Собрание сочинение. Том 1. Аскетические опыты

внимательную жизнь для некоторого благочестивого

мирского лица)

Душа всех упражнений о Господе — внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Же­лающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда про­тив воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Бо­жий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения, тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума.

Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар в крови, очень содействует вниманию к себе; а разгоря­чение крови — как-то от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гне­вом, от упоения тщеславием и от других причин — рождает множество помыслов и мечтаний, иначе, рас­сеянность. Святые отцы предписывают желающему вни­мать себе, во-первых, умеренное, равномерное, постоянное воздержание в пище (Добротолюбие, ч.2, главы преподобного Филофея Синайского).

Проснувшись — в образ ожидающего всех челове­ков пробуждения из мертвых — направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений. С тишиною, очень осторожно, исполнив все нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное мо­литвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением. После молитвенного правила, опять всеми силами заботясь о внимании, чи­тай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и запо­ведания Христа, чтоб по ним можно было направить свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется силами человека и обстоятель­ствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи расстра­ивает и ослабляет желудок: так и неумеренное употреб­ление духовной пищи ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние (Исаак Сирский, Слово 71). Для новоначального святые отцы пред­лагают частые молитвы, но непродолжительные. Ког­да же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. К христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова святого апостола Павла: Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком мес­те, воздеюще преподобным руки без гнева и размышления (1Тим.2:8), то есть бесстрастно и без всякого развлечения или па­рения. Свойственное мужу еще несвойственно младен­цу. Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солн­цем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да ис­ходит человеком на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, от­крытая и объясненная человекам в евангельских запо­ведях.

Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых из­бранных молитв или некоторых избранных мест из Писания и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. Если ж этих золотых минут не выпадает, то должно пожа­леть о них, как о потере сокровища. Что утрачено се­годня, не надо потерять в следующий день: потому что сердце наше удобно предается нерадению и забыв­чивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения че­ловеческого.

Если случится сказать или сделать что-нибудь про­тивное заповедям Божиим, то немедленно врачуй по­грешность покаянием и посредством искреннего пока­яния возвращайся на путь Божий, с которого уклонил­ся нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия! — Приходящим греховным помышлениям, меч­таниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря с святым патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом (Быт.30:9). Внимающий себе должен отказать­ся от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтатель­ность есть скитание ума, вне истины, в стране призра­ков не существующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечта­тельности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда — душевное рас­стройство.

Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатрудни­тельно: потому что по причине внимания к себе уничто­жается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. Итак: припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи богомыслием день, начатый бого­мыслием.

Куда уходят все помышления и чувствования спяще­го человека? Что это за таинственное состояние — сон, при котором душа и тело живы и вместе не живут, чуж­ды сознания своей жизни, как бы мертвые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывающая самые лютые горести и бедствия земные, в образ своего вечного покоя; а тело!.. Если оно вос­стает от сна, то непременно воскреснет и из мертвых. Сказал великий Агафон: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели» (Патерик Скитский). Аминь.

МОЛЯЩИЙСЯ УМ ВЗЫСКУЕТ СОЕДИНЕНИЯ С СЕРДЦЕМ

Затворились двери чувств: язык безмолвствует, гла­за закрылись, слух не внемлет ничему, что вне меня. Ум, одеянный в молитву, сложив бремя земных помыш­лений, нисходит к сердечной клети. Двери клети замк­нуты; повсюду темнота, мрак непроницаемый. И ум, в недоумении, начинает стучаться молитвою в двери сердца; стоит терпеливо при дверях, стучится, ждет, опять стучится, опять ждет, опять молится. Нет ника­кого ответа, не раздается никакого голоса! Мертвая тишина и мрак отвечают гробовым молчанием. Ум от­ходит от дверей сердца, печальный, и в горьком плаче ищет отрады. Он не был допущен предстать Царю ца­рей в святилище внутренней клети.

За что, за что ты отвергнут?