Собрание сочинение. Том 1. Аскетические опыты

Египетские отцы признавали дар руководить братий ко спасению величайшим да­ром Святаго Духа. Не обученный науке монашества правильно, утверждали они, не может и преподавать ее правильно (Книга 11, о уставе ночных молитв и псалмов, гл. 3). Некоторые были восхищены Боже­ственной благодатью из страны страстей и перенесе­ны в страну бесстрастия, — этим избавлены от тяжко­го труда и бедствий, испытываемых всеми, преплыва­ющими бурное, обширное, глубокое море, которым отделяется страна от страны. Они могут поведать под­робно и верно о стране бесстрастия, но не могут дать должного отчета о плавании чрез море, о том плава­нии, которое не изведано ими на опыте. Великий на­ставник монашествующих святой Исаак Сирский, объяснив, что иные, по особенному смотрению Бо­жию, скоро получают Божественную благодать и освя­щение, решился присовокупить, что, по мнению его, тот, кто не образовал себя исполнением заповедей и не шествовал по пути, по которому прошли апостолы, недостоин называться святым (избрано из разных мест 55-го Слова).«Кто же победил страс­ти при посредстве исполнения заповедей и многотруд­ного жительства в благом подвиге, тот да ведает, что он стяжал здравие души законно» (избрано из разных мест 55-го Слова). «Порядок преда­ния таков: терпение с понуждением себя борется про­тив страстей для приобретения чистоты. Если страсти будут побеждены, то душа стяжавает чистоту. Истинная чистота доставляет уму дерзновение во время молит­вы» (избрано из разных мест 55-го Слова). В послании к преподобному Симеону чудотвор­цу святой Исаак говорит: «Ты пишешь, что чистота сердца зачалась в тебе и что память Божия (умная мо-литва Иисусова) очень воспламенилась в сердце твоем, разогревает и разжигает его. Если это — истинно, то оно — велико, но я не хотел бы, чтоб ты написал мне это: потому что тут нет никакого порядка» (избрано из разных мест 55-го Слова). «Если хочешь, чтоб сердце твое было вместилищем таинств нового века, то прежде обогатись подвигом телесным, постом, бдением, служением братии, послушанием, терпением, низложением помыслов и прочим тому по­добным. Привяжи ум твой к чтению и изучению Писа­ний; изобрази заповеди пред очами твоими и отдай долг страстям, побеждаясь и побеждая; приучайся к непрестанной молитве и молению, и постоянным уп­ражнением в них исторгни из сердца всякий образ и всякое подобие, которыми грех запечатлел тебя в пре­жней жизни твоей» (избрано из разных мест 55-го Слова). «Ты знаешь, что зло взошло в нас при посредстве преступления заповедей: из этого явствует, что здравие возвращается исполнением запо­ведей. Без делания заповедей нам даже не должно же­лать очищения души или надеяться на получение его, когда не ходим по тому пути, который ведет к очище­нию души. Не скажи, что Бог может и без делания за­поведей, благодатью даровать очищение души: это — судьбы Божии, и Церковь воспрещает просить, чтоб совершилось с нами такое чудо. Иудеи, возвращаясь из Вавилона в Иерусалим, шли обыкновенным путем и в течение определенного на такой путь времени; со­вершив путешествие, они достигли святого града сво­его и увидели чудеса Господа. Но пророк Иезекииль сверхъестественно восхищен был действием духовным, поставлен во Иерусалим и по Божественному от­кровению соделался зрителем будущего обновления. По образу этого совершается и относительно чисто­ты души. Некоторые входят в чистоту души путем, проложенным для всех, путем законным: хранением за­поведей в жительстве многотрудном, проливая кровь свою. Иные же сподобляются чистоты по дару благода­ти. Дивно то, что не дозволено испрашивать молитвою даруемое нам благодатью, оставя деятельное житель­ство по заповедям» (избрано из разных мест 55-го Слова). «Немощному, нуждающемуся быть вскормленным млеком заповедей, полезно жи­тельство со многими, чтоб он и обучился, и был обуз­дан, чтоб был заушен многими искушениями, падал и восставал, и стяжал здравие души. Нет такого мла­денца, который не был бы вскормлен молоком, — и не может быть истинным монахом тот, кто не вос­питан млеком заповедей, исполняя их с усилием побеждая страсти и таким образом сподобляясь чис­тоты» (избрано из разных мест 55-го Слова).

