ко что не говорят: «Христос на небе, далеко от нас, не видит нас и дел наших». А может быть, многие так думают и говорят. Но Псаломник поет всем: «С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего посмотрел на всех, живущих на земле Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их» (Пс.32:13—15). И пророк Иеремия говорит Господу: «Очи Твои, Господи, отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздать каж­дому по пути его и по плодам дел его» (Иер.32:19). И Давид святой обличает их: «Образумьтесь, бе­зумные в народе, и глупые, наконец, умудритесь. Насадивший ухо не слышит ли? и создавший глаз не видит ли? Наставляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?» (Пс.93:8—10). И Сам Господь грешнику гово­рит: «Обличу тебя и представлю пред лицом тво­им грехи твои» (Пс.49:21).

Если бы раб в такое безумие и неистовство пришел, что перед своим господином дерзнул бы кричать, шуметь, безмерно смеяться, ска­кать, плясать и творить прочее бесчинство, то крайнее непочтение и досаждение выказал бы своему господину и вызвал бы его великий гнев. Такое безумие и неистовство показывают хри­стиане, которые перед Христом Господом, всевидящим, беззаконничают и своевольнича­ют. Сюда относятся бесчинные крики, кулач­ные бои, пляски, танцы, скверные и неподоб­ные песни, лошадиные скачки, ссоры и брани, ругательства, клевета и осуждения ближнего, бесчинные собрания, пиршества, пьянства, любодеяния, прелюбодеяния, хищения, воров­ство и прочее. Все это — безумие и неистов­ство христианское, которое перед очами Вседержителя Иисуса Христа Господа соверша­ется слепыми христианами. Все они великое непочтение и досаждение выказывают Христу Господу и тем Его на гнев праведный подвига­ют. Поэтому бывают такие страшные казни, как великие пожары, моровые язвы, нашествия иноплеменников, землетрясения и прочее. Воистину велики слепота человеческая и безумие! Раб перед господином — человеком — боится бесчинствовать. Но христиане перед Христом — Богом — не страшатся делать того, что человек перед человеком делать не смеет, хотя и слышат из Святого Писания, что Бог все видит. Так ослепляет сатана умы людей, чтобы погибели своей не видели! Берегись, человек, перед Богом делать то, что делать перед земной властью боишься и перед честным человеком стыдишься. Терпел тебя до сих пор Бог, но впредь стерпит ли — неизвестно. «Бог наш есть Огонь поядающий — страшно попасть в руки Божии» (Евр.10:31). Понимай это.

5. Царь и почтенный им поданный - преступник

Бывает, что Царь своего подданного жалует, дает ему высокий ранг, обогащает его и прочую свою высокую милость ему являет. Но он, царс­кой высокой милостью возгордившись, и Царю вместо благодарности неблагодарность выказы­вает, законы его нарушает, и Отечеству недобро­желателем является. Желая такого неблагодар­ного и бессовестного человека от милости сво­ей отвергнуть, Царь жалуется на него всему Отечеству и о злодеянии и неблагодарности его говорит: «Я-де такому-то человеку, тому-то под­данному моему такие и такие милости показал. Но он всем тем пренебрег и мне, и Отечеству своему зло воздал». И такой законопреступ­ник всей царской милости лишается и казни предается. Так и Бог, Царь Небесный, жалуется перед всем светом на людей, подданных Своих, ко­торые имя Его знают, но Его не почитают. Раз­личными от Него благодеяниями обогащены, но все это забывают, и неблагодарными Ему яв­ляются, закон Его святой и праведный наруша­ют, и огорчают, и раздражают Его, как читаем в книгах пророческих и в псалмах о неблагодар­ных иудеях: «забыли благодеяния Его и чудеса, ко­торые Он явил им»(Пс.77:11). Чего им только Человеколюбивый Господь ни делал? Каких милостей ни оказывал? Каких благодеяний ни являл? Избрал их людьми Сво­ими и явил им имя Свое. Стенание пришедших в Египет и озлобленных на мучителя услышал, вступился за них и избавил их. Поразил Еги­пет с первенцами его и вывел из него Израиль рукою крепкою и мышцею высокою. Разделил Чермное море и посреди него провел Израиль. Ввергнул фараона и силу его в море Чермное. Провел их пустыней и всякими благами в пус­тыне удовольствовал их. Поразил перед лицом их великих царей и убил крепких царей. И дал землю, их в достояние Израилю, рабу Своему. И так «ввел их на гору святыни Своей, на гору сию, которую стяжала десница Его. И изгнал от лица их народы и по жребию землю их разделил, и ко­лена Израилевы поселил в жилищах их» (Пс.77:54—55). Но «сколько раз они огорчали Его в пу­стыне, прогневляли Его в земле» безводной (Пс.77:40), как о том пишется в книгах Моисеевых. Так и войдя в землю обетованную, «они еще ис­кушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не хранили; и отвращались, и отступали, как отцы их, превратились в неверный лук. И про­гневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его. Услышал Бог и гневно воззрел, и сильно уничижил Израиля» (Пс.77:56— 59). И перед небом и землей свидетельствует их неблагодарность: «Слушай, небо, и внимай, земля, ибо Господь говорит: «Сынов Я родил и воз­высил, они же отверглись Меня. Вол познал вла­детеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль Меня не познал, и народ Мой не уразумел» (Ис.1:2—3). Посылал к ним рабов Своих — про­роков, чтобы их к покаянию привести и к Себе обратить. Но Израиль не только не принял, но и побил их. Потом Сам пришел к ним в образе человеческом. Но святой евангелист с жалос­тью свидетельствует миру, что «пришел к Своим, и Свои Его не приняли» (Ин 1:11). И не только не приняли, но и похулили, озлобили, поругались и умертвили Того, Кто пришел их спасти. Чего ни делал им Христос Господь, как ни старался обратить их к покаянию, но они остались неисцеленными и ожесточенными. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хо­тел Я собрать детей твоих, как птица собира­ет птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Наконец услышали страшное Божие слово: «Вот, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37—38). «Приближается на них гнев до конца» (1 Фес 2:16). И так видит весь свет праведные судьбы Божий, видит и признает, что правед­но они отвержены от Бога. И исполнилось слово Христово, им сказанное: «отнимется от вас царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43). Язычников, которыми они гнушались, обратил и призвал к Себе Бог. И те вступили вместо них, и обратившиеся от идолов к Богу Живому сде­лались людьми Божиими. Но те, которые ли­цемерно Бога почитают, устами имя Божие ис­поведуют, а делами отрекаются от Него — обе­щали при Крещении Богу служить, а служат диаволу (кто чью волю исполняет, тот тому и служит), — такие христиане следуют лицемер­ным и строптивым жидам. И обличение про­роками и Самим Господом иудеев за их непра­вое и неблагодарное сердце, также касается и лживых христиан. Христиане заняли место иудеев. Книги слова Божиего себе в руки взяли, но по слову Божию жить не хотят. Христа при­няли, но делами своими противятся Ему. Слу­шают проповедников всегда, как пророков, от Бога посланных, но учению их повиноваться не хотят и, что хуже того, ругают, злословят и поносят их. Поэтому как жиды ныне в книгах святых перед всем светом обличаются, так и неблагодарные и ложные христиане в после­дний день на Втором пришествии Христовом обличатся перед святыми Ангелами и избран­никами Божиими. И отнимется у них царствие Божие, и тогда все святые увидят и признают праведный суд Божий. Ибо что ныне человек в этом мире делал, говорил, замышлял, начи­нал, желал и искал, то все за ним в другой век последует, с ним явится на Суде Христовом. Добрые, злые, тайные дела, слова, помышле­ния человеческие откроются тогда всем Ан­гелам и людям, говорит свт. Василий Великий в «Послании к деве падшей». Убоимся, хрис­тиане, и сотворим достойные плоды покаяния. Да не явятся с нами на Суде Христовом грехи наши, как соперники наши, обличающие нас, загладим их ныне покаянием и слезами. Да не будет сказано нам тогда: «Вот человек и дела его!» Горе тому человеку, с которым грехи его на всемирном позорище явятся! Ибо по делам его ему воздастся.