Можно и новоначальному, и юному преподать ум­ную и сердечную молитву, если он к ней способен и подготовлен. Такие личности были очень редки и в прежние времена, предшествовавшие времени общего растления нравов. Я был свидетелем, что старец, стяжавший благодатную молитву и духовное рассуждение, преподал советы об умной и сердечной молитве неко­торому новоначальному, сохранившему девство, предуготовленному с детства к принятию таинственного уче­ния о молитве изучением христианства и монашества, ощутившему уже в себе действие молитвы. Старец объяснил возбуждение молитвенного делания в юноше его девственностью. Совсем другому правилу подлежат и молодые люди, и люди зрелых лет, проводившие до вступления в монастырь жизнь рассеянную, при скуд­ных, поверхностных понятиях о христианстве, стяжав­шие различные пристрастия, особливо растлившие целомудрие блудом. Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и незаконно, в одно тело (1Кор.6:16): по этой причине, хотя он прощается немедленно пос­ле раскаяния в нем и исповеди его, при непременном условии, чтоб покаявшийся оставил его, но очищение и истрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтоб связь и единение, установившиеся между телами, насадившиеся в сердце, заразившие душу, изветшались и уничтожились. Для уничтожения несчастного усвоения Церковь полагает впавшим в блуд и в прелюбодеяние весьма значитель­ные сроки для покаяния, после чего допускает их к Причащению Всесвятым Телу и Крови Христовым.

«Каждый да обсуждает душу свою, — говорит преподоб­ный Макарий Великий, рассматривая и исследуя тщательно, к чему она чувствует привязанность, и если усмотрит, что сердце находится в разногласии с зако­нами Божиими, то да старается всеусильно охранить как тело, так и душу от растления, отвергая общение с нечистыми помыслами, если хочет ввести душу в со­жительство и лики чистых дев, по данному обету» при крещении и при вступлении в иночество: «потому что вселение и хождение Божие обетовано Богом только в душах вполне чистых и утвержденных в правильной любви» [97] . «Рачительный к пашне земледелец сперва обновляет ее и исторгает из нее плевелы, потом уже засевает ее семенами: так и тот, кто ожидает, чтоб душу его засеял Бог семенами благодати, во-первых, должен очистить душевную ниву, чтоб семя, которое впослед­ствии повергнет на эту ниву Святый Дух, принесло совершенный и многочисленный плод. Если этого не будет сделано прежде всего и если человек не очистит себя от всякой скверны плоти и духа, то он пребудет плотью и кровью, и далеко отстоящим от жизни» в Боге. «Кто принуждает себя исключительно и всеусильно к молитве, но не трудится о приобретении смирения, любви, кротости и всего сонма прочих доб­родетелей, не внедряет их в себя насильно, тот может достигнуть только до того, что иногда, по прошению его, касается его Божественная благодать, потому что Бог по естественной благости Своей человеколюбиво дарует просящим то, чего они хотят. Если же получив­ший не приобучит себя к прочим добродетелям, упо­мянутым нами, и не стяжет навыка в них, то или ли­шается полученной благодати, или, вознесшись, ни­спадает в гордость, или, оставаясь на низшей степени на которую взошел, уже не преуспевает более и не ра­стет. Престолом и покоем, так сказать, для Святаго Духа служат смирение, любовь, кротость и, последова­тельно, все святые заповеди Христовы. Итак, кто захо­тел бы, совокупляя и собирая в себе все добродетели равно и без исключения, тщательным приумножением их достичь совершенства, тот, во-первых, да насилует себя, как мы уже сказали, и постоянно поборая упор­ное сердце, да тщится представить его покорным и благоугодным Богу. Употребивший, во-первых, такое насилие над собою и все, что ни есть в душе, противо­действующего Богу, возвративший, как бы укрощенно­го дикого зверя, в покорность повелениям Божиим, в повиновение направлению истинного, святого учения, благоустроивший таким образом свою душу, если будет молиться Богу и просить Бога, чтоб Бог даровал преус­пеяние начинаниям его, то получит вкупе все просимое, человеколюбивейший Бог предоставит ему все во все­обилии, чтоб дар молитвы в нем возрос и процвел, бу­дучи услажден Святым Духом» [98] . «Впрочем, знай, что во многом труде и в поте лица твоего воприимешь утрачен­ное сокровище твое: потому что беструдное получение блага несообразно с твоею пользою. Полученное без труда ты потерял, и предал врагу наследие твое» [99] .