6. Пленники и их освободитель

Бывает, что люди из Отечества попадают в плен на чужую сторону и там от мучителя, пле­нившего их, всякое зло терпят. Добрый царь, милосердствуя и жалея своих людей, попавших в такое злострадание, посылает к ним освобо­дителя, который их или серебром выкупает, или иным каким-либо образом освобождает. Так и Царь Вечный, Отец Небесный, жа­лея нас, плененных, послал к нам Единород­ного Сына Своего избавить нас от горького плена и свидетельствует нам с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое бла­говоление; Его слушайте» (Мф.17:5). И Сам Сын Божий говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18-19). Когда прародители наши в раю послушали совета змия и Божию преступили заповедь, то сделались пленниками диавола, со всем своим потомством, то есть со всем родом человечес­ким. А он торжествовал и издевался над ними, как злой исполин и мучитель, и делал с ними то, что хотел. Мало было людям вместо Бога почитать солнце и прочие небесные светила, — почитали зверей, скотов, растения и почти не было той твари, которую бы не боготвори­ли. О прочих делах, в которых волю пленив­шего их врага исполняли, стыдно и говорить. В такой горький плен попался бедный чело­век! «Ведом в Иудее Бог; в Израиле велико имя Его» (Пс.75:2). Но и в этом малейшем углу света как старался многокозненный враг истинное Богопочитание истребить! Сколько раз Израиль при­водил в идолослужение! Сколько в прочие тяг­чайшие беззакония ввергал их, так что «приноси­ли в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам. И проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых они приносили в жертву истуканам ханаанским, и убита была земля их кровью» (Пс.105:37-38). Не нашлось никого из людей, кто бы из его мучительских рук освободил нас. Надо было прийти Тому, кто сильнее и крепче всех и осво­бодить нас. «Как может кто войти в дом сильно­го и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его» (Мф.12:29). Христос Сын Божий, видя, что не было нам ни­какого помощника, благоволением Отца Свое­го Небесного, вступился за нас, как Сам через пророка говорит: «Воззрел Я, и не было помощни­ка; и помыслил, и никто не защитил; и избавила их мышца Моя, и ярость Моя настала» (Ис.63:5). Этот Милостивейший наш Заступник — Господь, «крепок и силен. Господь силен в брани» (Пс.23:8), вступил в подвиг за нас и победил врага, нашего мучителя. И как Давид Голиа­фа, не оружием, а пращей поразил, так и Хри­стос поразил диавола — врага нашего, не ору­жием, а силой Креста Своего, страданием, тер­пением, и сокрушил его враждебную главу, и поверг его на землю, как мертвеца. И того, кто над нами смеялся и попирал нас, того отдал в попрание нам, рабам Своим, и вывел нас на свободу. Об этом Заступнике нашем, смерти и ада Победителе, Иисусе дерзаем и говорим: если Он за нас, кто на нас? Его силой укрепленые, наступаем на змею, скорпиона, и на всю вражью силу, и торжествуем, восклицая: «Смерть! Где твое жало ? Ад! Где твоя победа ? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Гос­подом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор.15:55—57). Что же нам, освободившимся от такого му­чителя, делать, христиане? Ответ: 1) От чистого сердца благодарить столь Ве­ликого нашего Благодетеля, Который освобо­дил нас от горького плена врага, от которого собственной силой мы никак не могли освобо­диться, и вечно бы были в темной власти, если бы руку помощи не подал нам милостивый Иисус, Сын Божий. За это да будет Ему слава с Отцом Его и Святым Духом! 2) Всегда помнить великое дело Его и петь Ему победную песнь, как Победителю врага нашего. «Помощник и Покровитель, был мне во спасение. Он Бог мой, и прославлю Его» (Исх.15:2). Враг наш пал — мы же восстали и ис­правились. Он был посрамлен — мы же про­славились. Он, пленивший нас, пленен — мы, плененные, освободились. Он, вознесшийся, смирился — мы, смирившиеся, вознеслись, ибо во смирении нашем помянул нас Господь. 3) От чистого сердца любить такого Вели­кого и Высокого Благодетеля, больше Которо­го нет и не может быть. Если мы человека бла­годетеля, который нам какое малое добро сде­лал, любим, то тем более — Христа, Который столько нам дал, что ничем и никогда воздать Ему не сможем, — любить должны. 4) Усердное послушание Ему оказывать и святые заповеди Его соблюдать — да не оскор­бим Его. Отсюда и любовь наша к Нему позна­ется, как Сам говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21). 5) Берегись, чтобы опять не попасться в пленение злокозненному врагу, — да не сдела­емся вечными его пленниками. На свободу нас вывел Христос — постараемся сохранить ее.