Ученик. Когда я молюсь, то уму моему представля­ется множество мечтаний и помыслов, не допускаю­щих чисто молиться: не может ли возникнуть из этого прелесть или какой другой вред для меня?

Старец. Множеству помыслов и мечтаний естествен­но возникать из падшего естества. Даже свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные при­знаки падения его и впечатления, произведенные про­извольными согрешениями [100] . Также диавол, зная, какое великое благо — молитва, старается во время ее возму­тить подвижника греховными, суетными помыслами и мечтаниями, чтоб отвратить его от молитвы или мо­литву сделать бесплодною (преподобный Нил Сорский, Слово 31). Из среды помыслов, меч­таний и ощущений греховных, из среды этого порабо­щения и плинфоделания нашего, тем сильнее возопи-ем и будем вопить молитвою ко Господу, подобно израильтянам, возстенавшим от дел и возопившим. И взы­де, говорит Писание, вопль их к Богу от дел. И услыша Бог стенание их (Исх.2:23,24). — Общее правило борьбы с греховны­ми начинаниями заключается в том, чтоб отвергать грех при самом появлении его, убивать таинственных вавилонян, доколе они младенцы (Пс.136:9). «Разумно борю­щийся, — сказал преподобный Нил Сорский, — отра­жает матерь злого мысленного сонмища, то есть пер­вое прикосновение лукавых мыслей к уму его. Отразивший это первое прикосновение разом отразил и все последующее за ним сонмище лукавых мыслей» (Слово 2, в начале). Если же грех, по причине предварившего порабощения ему и навыка к нему, насилует нас, то и тогда не долж­но унывать и приходить в расслабление и отчаяние; должно врачевать невидимые побеждения покаянием и пребывать в подвиге с твердостью, мужеством, посто­янством. Греховные и суетные помыслы, мечтания и ощущения тогда могут, несомненно, повредить нам, ког­да мы не боремся с ними, когда услаждаемся ими и насаждаем их в себя. От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отвер­женными зарождаются и укрепляются страсти, может вкрасться в душу неприметным образом прелесть. Ког­да же мы противимся греховным помыслам, мечтам и ощущениям, тогда самая борьба с ними доставит нам преуспеяние и обогатит нас деятельным разумом. Не­который старец, преуспевший в умной молитве, спро­сил другого инока, также занимавшегося ею: «Кто обу­чил тебя молитве?» Инок отвечал: «Демоны». Старец улыбнулся и сказал: «Какой соблазн произнес ты для не знающих дела! Однако скажи, каким образом демо­ны выучили тебя молитве?» Инок отвечал: «Мне попу­щена была тяжкая и продолжительная брань от лютых помыслов, мечтаний и ощущений, не дававших мне покоя ни днем, ни ночью. Я истомился и исхудал не­имоверно от тяжести этого неестественного состоя­ния. Угнетенный натиском духов, я прибегал к молит­ве Иисусовой. Брань достигла такой степени, что при­видения начали мелькать в воздухе пред глазами моими чувственно. Я ощущал постоянно, что горло мое пере­тянуто как бы веревкой. Потом, при действии самой брани, я начал чувствовать, что молитва усиливается и надежда обновляется в сердце моем. Когда же брань, делаясь легче и легче, наконец, совсем утихла, — вне­запно появилась молитва в сердце моем сама собою». Будем молиться постоянно, терпеливо, настойчиво. Бог, в свое время, даст благодатную, чистую молитву тому, кто молится без лености и постоянно своею не­чистою молитвою, кто не покидает малодушно молитвенного подвига, когда молитва долго не поддается ему. Образец успеха настойчивой молитвы Иисусовой ви­дим в Евангелии. Когда Господь выходил из Иерихона в сопровождении учеников и народного множества, тогда слепец Вартимей, сидевший при пути и просивший милостыни, узнав, что Господь проходит мимо, начал кричать: Сыне Давидов, Иисусе, помилуй мя. Ему воспрещали кричать, но он тем более кричал. Послед­ствием неумолкающего крика было исцеление слепца Господом (см. Мк.10:46-52). Так и мы будем вопить, несмотря на вос­стающие из падшего естества и приносимые диаволом помыслы, мечтания и ощущения греховные, для воспрепятствования нашему молитвенному воплю, — и, несомненно, получим милость.

Ученик. Какие истинные плоды молитвы Иисусо­вой, по которым новоначальный мог бы узнать, что он молится правильно?

Старец. Первоначальные плоды молитвы заключа­ются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой, упражнение которою превыше псалмопения и прочего молитвословия (прп. Нил Сорский, Слово 11). От внимания рождается умиление, а от умиления усугубляется внимание. Они усиливаются, рождая друг друга; они доставляют молитве глубину, оживляя постепенно сердце; они доставляют ей чистоту, устраняя рассеянность и мечтательность. Как ис­тинная молитва, так и внимание и умиление суть дары Божии. Как желание стяжать молитву мы доказываем принуждением себя к ней: так и желание стяжать вни­мание и умиление доказываем понуждением себя к ним. Далее плодом молитвы бывает постепенно рас­ширяющееся зрение своих согрешений и своей гре­ховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач. Плачем называется преизобильное умиление, соединенное с болезнованием сердца сокрушенного и смиренного, действующее из глубины сердца и объем­лющее душу. Потом являются ощущения присутствия Божия, живое воспоминание смерти, страх суда и осуждения. Все эти плоды молитвы сопровождаются плачем и, в свое время, осеняются тонким, святым духовным ощущением страха Божия. Страх Божий невоз­можно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий — ощущение совер­шенно новое. Страх Божий — действие Святаго Духа.

От вкушения этого чудного действия начинают истая­вать страсти, — ум и сердце начинают привлекаться к непрерывному упражнению молитвою. По некотором преуспеянии приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и ближним без различия добрых от злых, терпения скорбей, как попущений и врачеваний Божи­их, в которых необходимо нуждается наша грехов­ность. Любовь к Богу и ближним, являющаяся посте­пенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием беско­нечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее, не может быть сравнена ни с какою любо­вью, движущеюся в падшем естестве, как бы ни была эта естественная любовь правильною и священною. Одоб­ряется закон естественный, действующий во времени, но закон вечный, закон духовный настолько выше его, насколько Святый Дух Божий выше духа человеческого. О дальнейших плодах и последствиях моления святей­шим именем Господа Иисуса останавливаюсь говорить: пусть блаженный опыт научит им и меня, и других. Последствия и плоды эти подробно описаны в Добротолю­бии, этом превосходном, боговдохновенном руководстве к обучению умной молитве для преуспевших иноков, способных вступить в пристанище священного безмол­вия и бесстрастия. Признавая и себя, и тебя новона­чальными в духовном подвиге, имею преимущественно в виду, при изложении правильных понятий о упражне­нии молитвою Иисусовою, потребность новоначаль­ных, потребность большинства. «Стяжи плач, — сказали отцы, — и он научит тебя всему» [101] . Восплачем и будем постоянно плакать пред Богом: Божие не может прий­ти иначе, как по благоволению Божию, — и приходит оно в характере духовном, в характере новом, в таком характере, о котором мы не можем составить себе ни­какого понятия в нашем состоянии плотском, душев­ном, ветхом, страстном (св. Исаак Сирский, Слово 55).