7. Господин и его купленный раб

Видим, что раб тому господину служит, ко­торый его купил у другого. Христос, Сын Божий, выкупил нас Себе от диавола и темной его власти. Выкупил не серебром и золотом или другой какой тленной ценой, но Своей Кровью. Крови ради нас Своей не пощадил, пострадать и умереть не отрекся, чтобы нас искупить и Себе присвоить. И хотя сатана ле­стно завладел было нами и поработил себе, но Христос, Господь наш вступился за нас, и из­бавил от горького рабства, и присвоил Себе, и сделал нас рабами Своими. И мы при Креще­нии святом, когда вступали в христианство, отреклись от врага этого, от всей гордыни его, от всех злых дел его, и обещали Искупителю нашему Иисусу служить. «И вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор.6:19—20). Какая цена дана за нас? Серебро или зо­лото? Нет! Что же? Кровь честная пролита! Чья она? Простого ли человека? Нет! Кто же Он такой, Который так милосердно с нами поступил, что Крови Своей ради нас, пора­бощенных врагом и мучителем, не пощадил? Господь и Бог наш! «Он приобрел нас Кровью Своею» (Деян.20:28). О воистину великая цена, бесценная цена дана за нас! Воистину не свои мы, а купленные рабы Христовы! Христу, как Господу нашему, купившему нас, служить дол­жны, волю Его творить и заповеди Его испол­нять. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор.5:15). Господин повелевает рабу, и слушает его раб. Говорит ему: делай то, — и делает. Иди туда, — и идет. Собирай на стол, — и собира­ет. Христос Господь наш повелевает нам: хри­стианин, люби ближнего, как себя; будь ми­лосерден, смирен, кроток, податлив; берегись всякого греха, и прочее. Должны мы, как рабы Его купленные, делать то, что Он повелевает нам. Тем более, что мы и своей волей обеща­лись служить Ему, и служение это нам, а не Ему полезно. Почтил Он нас столь дорого, что и Себя ради нас не пощадил. «Господи! Что есть чело­век, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его» (Пс.8:5)? Почтим и мы Его, так почтившего нас. Послужим Ему со вся­ким смиренномудрием, как Господу нашему. Тогда и Он нас узнает и признает за рабов Сво­их в день Второго Своего пришествия, и ска­жет каждому из нас: «Добрый и верный раб! Вой­ди в радость господина твоего» (Мф.25:21).

8. Пленник и освободитель

Если бы кто-нибудь был в плену, и там вся­кое мучение от пленившего мучителя терпел, и ничего не ожидал бы от него, кроме горькой смерти, и пришел бы к нему какой-нибудь доб­рый и сильный человек и сказал бы ему: «Вот освобождаю тебя от этой горькой работы и все­го бедствия, и приведу тебя в отечество твое, только иди за мною», — о, с какой великой ра­достью захотел бы тот бедный пленник идти и следовать за тем милостивым освободителем! Христос, Сын Божий, Всесильный и Пребла­гой, к нам, пленным, пришел с небес, послан­ный от Отца Своего Небесного, и говорит нам: «Я к вам от Отца Моего Небесного послан ос­вободить вас и привести вас к Нему в небесное Его царствие». «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Если хотите в вечное блажен­ство прийти и небесное царство наследовать — идите за Мной, и приведу вас туда. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Пойдем же, христианин, за Христом, Из­бавителем нашим, Который к нам пришел, и милостиво посетил нас, и зовет нас в не­бесное Свое царствие, и приведет нас в этот блаженнейший покой и вечную радость, «идеже есть всех веселящихся жилище». Иисус — истинный и верный Вождь, и без Него никто в царствие Божие не войдет. Поручим и мы себя Ему в предводительство, и неотлучно последуем за Ним, и приведет Он нас в место вечного упокоения. За Хрис­том избранные Его последуют не ногами, а сердцем и верой, любовью, смирением, терпением и кротостью. Возлюбим и мы этот путь Христов, и последуем Ему. Низок, сми­ренен и многими презрен этот путь, но один он в высокое Отечество, небо, ведет (См. Мф.7:14). Нет другого пути к вечной жизни, кро­ме пути крестного: «и кто не берет креста сво­его и следует за Мною, тот не достоин Меня», — говорит Господь (Мф.10:38). Если кто Хри­ста недостоин, то кого будет достоин, разве противника Его? Как ни думай, человек, и куда ни обращай свои мысли, нужно нести свой крест и идти за Христом, то есть сле­довать Его смирению, любви, терпению и кротости, то есть, что бы ни приключилось с тобой скорбное, — терпеть без роптания, ради того, что Христос, Избавитель твой, так терпел. Претерпи все без роптания, что ни пошлет тебе святая Божия десница, испей чашу, какую подаст тебе Небесный Отец, и будешь истинный член духовного Тела Хри­стова, и так будешь следовать Главе твоей, Христу. И как с Ним страдаешь, так с Ним и прославишься, как член с главою своею, как сказано в Писании: «с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8:17). И еще: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). «Надейся на Гос­пода, мужайся, и да крепится сердце твое, и надейся на Господа» (Пс.26:14).