Достойно особенного замечания то мнение о себе, которое насаждается правильною молитвою Иисусо­вою в делателе ее. Иеромонах Серафим Саровский до­стиг в ней величайшего преуспеяния. Однажды настоя­тель прислал к нему монаха, которому благословил начать пустынножитие, с тем, чтоб отец Серафим на­ставил этого монаха пустынножитию столько, сколько сам знает этот многотрудный образ иноческого жительства. Отец Серафим, приняв инока очень привет­ливо, отвечал: «И сам я ничего не знаю». При этом он повторил иноку слова Спасителя о смирении (см. Мф.11:29) и объяснение их святым Иоанном Лествичником чрез действие сердечной молитвы Иисусовой (Наставления отца Серафима, издание 1844 г.). Рассказыва­ли мне следующее о некотором делателе молитвы. Он был приглашен благотворителями монастыря в губернский город. Посещая их, инок постоянно затруднялся, не находя, что говорить с ними. Однажды был он у весьма благочестивого христолюбца. Этот спросил мо­наха: «Отчего ныне нет беснующихся?» «Как нет? — от­вечал монах, — их много». — «Да где ж они?» — возра­зил христолюбец. Монах отвечал: «Во-первых, вот — я». «Полноте! Что вы говорите!» — воскликнул хозяин, посмотрев на монаха с дикой улыбкой, в которой выражались и недоумение, и ужас. «Будьте уверены...» — хотел было продолжать монах. — Полноте, полноте! — прервал хозяин и начал речь с другими о другом, а монах замолчал. Слово крестное и самоотвержение юрод­ство есть (1Кор.1:18) для не понимающих действия и силы их. Кто, не знающий молитвенного плача и тех таинств, которые он открывает, поймет слова, исшедшие из глу­бины плача? Достигший самовоззрения посредством духовного подвига видит себя окованным страстями, видит действующих в себе и собою духов отверженных. Брат вопросил Пимена Великого, как должен житель­ствовать безмолвник. Великий отвечал: «Я вижу себя подобным человеку, погрязшему в болоте по шею, с бременем на шее, и вопию к Богу: помилуй меня» (Патерик Скитский). Этот святой, наученный плачем глубочайшему, непо­стижимому смиренномудрию, говаривал сожительство­вавшим ему братиям: «поверьте мне: куда ввергнут диа­вола, туда ввергнут и меня» (Патерик Скитский). Воспоминанием о совершенном иноке, о Пимене Великом, заключим нашу беседу о молитве Иисусовой.

Ученик. Мое сердце жаждет слышания: скажи еще что-нибудь.

Старец. Очень полезно для упражняющегося молит­вою иметь в келье иконы Спасителя и Божией Матери, довольно значительного размера. По временам можно обращаться при молитве к иконам, как бы к Самим при­сутствующим тут Господу и Божией Матери. Ощущение присутствия Божия в келье может сделаться обычным. При таком постоянном ощущении мы будем пребывать в келье со страхом Божиим, как бы постоянно под взо­рами Бога. Точно: мы находимся всегда в присутствии Бога, потому что Он вездесущ, — находимся всегда под взорами Бога, потому что Он все и всюду видит. Слава всемилосердному Господу, видящему нашу греховность и согрешения, долготерпеливо ожидающему нашего пока­яния, даровавшему нам не только дозволение, но и за­поведь умолять Его о помиловании.

Воспользуемся неизреченной милостью Божией к нам! Примем ее с величайшим благоговением, с вели­чайшей благодарностью! Возделаем ее во спасение наше с величайшим усердием, с величайшей тщательностью! Милость даруется Богом во всем обилии, но принять ее или отвергнуть, принять ее от всей души или с двоедушием, предоставляется на произвол каж­дого человека. Чадо! от юности твоея избери наказание, и даже до седин обрящеши премудрость. Якоже оряй и сеяй при­ступи к ней, и жди благих плодов ея: в делании бо ея мало потрудишися, и скоро будеши ясти плоди ея (Сир.6:18-20). В заутрии сей семя твое, и в вечер да не оставит рука твоя (Еккл.11:6 по объяснению преподобного Григория Синаита). Испове­дайтеся Господеви и призывайте имя Его. Взыщите Господа и утвердитеся: взыщите лица Его выну (Пс.104:1,4). Этими словами Священное Писание научает нас, что подвиг служения Богу, подвиг молитвы должен быть совершаем от всея души, постоянно и непрерывно. Скорби внешние и внутренние, долженствующие непременно повстречать­ся на поприще этого подвига, подобает преодолевать верою, мужеством, смирением, терпением и долго­терпением, врачуя покаянием уклонения и увлечения. И оставление молитвенного подвига, и промежутки в нем крайне опасны. Лучше не начинать этого подвига, нежели, начавши, оставить. Душу подвижника, оставив­шего предпринятое им упражнение в молитве Иисусовой, можно уподобить земле обработанной и удоб­ренной, но впоследствии заброшенной: на такой земле с необыкновенною силою вырастают плевелы, пускают глубокие корни, получают особенную дебе­лость. В душу, отрекшуюся от блаженного союза с мо­литвою, оставившую молитву и оставленную молит­вою, вторгаются страсти бурным потоком, наводняют ее. Страсти стяжавают особенную власть над такою душою, особенную твердость и прочность, запечатле­ваются ожесточением и мертвостью сердца, невери­ем. Возвращаются в душу демоны, изгнанные молит­вою; разъяренные предшествовавшим изгнанием, воз­вращаются они с большим неистовством и в большем числе. Последняя человеку тому бывают горше первых (Мф.12:45), по определению Евангелия: состояние подвергшегося вла­дычеству страстей и демонов после избавления от них при посредстве истинной молитвы несравненно бед­ственнее, нежели состояние того, кто не покушался свергнуть с себя иго греховное, кто меча молитвы не вынимал из ножен его. Вред от промежутков или от периодического оставления молитвенного подвига по­добен вреду, происходящему от совершенного оставле­ния; вред этот тем значительнее, чем промежуток про­должительнее. Во время сна подвижников, то есть во время нерадения их о молитве, приходит враг, не види­мый чувственными очами, не примеченный подвижни­ками, попустившими себе увлечение и рассеянность, на­севает плевелы посреде пшеницы (Мф.13:25). Сеятель плевелов очень опытен, коварен, исполнен злобы: легко ему посеять плевел самый злокачественный, ничтожный по наруж­ности и в начале своем, но впоследствии обхватываю­щий и перепутывающий многочисленными отпрыска­ми всю душу. Иже несть со Мною, сказал Спаситель, на Мя есть, и иже не собирает со Мною, расточает (Лк.11:23). Молитва не доверяет себя делателям двоедушным, непостоянным; стропотна есть зело ненаказанным, и не пребудет в ней безум­ный; яко камень искушения будет крепок на нем, и не замед­лит отврещи ея. Слыши, чадо, и приими волю мою, и не от­вержи совета моего: и введи нозе твои в оковы ея, и в гривну ея выю твою. Подложи рамо твое и носи ю, и не гнушайся узами ея. Всею душою приступи к ней, и всею силою твоею соблюди пути ея. Изследи и взыщи, и познана ти будет и емся за ню, не остави ея. Напоследок бо обрящеши покой ея, и обра­тится тебе в веселие: и будут ти пути ея в покой крепости, и гривны ея на одеяние славы (Сир.6:21-30). Аминь.

ЧИН ВНИМАНИЯ СЕБЕ ДЛЯ ЖИВУЩЕГО ПОСРЕДИ МИРА

(написано вследствие желания проводить среди мира