9. Преступники и радостная им весть

Если бы какие-нибудь люди тяжко согре­шили перед Царем, и от него были бы посланы в заточение или в ссылку, и пришел бы к ним какой-нибудь вестник от Царя, и объявил бы им, что Царь их прощает, и преступление их ос­тавляет им, и в Отечество и дом их снова воз­вращает, и в мире и покое дает им жить, о какая радостная была бы весть тем бедным осужден­ным! Мы с праотцом нашим Адамом все перед Богом, Царем Небесным, согрешили, и из рая в этот мир, как в заточение и ссылку, посланы. Христос, Сын Божий, великого совета Ангел, пришел к нам, изгнанным и осужденным, и при­нес пресладкую весть от Небесного Своего Отца, и объявил нам, что Бог прощает нас, и опять в милость Свою принимает. «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким», — го­ворит апостол (Еф.2:17). И Сам Христос о Себе благовествует нам. «Он (Отец) помазал Меня благовествовать ни­щим, и послал Меня исцелять сокрушенных серд­цем, проповедовать пленным освобождение, сле­пым прозрение, отпустить измученных на сво­боду, проповедовать лето Господне» (Лк 4:18—19). Как бы сказал: «Не бойтесь, не ужасайтесь, бед­ные и отверженные люди! Я вам добрую весть от Отца Моего Небесного принес. Согрешили вы — Он вам грехи прощает. Отвратились вы от Него — Он вас к Себе опять обращает. Удалились и изгнаны вы от Него — Он вас опять к Себе возвращает. Погибли вы — Он вас через Меня спасает. Выгнали вас из рая за грех — Он вам благода­тью Своей, вместо рая, небо подает. Примите Меня как Посланника Его. «Да не смущается сер­дце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14:1—2). В ту оби­тель вас, изгнанных, призываю и возвращаю». О вести, для всего мира самые дорогие, сладчайшие и благоприятнейшие! Воистину ничего приятнее этой вести не может быть нам, бедным грешникам! Не так приятна го­лодным пища, жаждущим — холодная вода, плененным — свобода, сидящим во тьме — свет, утомленным — покой, больным — здо­ровье, как нам, бедным, удаленным от Бога, отверженным, осужденным и погибшим грешникам, приятна эта весть. Не бойся, не отчаивайся, бедный грешник! Христос, Сын Бога Живого, Царь и Царя Не­бесного Сын возлюбленный и Единородный, от Отца Своего Небесного посланный, пришел тебя спасти и в небесное Свое царствие приве­сти. «Сын Человеческий пришел взыскать и спас­ти погибшее» (Лк 19:10). «Верно и всякого приня­тия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­нородного, дабы всякий верующий в Него, не по­гиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но что­бы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16—17). Благодарим Тебя, Человеколюбец, Едино­родный Сын и Слово Божие, что Ты нам та­кую сладкую и утешительную весть от Отца Своего Небесного принес, и тем сердца наши, ядом древнего змея огорченные, усладил! Ве­руем в Тебя, Сына Бога Живого, и пославшего Тебя Небесного Отца Твоего, и Тобою, Кото­рый есть Путь, Истина и Жизнь, к Нему прий­ти надеемся. И будем славить Тебя во веки веч­ные с Отцом Твоим и Святым Духом! «Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповали на Тебя» (Пс.32:22). «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки, аминь!» Этой пресладкой вестью, или Евангелием Господа нашего Иисуса Христа, утешайся, пе­чальная душа, согрешившая и кающаяся! Она и в жизни твоей, во время зноя духовного бу­дет прохлаждением, и в час смертного подвига живым утешением. Пришел Сын Божий, грешников спасти, не таких и таких, а всяких, какие бы они ни были. Только бы покаялись, веровали в пришедшего грешников спасти Иисуса Христа — и рай им откроется рукой на Кресте распятого Христа. Покайся и ты, грешник, и веруй в святое и сладчайшее Евангелие это, и, без сомнения, войдешь с разбойником в рай. «Благословен Гос­подь Бог Израилев, что посетил народ Свой и со­творил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвес­тил устами бывших от века святых пророков Своих» (Лк 1:68-70).